***
1. В этой книге собраны беседы, наставления, советы великих русских старцев: преподобных Паисия Величковского, Серафима Саровского, Варнавы Гефсиманского, Алексия Зосимовского, святых праведных Иоанна Кронштадского и Алексия Московского (Мечёва), преподобного Силуана Афонского, святых Оптинских отцов и многих других, а также старцев - наших современников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова. Открывает этот сборник одна из бесед великого старца Паисия Величковского с паломником.
2. Преподобный Паисий, основатель русского старчества, переводчик множества святоотеческих творений, был настоятелем Нямецкой лавры. Слава о мудром старце привлекала в эту отдаленную молдавскую обитель сотни паломников не только из Молдавии и Валахии, но и из других славянских земель, в том числе и из России. И вот в опубликованной беседе святой старец говорит о том, как спастись мирянину. «Советую вам, - говорит прп. Паисий, - прилежнее читать Божественное Писание и учения святых и богоносных отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божия, то есть истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению». «Православная вера, по словам старца, есть та, которую содержит Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь Восточная; без этой веры православной никак нельзя никому спастись».
3. Последователями прп. Паисия были оптинские старцы, наставления которых также представлены на страницах этой книги. Так, например, в сборник вошли одиннадцать бесед прп. Варсонофия, каждая из которых отвечает на разные вопросы духовной жизни. А одна из них так и называется «Беседа о смысле всей жизни». Как отмечают издатели, «поступив в монастырь в 1891 году, преподобный Варсонофий, по словам преподобного Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, стал великим старцем». Уже в 1903 году он был назначен духовником скита, а также духовником Шамординской обители. После кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Варнавы Гефсиманского в Оптину пустынь особенно увеличился поток богомольцев. Преподобный старец Варсонофий ежедневно принимал для духовных бесед лиц самых различных сословий, отвечал на множество вопросов.
4. «О смысле всей жизни» прп. Варсонофий говорит: «На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться — и спасешься. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным - добродетелями». Начинать эту борьбу святой старец советует лучше всего так: «хотя нам присущи все страсти, - говорит он, - но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться». А вести борьбу со всеми страстями, по словам прп. Варсонофия, сразу невозможно - задушат. Лишь победив одну страсть, нужно переходить к искоренению другой и так далее.
5. «Слова мои, - говорит в заключение старец, - просты, понятны и пятилетнему ребенку, но в них заключается смысл всей жизни. Научиться бороться со своими страстями очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством будет для вас чтение житий святых. Мир давно уже оставил это чтение, но не сообразуйтесь с миром — и оно много утешит вас. В Житиях святых мы найдем указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителем. Да поможет вам Господь!» Это была беседа старца Варсонофия Оптинского о смысле жизни христианской. А кроме того, он говорит о том, как узреть Бога, как избавиться от тоски и скорби, о том, к чему должна стремиться душа, и как получить спасение. Беседы на эти темы вы также найдете на страницах сборника.
6. Во второй половине 19 – начале 20 века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной имя преподобного Варнавы, духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, которого еще при жизни называли «Старцем-утешителем». К месту его подвигов - Гефсиманский скит - стекались паломники со всей России. Как отмечают издатели, служение преподобного Варнавы Иверской Выксунской обители было для него подобно служению преподобного Серафима Саровского Дивеевской обители. Основав эту обитель в 1863 году, старец никогда не переставал заботиться о сестрах, ввел в ней строгий устав, духовно окормлял сестер в своих многочисленных письмах. Шесть-семь раз в году преподобный Варнава приезжал в обитель и в устных беседах, которые и приводятся в этом издании, показывал себя истинным окормителем своей огромной духовной семьи.
7. В одной из своих бесед старец Варнава говорил: «Об одном вас прошу всегда понуждайте себя на все доброе, да не нерадите о своем спасении... Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы». Старец отмечал, что «без борьбы и принуждения никому ничего не достается, а тем более душевное спасение, чего и должны мы всеми силами стараться достигать».
8. И завершая обзор этой книги, вспомним слова еще одного старца – прп. Симеона Псково-Печерского, который отмечал, что «в деле спасения важнейшую роль играет Священное Писание и писания святых отцов — это лучшее руководство ко спасению. Через чтение священных книг спасающийся избегает многих опасностей, ошибок и заблуждений, в особенности если он не имеет счастья быть под руководством опытного духовного отца». Таким подспорьем в деле спасения могут статьи и наставления святых старцев, собранные на страницах этой книги.
***
По словам издателей, в этих поучениях указан не только путь ко спасению, но и отражен духовный опыт русского народа, церковные обычаи и предания. Сотни лет верные ученики бережно записывали и хранили поучения своих учителей. Это делалось с надеждой, что слова старцев не потеряются, но будут услышаны всюду, всегда и во все времена. Теперь это бесценное духовное сокровище доступно читателям этой книги. Все старцы так или иначе своими наставлениями дополняют учение старца Серафима Саровского и имеют единый дух и единомыслие. И пример тому, преподобный Севастиан Карагандинский, который часто на вопросы: «Как нам жить?» - отвечал словами Оптинского старца Амвросия: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!