***
1. В день Успения Божией Матери, 28 августа 1917 года, под звон всех российских колоколов открылся Всероссийский Поместный Собор, провозгласивший неизменное следование принципу соборности на всех уровнях церковного управления и ставший чрезвычайно важным событием истории России XX века. Собор был самым многочисленным и самым плодотворным за всю историю Русской Церкви. На Соборе обсуждались: реформа церковного управления, проблемы монашеской и приходской жизни, духовных учебных заведений, вопросы церковной проповеди и многие другие. Кроме того, Поместный Собор 1917-1918 гг. с удивительной смелостью поднял весь спектр вопросов, с большой остротой вставших перед Церковью в ходе революционных перемен.
2. Во время работы Собора были приняты решения по многим вопросам церковной жизни. Многие рассмотренные на Соборе темы актуальны и сегодня. Некоторые из соборных решений помогли Русской Церкви устоять в трудные годы гонений и заложили основы ее нынешнего возрождения. Собором было создано патриаршее церковное управление, которое удалось сохранить в тяжелейшие годы гонений. Многие соборяне стали впоследствии святыми мучениками и исповедниками. Работа Собора определялась, с одной стороны, необходимостью рассмотреть и решить те проблемы, которые накопились за двести лет синодального периода, с другой - непосредственной реакцией на происходящие в стране страшные события.
3. Очевидно, что Собор стал великим в истории нашего Отечества и нашей Церкви и явил образ соборного исповеднического подвига, обрел и утвердил церковное единство накануне жесточайших гонений, показал мощь церковной мысли, силу и внутреннюю свободу Русской Православной Церкви. Из-за того что в течение многих десятилетий материалы Собора были почти недоступны для исследователей, вокруг его работы возникло значительное число исторических мифов. Собору приписывались решения, которые он никогда не принимал, исследователи ссылались на выступления членов Собора, которые на самом деле никогда в Соборной палате не звучали! И только с конца 1990-х гг., когда стало возможным работать с архивными материалами, начали появляться беспристрастные исследования, посвященные работе Поместного Собора 1917-1918 гг.
4. Благодаря этому стал возможен всесторонний анализ его деяний как с богословской, так и с исторической точек зрения. Но эта работа, несомненно, потребует еще многих лет. До сих пор еще не все его Деяния обнародованы. Необыкновенно ценными, по мнению издателей, являются не только собственно материалы Собора, но и воспоминания о нем и об обстоятельствах, ему сопутствовавших, самих его участников! В этом сборнике впервые предпринята попытка собрать в одном издании все доступные воспоминания о работе Собора, написанные непосредственными его участниками, опубликованные в российской и зарубежной печати или хранящиеся в архивах. Статьи сборника располагаются в порядке выхода их из печати.
5. Так, историю вопроса о созыве Собора до революции 1917 года подробно изложил его участник Виктор Иванович Яцкевич в своей брошюре «К истории созыва Всероссийского Церковного Собора», вышедшей в начале его работы. Этим очерком открывается сборник. Как известно, выборы Патриарха проходили под грохот орудийной канонады в первые дни октябрьского переворота. Отчеты крестьянина А. И. Июдина и епископа Нестора (Анисимова) касаются данных им поручений Собора по описанию повреждений Московского Кремля после октябрьских боев 1917 г. Самому же Поместному Собору позднее в своих воспоминаниях митрополит Нестор уделил несколько страниц.
6. Особенно интересны дневниковые записи очевидцев, которые, как правило, дают более объективную картину происходивших событий. К ним надо отнести, кроме записок митрополита Арсения (Стадницкого), дневник протоиерея Георгия Голубцова, принимавшего участие только во второй сессии работы Собора. По этой причине его дневник не дает полной картины соборной работы, но ярко передает настроение, царившее тогда. Особого внимания, по мнению издателей, заслуживают две статьи митрополита Анастасия (Грибановского), посвященные Патриарху Тихону, опубликованные под одним названием «Избрание и поставление Святейшего Патриарха Тихона», но разные по своему содержанию. В первой статье описывает интронизацию Патриарха Тихона в Успенском соборе Кремля. Воспоминания ценны тем, что именно владыка Анастасий возглавлял комиссию по торжествам и разрабатывал чин интронизации. Во второй - рассказывает о днях, проведенных на Троицком подворье во время работы Собора.
7. В. В. Богданович опубликовал несколько записей из своих записных книжек в эмигрантской газете «Возрождение». Записи касаются избрания Патриарха Тихона и первых столкновений с советской властью. Богданович является и автором рисунков, сделанных во время заседаний Собора, на которых изображены его члены. Они также помещаются в сборнике. Наиболее часто используются в церковно-исторической литературе воспоминания митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Вениамина (Федченкова), написанные спустя много лет после закрытия работы Собора. Воспоминания князя И. С. Васильчикова написаны также спустя долгое время и во многом повторяют предыдуших авторов. Собранные вместе, все эти источники дают обширный материал для изучения истории Священного Собора 1917-1918 гг. и помогают представить обстановку, в которой проходила работа Поместного Собора, посмотреть на нее с разных сторон и адекватно оценить, безусловно, главное событие в работе Собора восстановление Патриаршества, в чем сходится большинство авторов воспоминаний.
***
В одном из писем священник Евгений Сосунцов писал: «Ничто в мире не пропадает, если только в совершившемся есть хотя бы крупица истины. И чем выше деяние, тем большей жизненностью оно обладает, хотя эта жизнеспособность и не обнаруживается в скором времени, а требует для своего развития долгих периодов... Если деяния Всероссийского Поместного Собора будут заключать в себе истину, то она непременно принесет хотя когда-нибудь плоды, и если ими не воспользуется настоящее поколение людей, то будущее, - наши дети и внуки, смогут извлечь из наших трудов и исканий полезные для себя уроки». Стоит отметить, что Деяния Собора уже тогда принесли свои плоды, ведь принятые на нем решения помогли Русской Церкви выстоять в годы гонений. Он стал Собором будущих исповедников, мучеников и святых.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!