Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга посвящена замечательному человеку, уникальному иерарху Русской Церкви митрополиту Вениамину (Федченкову). Его жизненный путь начался и закончился в России, а еще были Болгария, Сербия, Франция, Америка, Канада. Время, в которое ему судил жить Господь, наполнено многими событиями: владыка жил в Российской империи, видел Октябрьский переворот 1917 года, пережил эмигрантские скитания и лишения, возглавил Русскую Церковь Московского Патриархата за рубежом, встречался со многими «Божьими людьми». Владыка любил народ, и народ отвечал ему взаимностью. Он был истинным архиереем Божиим.
2. В 2010 году Никита Николаевич Силин в своей диссертационной работе, посвященной жизни и деятельности митрополита Вениамина, отмечал, что Владыка «был непосредственным участником многих ключевых событий гражданской и церковной истории. Воспоминания, мысли, рассуждения, запечатленные в его трудах и являющиеся частью светской и церковной культуры, помогают нам проследить главнейшие события той сложной эпохи, в которую жил Владыка. Не потеряли своей актуальности и мысли владыки Вениамина, касающиеся взаимоотношений государства и Церкви, а его воспоминания об исторических деятелях того периода, несомненно, дополняют и оживляют картину исторических событий».
3. Епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий в своем Приветственном слове участникам Первых Вениаминовских чтений 2013 года сказал о митрополите Вениамине: «...весь образ его жизни и служения свидетельствует о бесконечной любви к Матери-Церкви и Родине. Более полувека прошло с тех пор, как он почил о Господе, но интерес к его жизни, личности, к его богатому духовному наследию жив и по сей день. Ему были присущи глубокое смирение, всецелая преданность воле Божией и послушание. В его "Письмах о монашестве" находим такие важные слова: "Жизнь показала мне, что надежды на свои силы оказались пустыми, я часто был беспомощен, не виделась надежда на лучшее. И только Господь мой Христос спасал меня: в Нем одном была моя и сила, и надежда".
4. В первой части книги представлено жизнеописание владыки Вениамина, а во второй - одно из его произведений под названием – «Божии люди». Расскажем немного о самом архипастыре. Родился он 15 сентября 1880 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. Не раз в своих книгах он рассказывал о своем детстве, о своих родителях, и отмечал: «Они достойны того, чтобы сын их благодарно вспомнил их. Потому ведь я и могу писать, что они с трудом дали шести детям, в частности мне, образование». Успешно окончив Тамбовскую семинарию в 1901 году, Иван Федченков был направлен для поступления в Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1907 году получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. Затем состоял преподавателем Академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия.
5. Будучи студентом первого курса, он тяжело заболел и попал в больницу, где по совету архимандрита Феофана (Быстрова) стал прилежно читать аскетические творения святых отцов (аввы Дорофея, преподобных Варсонофия и Иоанна, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Макария Великого), которых до этого времени не знал или читал поверхностно. «Чтение этих аскетических творений,— писал впоследствии митрополит Вениамин,— так сильно подействовало на меня, что очень скоро я почувствовал влечение к иночеству, никому о том не говоря... И постепенно стало нарастать стремление к Богу. Начал сознавать недостаточность прочих идеалов, хотя бы и хороших, вроде служения ближним; во всяком случае мне стало совершенно понятно, что человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу».
6. В академические годы в жизни Ивана Федченкова произошла еще одна знаменательная встреча. В ноябре 1904 года будущий святитель вместе с двумя товарищами по Академии впервые побывал в Кронштадте у отца Иоанна. После своего рукоположения иеромонах Вениамин вновь посетил Кронштадтского праведника и сослужил ему Божественную литургию. Последний раз отец Вениамин был у батюшки за полгода до его кончины. На протяжении всей своей долгой жизни владыка обращался к творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского и хранил в сердце образ этого пламенного молитвенника и пастыря Христова. В книгу «Божьи люди» вошел очерк «Отец Иоанн» - небольшое по объему произведение, составленное в период его служения в Америке.
7. Летом 1905 года Иван вместе с двумя сокурсниками побывал на Валааме, где студенты посетили насельника Иоанно-Предтеченского скита схимонаха Никиту, почитавшегося братией монастыря и приезжими богомольцами. Подвижник долго беседовал с юношей, пророчески назвал его «владыкой» и благословил вступить на иноческий путь. Другой подвижник — старец Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре иеромонах Исидор - также предсказал будущему митрополиту его жизненную дорогу. С ними впоследствии владыка советовался в сложных обстоятельствах. В Академии Иван встретил своего архимандрита Феофана (Быстрова), который стал его духовным наставником. Он же совершил и его постриг в монашество.
8. Кроме того, будущий святитель духовно окормлялся у схиигумена Германа Зосимовского и преподобного Нектария Оптинского. Находясь в Крыму, исповедовался у епископа Херсонского Иннокентия (Солотчина). Митрополит Вениамин, наделенный несомненным литературным талантом, считал своим долгом описать эти встречи, понимая, насколько важно запечатлеть образ «живого святого». Из таких рассказов владыки и состоит вторая часть книги - «Божьи люди. Мои духовные встречи».
***
Сочинение - «Божьи люди» посвящена подвижникам, жившим на рубеже 19 и 20 веков. Каждый рассказ содержит описание жизненного пути, подвигов и чудес угодника Божьего, свидетельства современников. В предисловии владыка Вениамин пишет: «Я многим рассказывал свои впечатления о монастырях и святых людях. И не раз слушатели просили меня записать мои воспоминания для пользы другим, которые уже не видели и даже не слышали о подобных предметах прошлого времени. А может быть, на мне лежит долг благовествовать об этом, по слову Писания: сердцем веруется в правду, устами же исповедуется во спасение — и мне самому. А упоминаемые угодники Божии вспомнят пред Престолом Господним о нас с вами». Этими словами митрополита Вениамина мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!