У книжной полки. Архимандрит Дамаскин (Орловский). «Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского»

14 августа 2024 г.

Как говорил Виссарион Белинский, «надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». С течением времени нам кажется, что всё в мире изменилось. Да, если рассматривать изменения с точки зрения технического прогресса, то тут не поспоришь, изменилось и правда многое. Но не меняется сам человек с его добрыми или противоположными устремлениями, в зависимости от которых мир вокруг или меняется к лучшему, или приходит к тому, что везде воцаряется, как говорил император Николай II, «измена, трусость и обман». Именно такое положение вещей наблюдалось в начале 20 века, когда люди, захватившие власть, начали изменять существующие порядки. В это время пострадало огромное число священнослужителей и мирян, и многих Церковь прославила в лике святых новомучеников. Одному из них посвящена эта книга.

*** 

1. Эта книга, выпущенная в свет региональным общественным фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», повествует о священномученике Димитрии Павском, который родился и принял мученическую кончину в Тверской губернии, но большую часть жизни прослужил в Минской епархии. Стечением обстоятельств он оказался в гуще проблем, существовавших тогда в Русской Церкви, касавшихся взаимоотношений католиков и православных и разных народов, живших тогда на западной окраине Российской империи. Подробнее об этих событиях и говорится на страницах книги «Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского», автором которой является член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин (Орловский).

2. Расскажем вкратце о священномученике. Дмитрий Александрович Павский родился в 1874 году в семье потомственного священника Александра Павловича Павского в деревне Максатиха Максатихинского уезда Тверской губернии. В 1888 году Дмитрий окончил Бежецкое духовное училище , в 1894-м - Тверскую духовную семинарию, а еще спустя 5 лет - Казанскую духовную академию. За успехи в обучении и за сочинение «Ян Коменский и его педагогические идеи» он был удостоен Советом академии степени кандидата богословия. 7 сентября 1899 года Дмитрий был назначен преподавателем арифметики и геометрии в Ржевское епархиальное женское училище. Затем, в соответствии со своим прошением, он был перемещён на должность преподавателя русского языка и дидактики.

3. Здесь же в училище он познакомился со своей будущей супругой Марией, с которой обвенчался 28 июля 1902 года. Через год Дмитрий был назначен заведующим и законоучителем церковно-учительской женской школы при Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре в Череповецком уезде Новгородской губернии и 20 июля рукоположен во священника. Еще через год определением Св. Синода отец Димитрий был перемещен в Минск на должность епархиального наблюдателя «школ церковно-приходских и грамоты Минской епархии» с причислением к клиру кафедрального Петро-Павловского Собора. Очень скоро в среде минского духовенства он приобрел широкую известность и зарекомендовал себя с самой положительной стороны.

4. Как рассказывает автор, во время служения в Минской епархии отец Димитрий столкнулся со множеством религиозных и социальных проблем, оказавшихся многократно умноженными в этой губернии, соседствующей с народами иноплеменными и инославными. Он сразу почувствовал, какую опасность здесь представляют польское движение и католическая пропаганда. Особенно резко эта проблема обнажилась после обнародования 17 апреля 1905 года Императорского Указа «Об укреплении начал веротерпимости». Об этом отец Димитрий писал следующее: «В 1905 году, на нашей памяти, с высоты царского престола в нашем государстве была объявлена свобода вероисповедания в надежде, что народы, населяющие Россию, достаточно развиты, научились взаимно уважать свои религиозные чувства и убеждения.

5. В действительности же случилось то, что одни народы стали посягать на религиозные убеждения других народов; между прочим, поляки опять принялись за уничтожение православия и насаждение католичества в нашем Западно-русском крае». Наблюдая за людьми образованными, имевшими привилегированное социальное положение в обществе, отец Димитрий отмечал: «Нередко можно видеть людей, особенно из молодого поколения, которые, не познавши истин веры, готовы уже глумиться над ней.  «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» - говорится в одном из псалмов. А в нынешний век, к великому сожалению, считаются не только за образованных, но лучших и трезвых людей те, которые явно принадлежат к числу безбожников, не верующих в Бога, в бессмертие души, ограничивая всю жизнь человеческую одной землей».

6. Чтобы противостоять католической и антирусской пропаганде в феврале 1907 года Минское Православное Народное Братство во имя Животворящего Креста Господня. Его активным деятелем стал отец Димитрий. Более подробно о деятельность братства говорится в книге. Как отмечает автор, правящий архипастырь Минской епархии епископ Михаил поддержал усилия духовенства в его борьбе за Православие. Впоследствии, уже после его кончины, протоиерей Димитрий Павский написал о нем и о той эпохе: «Припомните, что было тогда за время. Всюду царила анархия, при которой православному русскому человеку негде было искать защиты от обид и притеснений. Казалось, что для русского, православного человека житья не будет… И… архипастырь, как только заметил первые следы общественной разрухи, обратился с призывом к подчиненному ему духовенству составить из себя стойкую дружину для борьбы с врагами православия и русской государственности. Полилась неумолкаемая проповедь пастырей к пасомым постоять за свои родные святыни… Зацвели по городам и селам братства - эти испытанные твердыни православия…»

7. В июле 1910 года священник Димитрий Павский был назначен настоятелем Минского кафедрального соборе, но после 1917 года он был вынужден покинуть Минск. В 1931 году его впервые арестовали и приговорили к пяти годам концлагеря за то, что не пожелал отречься от сана священнослужителя. После освобождения отец Димитрий переехал на жительство в Тверскую губернию, откуда был родом, и занял там место настоятеля приходской церкви села Ульяново Погорельского района. Здесь в июле 1937 года его арестовали второй раз, предъявив совершенно надуманное обвинение в «контрреволюционной шпионской деятельности». 10 августа 1937 года Особая тройка УНКВД Калининской области приговорила отца Димитрия к расстрелу. 14 августа он был расстрелян.

***

В одной из своих проповедей священномученик Димитрий призывал: «Постоим мы за веру православную, за истинную Церковь Христову, не страшась даже смерти; будем до конца дней своих не леностно прибегать в бедах и напастях к своей дивной святыне - чудотворной иконе Божией Матери «Минской», составим из себя одну дружную семью на благо Церкви Христовой и Родины». Как эти слова актуальны и в наше время. Многое с тех пор изменилось, но не изменилось общее течение истории. Понять происходящее сегодня и до некоторой степени увидеть, что будет завтра, можно, лишь хорошо зная прошлое. Об этом нам напоминает автор книги «Будущее в прошлом».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X