***
1. Предваряет книгу слово митрополита Молдовы и Буковины Даниила (ныне Патриарха Румынского), который отмечает следующее: «Чем больше времени проходит после смерти благостного духовника, тем яснее становится, сколь великий дар для Церкви - добрый пастырь человеческих душ, носитель Духа Христова в своих словах, чувствах и делах среди людей. Эту истину лишний раз подтверждает книга «Жизнь старца Клеопы», написанная, а в настоящем втором издании пересмотренная и дополненная отцом архимандритом Иоанникием (Бэланом) из монастыря Сихастрия. Эта книга наглядно показывает, как действовал Бог в жизни отца Клеопы и как подвизался отец Клеопа ради Господа и ради людей, ради их спасения».
2. Автор книги, архимандрит Иоанникий (Бэлан), почивший в 2007 году, был учеником и сподвижником старца Клеопы без малого полвека - с 1949-го до кончины старца в 1998 год. Талантливый поэт и духовный писатель, о. Иоанникий оставил после себя богатое литературно-духовное наследие, и прежде всего знаменитый «Румынский патерик». Он составил также биографию отца Клеопы и серию духовных бесед старца, которому сам задавал очень тонкие и мудрые вопросы. В первой части книги, повествующей о жизни в отчем доме старца, о. Иоанникий отмечает, отец Клеопа происходил из благочестивой семьи, в которой родители, Александр и Анна Илие, являли собой образец христианской жизни, любви к Богу, Церкви и детям.
3. Они вели жизнь чистую и благоугодную Христу, никогда не пропускали церковных служб, подавали милостыню, молились вместе с детьми. Как рассказывал сам старец, дом их был малой церковью. «У нас одна комната была вся в иконах. Нечто вроде часовни. А в полночь мы вставали, читали Псалтирь и клали сотни земных поклонов. Иногда мы даже соревновались, я и братья, кто больше земных поклонов положит за час. Я, словно у меня ноги были как натянутые луки, отбивал за час по пятьсот земных поклонов. Затем снова ложились спать». В семье не водилось ни ссор, ни скверных слов, ни иных дел, неугодных Богу. Жизнь день ото дня протекала тихо, как родниковая вода, ибо так заведено было от дедов-прадедов и таковы были традиции тех мест.
4. Отчий дом, в котором родился архимандрит Клеопа, был словно живая церковь, но не заменял собой сельскую церковь, где служил с 1877 года известный в то время священник Георгий Кириак. Ибо, как говорил отец Клеопа, жители села слушались своего священника как Самого Христа и не начинали ничего без его совета и благословения. Потому жизнь их протекала изо дня в день спокойно, церковь была полна верующих, а дети, весьма многочисленные, составляли украшение села. Такими, - отмечает отец Иоанникий, были румынские села в первое десятилетие ХХ века! Не случайно, по мнению автора, родилось в тех краях, по Промыслу Божию, много великих людей, из которых немало было монахов, священников, славных иерархов и преподобных, каким был и святой Иоанн Новый Нямецкий.
5. Не ошибемся, - говорит отец Иоанникий, - назвав в их числе и приснопамятного духовного отца всех нас архимандрита Клеопу, а также духовника его иеросхимонаха Паисия (Олару). Отец Клеопа от рождения своего был избран Богом к тому, чтобы окормлять и утешать как монахов и священников, так и множество простых верующих. Он был общим духовником и наставником всех, кто просил его молитв и желал следовать за Христом. Он был Божиим благословением для всей нашей страны, сокровищницей румынского старчества. В течение почти 54 лет, за то время, пока старец был настоятелем и духовником, он взрастил и выпестововал для Христа сотни и тысячи душ. Старец Клеопа был так же любим и почитаем во всей своей стране и за ее пределами, как преподобный Серафим Саровский в России, и так же пламенно защищал чистоту православной веры, как преподобный Григорий Палама.
6. В настоящей книге отец Клеопа предстает не только как духовник, но и как пламенный, непоколебимый миссионер, проповедующий живой речью, насыщенной цитатами из Священного Писания и писаний святых отцов; ревностной защитой правой веры перед лицом сектантских заблуждений и утверждением истинно христианского образа жизни в противовес обмирщению; проповедующий милосердием явным и тайным; радостью при встрече паломников и терпеливым выслушиванием их; отеческим наставлением во время искушений, соединяющим горечь с надеждой, брань со смирением, подвиг с послушанием, слезы покаяния с радостью прощения, обыденность с чудом Божественной любви к людям, простоту со святостью.
7. Эта книга открывает высокую и разностороннюю аскетическую культуру отца Клеопы, а также его глубокую мудрость, философию его жизни как сына и отца-пастыря Церкви, всегда горящего тем желанием, которое привлекает к человеку всяческие дары и делает их плодотворными, желанием спасения себя и себе подобных. По словам Патриарха Румынского Даниила, радость от ощущения богоприсутствия в своей жизни, в церкви и в творении Божием была духовным дыханием души отца Клеопы. Потому ему очень дороги были те люди, кто живут в любящем присутствии Бога в Святой Церкви, растут в ней, просвещаются и увенчиваются ею.
8. «Дорогие мои отцы и братия, - говорил отец Клеопа в своем последнем слове к братии монастыря Сихастрия 1 марта 1998 года, - знайте, что Церковь наша духовная мать. Она родила нас в Крещении водою и Духом... Все мы сыны Божии по благодати, с тех пор как крестились во имя Пресвятой Троицы. Потому прошу вас от всего сердца - любите Церковь! Дорожите Церковью и, как только можете, днем и ночью ходите на священные службы... Как вижу вас сейчас, так же да увижу вас и в раю, в этой радости вечной, бесконечной».
***
Как свидетельствует автор, «вечером, накануне своего отшествия в жизнь вечную, старец Клеопа стал читать утреннее правило. Ученик заметил ему: «Старче, сейчас вечер, эти молитвы мы будем читать завтра утром!», на что старец отвечал: «Я читаю их сегодня, потому что завтра я пойду к моим братьям». 2 декабря 1998 года около 2 часов 20 минут по полуночи отец Клеопа отошел ко Господу. Тысячи православных съехались в монастырь Сихастрия, чтобы отдать последние почести своему старцу. Люди прощались со старцем со слезами на глазах, как вдруг все исполнились пасхальной радости и возгласили ликующую песнь «Христос воскресе». И сегодня жизнь старца Клеопы, о которой рассказывает эта книга, - побуждает читателей проводить свою жизнь как жизнь во Христе, как приготовление к воскресению, как предвкушение вечной жизни и радости.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!