У книжной полки. Детские вопросы и недетские ответы о вере

7 марта 2024 г.

В наше время вместе со взрослыми церковный порог впервые переступают ребята, которые обратившись к Богу, задают немало как детских, так и совсем недетских вопросов. В начале 21 века издательством храма святой мученицы Татианы был выпущен «Детский катехизис», составленный протоиереем Максимом Козловым. В этой книге священник отвечал на многие возникающие у подрастающего поколения вопросы, рассказывал о том, как православному человеку следует относиться к различным явлениям современной жизни. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию третье издание этой книги, только издатели решили изменить ее название на более понятное современному читателю. Теперь она называется – «Детские вопросы и недетские ответы о вере, Церкви и современной жизни».

***

1. Итак, автор этой книги протоиерей Максим Козлов – священник, известный богослов, педагог и религиозный публицист. С момента передачи Русской Церкви храма святой мученицы Татианы при Московском университете он был его настоятелем. В 2012 году стал настоятелем Патриаршего подворья - храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве. Ныне – настоятель московского храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Что происходит в храме? Из чего состоит Причастие? Когда будет конец света, как стать священником, какую музыку можно слушать? Можно ли интересоваться космосом? Рассказывать анекдоты? Читать фэнтези? На эти и другие вопросы школьников отвечает отец Максим.

2. Конечно, за прошедшие годы, после выхода в свет первого издания, изменилось многое, ведь жизнь не стоит на месте. Поэтому издатели вновь обратились к старшеклассникам, чтобы они подсказали, какие вопросы волнуют их в нынешнее время. Однако многие вопрошания о главном в жизни остались неизменными. В то же время появились новые проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, тогда как раньше таких проблем не существовало. Так, например, за последние годы в нашу жизнь активно вошел интернет. Что стоит за общением в социальных сетях и как к этому относиться? Как не потеряться в океане информации? Эти вопросы волнуют всех: и детей, и взрослых...

3. Различного рода зависимости, компьютерные игры, наркотики - печальные реалии современности. Как жить подростку в современном мире, если он хочет быть православным? Как православному молодому человеку следует относиться к различным явлениям современной жизни? Новые вопросы и новые ответы появились во многих разделах книги, названия которых - «Господь Бог», «Вера и человек», «Научное знание», «Праздники и культура», «Православие и иные веры», «Как быть православным сегодня?», «За гробом», «Грех», «Храм Божий» и другие. Прочитаем отдельно взятые вопросы и ответы. В первом разделе под названием «Господь Бог» мы находим, например, такой вопрос: «Где живет Бог?» «Везде и нигде, - отвечает священник. - Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что - везде и нигде».

4. О том, «как выглядит Бог?» - отец Максим говорит следующее: «Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как Его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. «Бог, - говорит отец Максим, - не статуя, не идол, не чурбан. Бог - даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем: Бог - это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: «Мать сыра земля». Смотрят на небо звездное и мыслят: «Бог в мире растворен». И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат Святые Отцы».

5. Как отмечает автор, «есть греческое выражение «апофатический метод богословия», то есть когда мы гово­рим о Боге отрицательно, чтО Бог не есть, чтобы Его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос - воплотившийся Сын Божий, Который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим Его на иконах, как повествует о Нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся человеком, как мы с вами, и Богом».

6. А вот очень насущный вопрос, который волнует больше всего неверующих людей, но возникает и в православной среде. Звучит он так: «Почему Бог допускает войны?» «Спроси самого себя, - отвечает батюшка, - почему ты постоянно дерешься, не слушаешься и не можешь жить в полном мире со всеми людьми? Вот потому, что в нас живет грех непослушания и своеволия, он живет и в народах, и в государствах, и в жизни людей. И путь тут только один: чем меньше будет в нас непослушания, зла, насилия, тем меньше его будет вокруг нас». Таким вопросом завершается первый раздел книги, а следующий, который называется «Вера и человек», открывается ответом на вопрос: «Зачем Бог создал людей

7. «А вот не знаем, - говорит батюшка. - Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляя нас Его любить, не заставляя нас всех стать принудительно хорошими, как у Достоевского. Господь, в отличие от Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему Он нас зовет». В соответствии с названием этого раздела, давайте остановимся и на вопросе: «Что такое вера в Бога?» Что же об этом говорит отец Максим? А говорит он следующее: «Самое главное в ней - уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина.

8. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха. Поэтому знать - это мало, нужно доверять Богу. Доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, когда нас хвалят и когда порицают, когда мы здоровы, и когда здоровье оставляет нас, когда нас любят и когда ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, Он не даст испытания. Ну и еще, отмечает священник: быть верным Христу, верность - это тоже обязательное свойство православного христианина. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность».

***

Еще почти две сотни других насущных для нашего времени детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и современной жизни содержит эта книга. Она призвана помочь преодолеть дистанцию между Церковью и жизнью в современном мире. Много нового, интересного и полезного найдут для себя не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки. Кроме того, написанная в простой и доступной форме, принесет большую пользу и тем, кто еще не определился в духовном выборе своего жизненного пути». Отец Максим отвечает детям ярко, живо, местами с юмором, а главное - учитывая возрастные особенности своей аудитории.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать