У книжной полки. Бог судил мне быть исповедником

6 сентября 2023 г.

«Иной раз жить мне очень трудно, бороться за жизнь мне более помогает моя любовь и привязанность к вам и моя ненасыщенная вера в необходимость исполнения обетований еще здесь, на земле. Если бы не моя любовь к вам, я бы спокойно смотрел, как догорает свеча моей жизни… и удовлетворился бы тем, что Бог мой судил мне быть исповедником…» Так писал в 1931 году в одном из писем священник Роман Медведь, обращаясь к дочке Ирочке и всем близким, родным, дорогим. В это время батюшка отбывал наказание в одном из концлагерей в городе Кемь. «Бог судил мне быть исповедником». Так называется книга архимандрита Дамаскина (Орловского), посвященная священноисповеднику Роману Медведю.

***

1. Вниманию читателя предлагается житие священноисповедника Романа Медведя — выдающегося пастыря, прославлен­ного в лике святых Русской Церковью в 2000 году. Родился он 1 октября 1874 года в местечке Замостье Холмской губернии (тогда это была Российская империя, а теперь Польша) в многодетной семье учителя прогимназии Ивана Иосифовича Медведя и Марии Матвеевны. Как и его братья, Роман пошел по духовной стезе. Он учился в Холмской Духовной семинарии в то время, когда ее ректором был архимандрит Тихон (Беллавин) — будущий Патриарх Московский и всея Руси.

2. В 1892 году Роман Иванович поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил спустя 6 лет по первому разряду со степенью кандидата богословия. Кандидатское сочинение им было написано на тему: «Приход, как основная форма церковной жизни». В соответствии со своими нравственными и религиозными пожеланиями он был назначен регентом и проповедником при церкви святого Иоанна Предтечи на Выборгской стороне. Живя в Петербурге, Роман Иванович познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и стал его духовным сыном. Отец Иоанн оказал огромное влияние на юношу. И тот, когда стал священником, подобно своему духовному наставнику, центром всей жизни сделал литургическое служение. Бывали периоды, когда он служил Евхаристию ежедневно.

3. Его священническая хиротония состоялась в 1901 году. Батюшка начал служить в храме Воздвижения Креста Господня, а в 1902-м - был переведен в храм Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. Здесь во время его служения образовалась многочисленная духовная община и было организовано общество трезвенников. В городе на Неве застали отца Романа и события 1905–1906 годов: революция с ожесточенными боями на улицах и многочисленными жертвами, учреждение совершенно нового для политической жизни в России парламента, принятие Конституции, ограничивающей верховную власть царя, обновление общественной жизни, образование братств и новых политических партий. Стали публиковаться программы и предложения, как перестроить жизнь в России.

4. Как человек не равнодушный к историческим судьбам Церкви и Отечества отец Роман внимательно всматривался в эти динамичные перемены. Было очевидно – пришла беда, и общество, и политическая система, в значительной степени повинные в приходе этой беды, находятся в состоянии смертельной болезни, расслабившей и государственный, и общественный, и церковный организмы. В воображении общественных деятелей невольно возникали образы Смутного времени и тогдашних спасителей Отечества – гражданина Минина и князя Пожарского. «В наше время положение спасителей Отечества гораздо труднее, чем положение Минина и князя Пожарского в Смутное время, – писал отец Роман. – Тогда у всего русского народа был один церковно-государственный идеал, и достаточно было воззвания к совести русского народа, чтобы все концы земли нашей откликнулись на горячий патриотический и церковный призыв. В настоящее время дело обстоит совершенно иначе».

5. В отличие от политиков и экономистов отец Роман видел главную причину бедствий в нравственном состоянии русского народа, которую каждый должен искать прежде всего в самом себе. Это, по мнению батюшки, тем более справедливо, что созидателями несчастного строя жизни являются сами православные русские люди, поскольку православие еще оставалось верой большинства русского народа. «Но кто же такие мы сами? – спрашивал отец Роман. – Я член своей семьи, член своего прихода, своей епархии, Российской Православной Церкви, член Церкви Вселенской. Сообразно с этим на мне, кроме моих личных, лежат еще и обязанности соответственно возвышающихся организаций. На мне лежит ответственность не только за характер моей личной жизни, но и за характер жизни моей семьи, моего прихода и так далее до Церкви Вселенской включительно».

6. По словам отца Романа, исключительного личного «я» в Церкви нет, так как все православные христиане являются одним живым организмом, одним лицом, имеющим название Невесты Христовой. В 1918 году священник был назначен настоятелем храма святителя Алексия в Глинищевском переулке в Москве. С этого времени более 10 лет главным делом его жизни стало созидание подлинно христианской общины и восстановление прихода, почти переставшего существовать к тому времени как живой и дееспособный церковный организм. Воспоминания современников сохранили детали жизни прихода: «Шли 1919–1921 годы и всё, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни, а в храме святителя Алексия шла глубокая, интенсивная жизнь, налаживавшаяся отцом Романом Медведем.

7. Отец Роман вводил нас в спасительное лоно Православной Церкви. Не могло устоять ищущее и тоскующее по Богу человеческое сердце — и потянулись ко Христу Спасителю жаждущие Бога души». Прославленный московский старец Алексий Мечёв очень уважал отца Романа за его пастырские труды, а когда побывал в его приходе, сказал батюшке так: «У тебя стационар, а у меня только амбулатория». Когда в 1930-м ОГПУ установило усиленный надзор за храмом святителя Алексия, ставя своей целью его закрытие, отец Роман предупредил своих духовных детей он о предстоящих скорбях. А уже в следующем году священник был арестован и приговорён к 10 годам заключения в первом в СССР политическом концлагере, который находился на Севере России. «Бог судил мне быть исповедником» - написал он тогда, а Господь спустя годы прославил его в лике Своих святых.

***

Служение отца Романа началось в конце 19 столетия и пришлось на период общественных потрясений - Первой мировой войны, революции, освобождения Церкви от бюрократических пут государства и вскоре затем последовавших беспощадных на нее гонений от вновь образовавшегося государства. Возвышенные суждения и бесценный опыт мучеников 20 столетия, которое характерно безмерными страданиями людей, по мнению издателей, могут помочь современному человеку точнее ориентироваться в событиях сегодняшнего дня. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать