Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга продолжает серию путеводителей по творениям святых отцов. Первым в этой серии был путеводитель по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) «Кто жаждет, иди и пей», вторым — по творениям святителя Феофана Затворника «Спасайтесь!». Кстати, оба этих святых русской Церкви высоко ценили труды святителя Тихона Задонского и потому советовали своим духовным чадам изучать его творения, и нередко сами ссылались на них в своих произведениях. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что творения Задонского святителя «служат превосходным руководством и для подвижников Христовых, пребывающих посреди мира, и для общежительных иноков, и для уединенных безмолвников». И действительно, в его творениях рассмотрены практически все стороны христианской жизни. И в данный путеводитель вошло более 150-ти тем.
2. Отличительная черта творений святителя Тихона Воронежского, которого называли Русским Златоустом — это доступность и глубина изложения. Его можно смело назвать народным святителем, потому что его произведения были обращены к самому широкому кругу, начиная от священства, и заканчивая простыми людьми, т.е. всем христианам независимо от социального или духовного положения. Несомненно, что и нам будут полезны и понятны его поучения. Особенное внимание в своих сочинениях святитель Тихон уделяет целительному покаянию, которое перерождает душу и делает человека ближе к Богу. «Кающийся непременно должен от грехов отстать. Должен прежде сам оставить их, чтобы и Бог оставил их».
3. Но, как говорит святитель, - «не только в том покаяние состоит, чтобы от внешних великих грехов отстать, а в изменении ума и сердца и в обновлении внутреннего состояния». Истинное покаяние, — пишет святой архипастырь, — требует того, чтобы человек от грехов и от суеты мира сего отвратился и к Богу всем сердцем обратился, внутри бы изменился и иным, не таким, как прежде был, сделался». «…пока человек в грехах пребывает, хотя телом и живет, но духом мертв: ибо не имеет в душе своей Бога, Который есть Жизнь и жизни Источник...». Очень важно нам христианам и такое поучение святителя: «Правильное употребление всех мирских вещей бывает ради нужды, а не ради угождения похоти плотской».
4. А что бы мы не забывали об едином на потребу напоминает: «Христос говорит: одно только нужно. Что это? Спасение вечное. Все, что в мире, минёт, как и сам мир. При смерти мир и все в мире — честь, богатство, славу, друзей, братьев, родителей, детей и самое тело — оставляем. Одними душами отходим отсюда или к вечной жизни, или к вечной муке... Итак, душа должна быть тебе дороже всего мира». Святые отцы всегда говорили о великой пользе плача, т.е. сердечного сожаления и сетования о своей греховности. Такой плач или иначе печаль ради Бога, — учит апостол Павел, — производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Поэтому и святитель Тихон, когда мы видим плачущих и скорбящих в этом мире, советует обращать свою мысль к плачу спасительному:
5. «Плачут люди, что несчастливы. Плачь и ты, христианин, что грешен… ибо великое несчастье — грех. Плачут люди, что не имеют здоровья телесного. Плачь и ты, что не имеешь здоровья душевного. Плачут люди, что находятся в недуге и болезни. Плачь и ты, что душа твоя недугует, болеет и немоществует... Плачь и ты, христианин! Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь — да не будешь вечно плакать. Плачь — и утешишься…». В своих рассуждениях святитель Тихон показывает, что Господь Промыслом Своим никогда не оставляет Свое любимое создание — человека, но всего Себя готов отдать для его спасения.
6. «Почему ты, человек, Меня оставил? — как бы от лица Господа вопрошает святитель. — Почему от тебя Возлюбившего отвратился? Почему снова пристал к врагу Моему? Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я смирился… Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел. Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием, страдания принял. Вспомни, что ради тебя Я к злодеям причтен. Вспомни, что ради тебя Я унизительной смертью умер. Был уязвлен, чтобы тебя исцелить. Умер, чтобы тебя оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь принял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер».
7. Такие размышления конечно заставляют задуматься о нашей беспечности и великой к нам Божией милости. Они также оказывают неоценимую помощь в борьбе со своим ветхим человеком и дают надежду, что, если мы будем трудиться на ниве своего сердца, Господь нас не оставит: «От страстей Христовых, — пишет святитель Тихон, — мы должны учиться свои страсти усмирять и побеждать... Распятие Его и пригвождение Божественных Его членов ко Кресту да подвигнет нас распинать плоть нашу со страстями и похотями... Смерть Его живоносная да убедит нас умереть для греха, мира и плоти, и жить для Него, за нас умершего...». Продолжая говорить о необходимости исправления и удаления от греховной жизни святитель Тихон пишет: «Горе душе, которой эти супостаты — т.е. страсти, — обладают! Невозможно и Богу работать, и страстям, и Богу угождать, и плоти страстной; ибо Чего Бог хочет, того страстная плоть не хочет; и чего Бог не хочет, того страстная плоть хочет».
8. Почему же нам так необходимо искоренять живущие в нашей душе страсти? И для чего нужен этот труд? На этот вопрос святитель отвечает, что «хотя труден подвиг этот, однако весьма нужен. Тесен этот путь и прискорбен, но только один он вводит в жизнь вечную. Нет никого на Небе, кто бы не шел этим путем...». Но что бы мы не боялись предстоящих нам трудов, святой пастырь вдохновляет нас такими словами: «Могли они, т.е. святые, подвизаться — можешь и ты. Ибо как им в подвиге этом помогал Сам Подвигоположник Иисус Христос, …так и тебе помогает...»
***
Можно еще долго цитировать святителя Тихона, но всего невозможно охватить за одну программу, поэтому мы надеемся, что Вы, дорогие зрители уже сами познакомитесь со столь назидательными и душеполезными творениями этого светоча Русской Православной Церкви. И поможет Вам в этом Путеводитель, составленный по творениям святого Тихона Задонского, в названии которого звучит призыв святителя: «Будьте истинными христианами!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!