У книжной полки. Что ждет нас после смерти

14 марта 2024 г.

После смерти тела человеческая душа продолжает свое существование. Это признают как факт не только христианство, но и все другие мировые религии. Как представляли себе посмертную участь человека древние народы? Как учит о ней наш Господь Иисус Христос и Его Святая церковь? Как правильно относиться к явлениям умерших живым и к рассказам тех, кто пережил клиническую смерть. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге, носящей катехизический характер и предназначенной, в первую очередь, для тех, кто находится в начале своего пути ко Христу. Она вышла в свет в издательстве Скрижаль и называется – «Что ждет нас после смерти?».

***

1. Автор книги - Михаил Давидович Молотников - закончил Московский экономико-статистический институт по специальности «Прикладная математика», работал программистом. С 1992 года перешел на церковную работу. С 1995-го трудится в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в подмосковном Клину. Сначала работал главным редактором газеты «Клин православный», а с 1998 года стал директором издательства «Христианская жизнь» и председателем одноименного Братства. Является автором книг «Града Петрова украшение», «Заступница Небесная рода христианского», «Научи нас молиться. О молитве «Отче Наш» и других, автор статей в газете «Клин православный».

2. В предисловии этой книги автор пишет: «Для каждого человека смерть неестественна, иррациональна, для многих она страшна и сопряжена со страданиями. Для убежденного атеиста она - полное уничтожение его «я» или абсолютная неизвестность. Для христианина смерть - это переход в иное бытие. Вот что об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смерть - великое таинство. Она - рождение человека из земной, временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку - тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе...

3. Православные христиане, проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием... и исправлением себя, наследуют вместе со светлыми ангелами вечное блаженство. Напротив, неверующие во Христа... и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами - бесами», - отмечает святитель. Как относится к смерти человек воцерковленный, имеющий крепкую веру в Спасителя и всеми силами стремящийся жить по Его заповедям? С упованием на милосердие Божие, с желанием соединиться со Христом, святыми и ангелами.

4. Такой человек, по словам автора, знает: любовь Божия к людям проявилась в том, что Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий воплотился, стал Богочеловеком, даровал заповеди, победил на кресте смерть и воскрес, чтобы дать уверовавшим в Него возможность обрести вечную блаженную жизнь в Царстве Небесном. При мысли о своей смерти христианин уповает на помощь Божию, вспоминая слова псалмопевца Давида о любящем нас Господе: Не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Пс. 22, 4). О желании соединиться со Христом прекрасно сказал апостол Павел. В Послании к филиппийцам он пишет: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение... Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 21-24), чем земная жизнь.

5. Однако, как отмечает автор, при мысли о своей смерти христианин испытывает также страх и трепет. Простит ли ему Бог его духовные немощи и совершённые в жизни грехи? Насколько искренним и глубоким было принесенное покаяние, угодно ли оно Господу? Всегда помня о конце своей жизни и ответе перед Богом, христианин старается исполнять Его заповеди, кается в согрешениях, зная, что после смерти возможности покаяния уже не будет. О великой пользе памяти смертной говорил еще Иисус, сын Сирахов: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). «Великое дело помнить смерть и понимать ее значение, - пишет святитель Игнатий. - От этих памятования и понимания может совершенно измениться жизнь человека и соделаться богоугодной».

6. Однако являются ли все, кто наполняет наши храмы, настоящими христианами, не только по имени, но и по жизни? К сожалению, - говорит автор, - нет. В нашей стране много крещеных, но далеко не все из них знают основы православной веры. Именно на таких людей и ориентирована эта книга, на тех, кто только «прививается» к Церкви Христовой, воцерковляется; на тех, кто обычно не склонен вспоминать о своей смерти и задумываться о своей посмертной участи. А ведь «память смертная» и правильное представление человека о загробном мире напрямую влияют на его духовно-нравственное состояние в земной жизни, на исполнение им заповедей Христовых и на его участь в вечности.

7. Обращением именно к такой, «новоначальной» читательской аудитории и обусловлены стиль и содержание книги. Она не является богословским исследованием о посмертной участи человека или аскетическим наставлением, а носит катехизический, духовно-просветительский характер. Книга напомнит читателю (или откроет ему), что люди практически всех времен и народов знали о бессмертии души, о существовании рая и ада, о посмертном воздаянии за добродетельную или порочную жизнь, хотя представления эти до просвещения мира светом Христовой истины были подчас довольно грубыми и даже ложными. Душа древнего язычника, по образному выражению свт. Игнатия, лишь «осязала... свою вечность».

8. О бессмертии души, о существовании ада и рая, ангелов и бесов свидетельствуют и приведенные в книге рассказы тех, кто вернулся к жизни после клинической смерти, а также случаи явления умерших живым. Цель этих явлений заключалась, в первую очередь, в том, чтобы убедить неверующих в реальности того мира и побудить их к праведной жизни. Главным же в этой книге является изложение христианского учения о посмертной участи человека и загробном мире: о суде над душой, о прохождении ею так называемых мытарств, о пользе молитв за умерших, о всеобщем воскресении мертвых и Страшном Суде Божием, об аде и Царстве Небесном. Это учение - единственно истинное, неискаженное человеческими домыслами и фантазиями, потому что передано нам Самим воплотившимся Сыном Божиим, а также святыми отцами и учителями Церкви.

***

Основная цель этой книги, по словам автора, - напомнить читателю о продолжении жизни его души после смерти тела, жизни, которая может быть блаженной или мучительной. Побудить задуматься о том, каким он перейдет в загробный мир; напомнить о том, что главным делом его земной жизни должно быть исполнение Христовых заповедей о смирении, покаянии, незлобии, милосердии, твердой вере Спасителю. Если, говорит Михаил Молотников, мы будем помнить о своей смерти и Божием суде над нами, если отнесемся к отпущенному нам времени земной жизни со всей серьезностью и ответственностью, если постараемся жить так, как учит нас Спаситель и Его Святая Церковь, то сподобимся вечной блаженной жизни в Царстве Небесном.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать