Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Впервые публикуемый труд владыки Вениамина «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви)» представляет собой исследование в весьма неразработанной области, проблематика которой не введена в научный курс богословских дисциплин. Однако диссертация владыки Вениамина является не только результатом его научной богословской работы, но и плодом работы его души» «Усвоение богословия,— писал он в «Дневнике инока»,— зависит от состояния человеческого сердца. Если Спаситель близок к сердцу, Он прививает ему и истины веры, нравственности, учит претворять их в жизнь.
2. В противном случае богословские понятия оседают в душе как ни с чем не связанная груда песчинок. Опытное переживание спасения во Христе есть единственно верный способ познания и общих положений веры». Как отмечают издатели, на жизненном пути владыки не раз встречались христиане,— как монашествующие, так и миряне, в сердцах которых теплилась искра Божественной любви, и свет ее отражался на их лицах и проявлялся в отношениях к ближним. Но владыка также видел и примеры сухого, схоластического отношения к вере, отнюдь не привлекающего искренние и чистые сердца. Архимандрит Вениамин постарался раскрыть свое сердце Богу и людям, вывести свою душу на путь жизни в Божественной любви.
3. По словам издателей, христианство, проповедуемое первоначально апостолами и учениками Христовыми, как горчичное зерно, произрастило из себя богатый плод мучеников и преподобных, распространившийся по всему миру и покоривший многие города и страны. Что за сила побуждала людей полностью изменять свою жизнь, отрекаться от мира страстей, превращаться из холодных эгоистов в «земных ангелов» и «человеков небесных», спешащих на помощь ближнему, и с радостью принимать смерть за Христа? Или, удаляясь из этого мира, отказываясь от удовольствий и удобств, всю жизнь молиться за этот мир? Эта сила — Божественная любовь. Она согревает сердце человека куда сильнее, чем любовь дружеская, супружеская и даже материнская.
4. Человек, вкусившей этой любви, обретает смысл жизни, смысл существования всей вселенной. Человек, вкусившей этой любви, становится подлинно счастливым и уже не может умереть, потому что он духом соединен с Тем, Кто вечен. По свидетельству знавших владыку людей, настоящий труд он писал в годы служения в Никитском храме города Владимира (1932-1938), в короткий период между двумя ссылками. Несмотря на неусыпный надзор, отцу Вениамину удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и богословских исследованиях. Писал он, как правило, в квартире близких ему людей, пользуясь их домашней библиотекой.
5. Он, как отмечают издатели, действительно жил тем, чему посвятил этот труд: «В "Божественной любви",— писал владыка,— я скомбинировал все, что люблю более всего на свете, чем живу и во что от глубины души погружаюсь». Эту тему он продолжал вынашивать и после защиты диссертации, о чем в 1950 году писал так: «...сам я глубоко сожалею о том, что не могу более поработать в централизации из христианства всего того, что поднимает сердце и делает его Божиим. Не нужны здесь пышные слова, а ценны выношенные в опыте души краткие и ясные изображения ценности тех даров, которые сообщает доныне Господь, чтобы при всяком воспоминании о них можно было бы всей душой подняться к Богу».
6. В предисловии к этой книги автор пишет: «Наше отечественное богословие до сих пор не блещет богатством систематически-обстоятельных работ по исследованию нравственного значения всех православно-христианских догматов, раскрываемых из начала любви. Русские богословы-догматисты, за исключением профессора Московской Духовной Академии А. Беляева, еще не ставили себе задачей выяснить связь с любовью всех нравственных выводов из отдельных догматических истин. Между тем отвлеченные положения догматики, переживаемые опытно, могут вести от богопонимания к богоощущению.
7. Научно-жизненное понимание отдельных положений христианской веры как бы невольно поощряет к развитию настроения любви лиц, изучающих христианское вероучение, и увлекает их к живому единению с Богом и людьми. Минус наших курсов догматического богословия составляет недостаточное развертывание глубины и практического смысла библейских цитат. Чрез это невозможно проследить то, как христианин в Боге практически обретает Источник сверхъестественной силы любви. У изучающих богословие по таким пособиям легко может остаться «неведение Бога не умом, а преимущественно сердечное и совестное»
8. Поэтому настоящим трудом автору хотелось устранить проскальзывающую в научном богословствовании неясность взаимоотношения с душою любви тела рассудочно мыслимых догматов. В русском богословии он называет две крупные работы, посвященные выяснению связи любви с догматикой: первая — философского характера — принадлежит перу уже упоминавшегося выше профессора А. Беляева («Любовь Божественная»); вторая — под заглавием «Богозданный человек» — опыт православной теодицеи жизни — составлена архиепископом Гурием (Степановым), бывшим инспектором Казанской Духовной Академии. Есть и другие труды на эту тему, но по словам автора, этот материал разрознен, отрывочен и не объединен. Систематизировать и посильно углубить его и попытался сделать автор этой книги.
***
Как отмечают издатели, даже в ссылке владыка Вениамин продолжал разрабатывать поднятую в диссертации тему, рассматривая ее в ином аспекте: «За последний месяц... я, несмотря на недомогания, сделал на основании одного только библейского текста анализ понятия "любовь" в разрезе психологическом. <...> Все, что я пытался сказать о любви в последней своей работе, совсем не то, о чем я говорил в диссертации. Жалко, что не имею литературы под руками». Однако библиографический аппарат диссертации, по словам издателей, поражает: в работе использовано огромное количество цитат из богослужебной, святоотеческой, богословской литературы и церковной периодики, на которые дано почти две тысячи библиографических ссылок. Хочется надеяться, - говорят издатели, что эта публикация труда епископа Вениамина (Милова) послужит к укреплению и дальнейшему развитию лучших традиций русской богословской школы и принесет духовную пользу боголюбивым читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!