Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Автор этой книги - архимандрит Симеон (Томачинский), современный духовный писатель, доцент Московской духовной академии. Родился он в 1973 году в Москве. В 96-м - закончил русское отделение филологического факультета МГУ им. Ломоносова. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Гоголя и поступил послушником в Сретенский мужской монастырь. В 2003 году был пострижен в монахи и возглавил издательство Сретенского монастыря. В 2004-м - был рукоположен в священника. В 2008 году закончил Сретенскую духовную семинарию, где в настоящее время преподает зарубежную литературу.
Книга «Бог верит в человека» является сборником проповедей, основной темой которых являются взаимоотношения человека и Бога, Его безмерная любовь и доверие к Своему созданию. В предисловии книги автор пишет: «Работа над составлением этого сборника продолжалась более семи лет. А если считать время произнесения самих проповедей, то более десяти лет. Большей частью они звучали в Сретенском монастыре, к братии которого автор имел честь принадлежать с 1999 по 2014 год. Но также в храме св. муч. Татианы при МГУ, в Покровском храме Московской духовной академии, в домовом храме Курской семинарии. Это, по словам отца Симеона, важно, потому что настоящим автором проповеди является не только сам проповедник, но в огромной мере и прихожане, паства, слушатели.
Именно слушатели своим вниманием, своими запросами, своим «духовным полем» участвуют в таинственном рождении словесного произведения, которое оказывает воздействие и незримо меняет как прихожан, так и самого проповедника. В этом смысле авторство носит условный характер. С другой стороны, трудно не согласиться с мнением приснопамятного митрополита Антония Сурожского, который говорил, что проповедь должна быть обращена прежде всего к себе. Выступая перед студентами Московской духовной академии в 1973 году, владыка Антоний подчеркнул: «Если слово, которое ты говоришь в проповеди, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит в чужую душу и вонзится в чужое сердце».
Поэтому, по словам автора, все проповеди, собранные в этой книге, обращены, прежде всего, к нему самому. В общем-то, - говорит отец Симеон, - для того и хотелось собрать их вместе, чтобы перечитать и спросить себя: «Ну когда ты уже будешь исполнять всё это на деле?» Структура книги не отличается оригинальностью, она построена по календарному принципу. Открывается сборник проповедями великопостного цикла: как подготовительных недель, так и самой Четыредесятницы. «Великий пост, - пишет автор, - это время прояснения смыслов, время познания Бога, себя и своего места в мире. Великий пост - это наш путь в небесный духовный Иерусалим, к Пасхе Христовой, к светлому Христову Воскресению. На этом пути есть очень важные вехи, во время которых мы глубже понимаем смысл поста, понимаем, к чему мы призваны в это время». И вот некоторые такие вехи мы находим и в проповедях отца Симеона.
Несколько из них посвящено Великому канону прп. Андрея Критского, который, как отмечает автор, - является камертоном нашего покаяния, всей Святой Четыредесятницы. «Когда-то, - говорит отец Симеон, - много веков назад, преподобный Андрей написал этот покаянный канон для себя, каясь пред Богом со слезами. Церковь увидела в этом произведении великий учебник покаяния, по которому мы можем соотносить свою жизнь заповедями Божиими. С тех пор канон Андрея Критского всегда читается в первые четыре дня Великого поста и потом целиком на пятой седмице. В этом каноне преподобный Андрей обозревает всю Священную историю, описанную в Ветхом и Новом Завете. Для него это не какие-то события давно минувших дней, а каждый из этих эпизодов, каждый из людей, о которых рассказывает Священное Писание, становится для него примером положительным или отрицательным».
Каждое из событий Священной истории имеет самое непосредственное отношение к моей жизни, к моей душе, к моим отношениям с Богом, - отмечает отец Симеон. И так может сказать всякий человек, читающий Великий канон прп. Андрея. В одном из тропарей говорится: «Привел тебе, душе, все Священное Писание, дела праведных и неправедных. Первым подражай, от вторых же, грешных, отвращайся». Найди в себе силы покаяться, душа моя, и исправиться благодаря тем примерам, о которых здесь говорится. Лествица, о которой рассказывается в Священном Писании, которую видел Иаков, - это пример деятельного восхождения, разумного восшествия. Наше шествие к Богу, наше упражнение в добродетели, наше очищение должно быть разумным, осознанным, не просто как попало, но разумно, с осознанием, для чего и ради чего мы трудимся».
Далее автор объясняет некоторые фрагменты Великого канона: кто такие Дафан и Авирон, Офни и Финеес, Манассия, жена Лота, чему учат нас их поступки? Об этом говорит автор в своих проповедях на Великий пост. Затем следуют проповеди пасхального периода, потом — по Пятидесятнице. Порой на один и тот же праздник или на евангельское чтение приведены две-три проповеди. В отдельный раздел вынесены проповеди о богатстве, которых набралось немало. В Евангелии Христос постоянно возвращается к теме богатства, сокровища, земного имущества, посредством которого человек может как приобрести вечную жизнь, так и потерять свою душу. Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10), - подчеркивает апостол Павел. Так что здесь, по словам автора, есть о чем поразмыслить.
Как отмечает автор, восприятие записанной проповеди сильно отличается от восприятия устной, которая к тому же произносилась в конкретном храме, на богослужении, в молитвенной атмосфере. Именно поэтому все проповеди при подготовке книги проходили большую редакторскую обработку, подвергались сокращениям, корректировке, уточнениям. По сути, это уже совершенно новое произведение.
***
По словам автора, сборники проповедей не относятся к популярному жанру. Оно и понятно: назидательность не в чести, слушать нотации не хочется никому, да и жанр сам по себе специфический. Прекрасно осознавая этот факт, отец Симеон выражает надежду, что эта книга пригодится еще кому-нибудь, кроме самого автора. Со страниц книги он напоминает читателям о том, что Господь «верит в нас с вами так, как мы сами в себя не верим», нужно лишь постараться оправдать эту уверенность в наших силах и возможностях. И здесь всё в наших руках — а Господь всегда поможет и поддержит нас».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!