У книжной полки. Дневник полкового священника

11 декабря 2023 г.

«11 июня 1904 года. 5.30 утра, пора на вокзал; играет полковая музыка: «Всадники, други, в поход собирайтесь…» Итак, наступила минута бросить все родное, что так любил, для чего тратил силы: семью, жену, родителей, родных, духовных детей, церковь, школу, дом, библиотеку… Ох, Боже мой, как тяжело!.. Больно в сердце отозвался призыв бросить все и всех и идти в путь далекий на войну!.. Да, если бы не крепкая вера в святые принципы: «Вера, царь и дорогая Родина», то трудно было бы справиться с собою. Но сознание, что мы идем защищать эту «душу» русской жизни и ради этого жертвуем всем, одушевляет, и мы справляемся с собою, бодримся…» Такими словами открывается дневник полкового священника Митрофана Сребрянского, служившего на Дальнем Востоке в годы Русско-японской войны. Этот дневник, вышедший в свет в издательстве Благовест, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Священник Митрофан Сребрянский, или архимандрит Сергий, ближайший друг и духовник великой княгини Елизаветы Федоровны, прожил долгую, полную испытаний жизнь. Родился он в далеком 1870 году, в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей духовного сословия, он закончил духовную семинарию, но не сразу вступил на священническую стезю. Юноша поступил в Варшавский ветеринарный институт, где попал в среду неверующих студентов. Но он не закоснел в неверии, а наоборот, стал усердно посещать православный храм. В это же время Митрофан познакомился с будущей супругой Ольгой.

2. В январе 1893 года они обвенчались. В этом же году в начале марта Митрофан был рукоположен в сан диакона, а через год состоялась его священническая хиротония, и он был назначен священником 47-го драгунского Татарского полка. А еще через два года – в Орел, в 51-й Драгунский Черниговский полк. В 1904 году началась Русско-японская война. 11 июня 51-й драгунский Черниговский полк выступил в поход на Дальний Восток. Вместе с полком отправился и отец Митрофан. У священника не было ни тени сомнений, ни помыслов уклониться от исполнения своего долга. За семь лет служения полковым священником в Орле он настолько сжился со своей воинской паствой, что она стала для него как одна большая семья, с которой он разделял все тяготы походной жизни. Везде, где представлялась возможность, он со своими помощниками ставил походную церковь и служил.

3. Во время служения в действующей армии отец Митрофан и начал вести подробный дневник, который печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой. Дневник дает полное представление о нем, как о смиренном пастыре, верном своему священническому долгу. Здесь, в условиях походных трудностей, тяжелых боев, где солдаты и офицеры рисковали жизнью, он увидел, насколько русский человек любит свою Родину, с каким смирением отдает за нее свою жизнь. Так, например, 24 июня 1904 года он пишет: «Какою широкою волною разливается песнь наших воинов! Какая ширь, мощь, энергия в песнях этих! Именно только русские воины так поют, в их песне ясно чувствуется бесхитростность, простодушие, вера и сила, сила могучая, не падающая, не теряющаяся при напастях, а идущая все вперед и вперед, пока не достигнет цели своей…

4. Да, особенно поет войско русское: грянет ли хором с бубнами песнь военную — заликует друг, затрепещет враг; запоют ли хором «Отче наш» — слышит Бог его веру и молитву сердечную! Люблю я своих воинов, с малолетства стал любить их, а теперь в восхищении от их терпения, безропотности, даже радости, что вот-де и они «сподобились» постоять за Русь-матушку, за царя-батюшку, за веру православную — это их слава!» А вот другая запись, от 9-10 сентября. «В 12 часов пришел наш генерал, офицеры нашего полка, гости, и я отслужил молебен святому Феодосию. Проповедь говорил на тему, что святой Феодосий принадлежал к военной семье, и, однако, это не помешало его спасению; посему просил воинов отбросить ложный взгляд, будто на военной службе можно себе позволить много лишнего, греховного, чего никогда бы в гражданской жизни не сделал: Бог-де простит.

5. Разве военная служба привольная, греховная? Нет и нет. Разве военная служба мешает искренно веровать в Бога, горячо молиться, соблюдать уставы святой Церкви, хранить чистоту помыслов, воздержание в слове, целомудрие, честность, трудолюбие, послушание, уважение к старшим?.. Конечно, нет. Она даже наиболее к этому-то и обязывает да еще прибавляет венец мученичества: «Спасайтесь же!»» Отец Митрофан был со своими солдатиками и на передовой, и во время отдыха. Все тяготы и лишения он переносил вместе с ними, участвуя в рейдах по тылам противника, прикрытии отхода Русской Армии. Он был рядом с умирающими, рядом со страдающими от ран, рядом с теми, кому только предстояло идти в свой первый бой.

6. Читая дневник, можно также отметить, что отец Митрофан старался использовать любую возможность, чтобы отслужить хотя бы молебен, Литургия была для него настоящей радостью. Вот запись от 23-25 ноября 1904 года: «Рано проснулся, что-то плохо спал. Достал икону святого Митрофания и пошел на бивак к своим солдатам. Размели местечко на огороде, достали палатку, в которой мы раньше жили, и расставили ее. В ней я приготовил походный престол, положил на него святой антиминс, иконы — полковую и святого Митрофания, на землю вместо ковра — попону. Вот и церковь! Настоящую же походную церковь не решились расставить: слишком замерзла земля, да и иконы ломаются от мороза… Рад я был невыразимо, что отслужил: здесь ведь живешь и не знаешь, где завтра будешь».

7. За те месяцы, пока отец Митрофан был на войне, у него, как он сам отмечает в дневнике, «создалась такая сильная привычка описывать пережитое, что, когда проходит день и перо в руках не побывало, душа непокойна: будто согрешил». Но изначально его дневник не предназначался к печатанию, а появился в свет исключительно по желанию родственников и почитателей священника. Не протестуя из Маньчжурии против печатания его «Дневника», отец Митрофан лишь усердно просил читателей не быть взыскательными к его творению, умоляя помнить ту обстановку, при которой ему приходилось вести свой «Дневник», и ту спешность, с какой он писал, стараясь поскорее отослать написанное в Россию нетерпеливым родственникам.

***

За выдающиеся пастырские заслуги во время войны отец Митрофан Сребрянский был возведен в сан протоиерея. 2 июня 1906 года он вернулся в Орел. Впоследствии стал духовным руководителем Марфо-Мариинской обители милосердия, а также наставником и помощником матушки-настоятельницы – Елизаветы Федоровны. В годы гонений священник 16 лет провел в ссылках, лагерях и тюрьмах. Скончался 5 апреля 1948 года. В 2000 году он был прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. 11 декабря празднуется день обретения мощей святого, которые сейчас находятся в Воскресенском кафедральном соборе Твери. И как наследие потомкам – «Дневник» отца Митрофана, в котором описаны впечатления от увиденного и пережитого на войне.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать