***
1. В этой книге публикуется житие священномученика Мефодия (Краснопёрова), автор которого архимандрит Дамаскин (Орловский) и литературно-богословское наследие Владыки. В предисловии книги протоиерей Максим Максимов в качестве эпиграфа приводит следующие слова апостола Петра: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5, 1-4).
2. Эти слова апостола Петра, по мнению отца Максима, кажутся предельно ясными, тут нечего объяснять, следует только их выполнить в своей жизни. Кто действительно выполняет их, знает, как трудно это сделать, понимает, сколько от пастыря требуется усердия, что великая сила Божия одна только в состоянии удержать его в непорочном служении Христу и Его Церкви. Проблема пастырского богословия каким должен быть пастырь в условиях быстро изменяющегося мира всегда в жизни Церкви была проблемой актуальной, первостепенной и останется такой всегда. Святые новомученики и исповедники обогатили Священное Предание Церкви о пастырском служении, священническом долге, о молитве и добродетели в самых казалось неблагополучных условиях - их размышления стали бесценным достоянием опыта жизни во Христе.
3. Будучи молодым священником, заканчивающим обучение в Казанской духовной академии, иеромонах Мефодий (Красноперов) написал кандидатскую работу «Пастырь Церкви по учению святого апостола Павла». Он осмысливает идеал пастырского служения и делает вывод, определивший всю его дальнейшую жизнь на ниве служения Церкви Христовой: «По тесной нравственно-органической связи с пасомыми пастырь в душе своей носит всё, чем они нравственно живут. Он всех пасомых носит в сердце своем, как соучастников его в благодати. Через любовь он проникает во внутренний мир пасомых, и горе и зло каждого принимает в душу свою, скорбит и страдает о греховных немощах своих чад и пламенно желает приближения их к Богу.
4. Они - письмо пастыря, написанное в сердце его, а не на скрижалях каменных не чернилами, ... но Духом Бога живаго, письмо, узнаваемое и читаемое всеми. С большим трудом он пишет это письмо от великой скорби и стесненного сердца, со многими слезами он воспитывает своих чад в духовной жизни, пока не изобразится в них Христос, пока не окрепнет возрожденный Божией благодатью внутренний духовный человек, а ветхий зачахнет. Поистине, пастырь страдает тогда муками духовного рождения. Однако и потом, чрезвычайно любя своих чад, хотя и менее любимый ими, он всегда готов истощать себя за души их, всегда готов сочувствовать и разделять с ними скорби, болезни, радости и горести жизни. Он плачет с плачущими и радуется с радующимися, снисходит к людским немощам и несовершенствам».
5. Курсовое сочинение студента Казанской духовной академии иеромонаха Мефодия открывает подборку литературно-богословского наследия Владыки. В этом сочинении будущий архипастырь размышляет о том, кто может и должен быть пастырем, о жизни пастыря внутренней и внешней, о деятельности пастыря и его отношение к пастве. Помимо кандидатской работы священномученика Мефодия в состав книги вошли его проповеди. В одной из них, за двенадцать лет перед мученической кончиной, еще будучи архимандритом, проповедуя в Уфимском кафедральном соборе при архиерейском богослужении в неделю Крестопоклонную, отец Мефодий говорил:
6. «Нам надо глубоко запечатлеть в мыслях и сердце, что если мы хотим жить разумно, осмысленно, истинной духовной жизнью, следовать за Христом, то нам придется постоянно бороться за идеалы духовной жизни, постоянно испытывать в этой борьбе скорби и страдания. Но эта борьба, эти скорби и страдания очищают нас от греха, возвышают дух и ведут к победе, к славе, к нетлению, к бессмертию. Позади своего креста или в конце своего крестного пути мы увидим светлый лик Господа. Его святую десницу, которая поддержит прикосновением благодати....» Сам архипастырь с детства узнал бедность и связанные с нею лишения. Но вместе с этим он познал и великую силу веры.
7. Его первым наставником был отец, учивший сына во всем полагаться на волю Божию, познавать близость к человеку Бога, учивший видеть, что в мире ничего не совершается без Его благого Промысла, пусть и не сразу людьми понимаемого. Поэтому и сам священномученик Мефодий, будучи духовным наставником и отцом для многих прихожан, учил их этим истинам. Большинство проповедей посвящено учащемуся юношеству, воспитанникам семинарии. Также в издании собраны статьи и документы, ярко характеризующие жизнь и служение новомученика.
8. Публикуемое духовное наследие епископа Мефодия извлечено из различных церковных периодических изданий и печатается в хронологическом порядке. У каждой проповеди и статьи указывается, где она публиковалась. Текст приведен в соответствие с нормами современного русского языка с максимальным сохранением авторского стиля. Цитаты из Священного Писания приводятся на русском языке по Синодальному переводу и выделяются курсивом; церковнославянский язык сохранен только там, где это важно по контексту. Цитируемые автором богослужебные тексты печатаются курсивом и без кавычек.
***
Духовное наследие владыки Мефодия вышло в свет к 100-летию со дня его мученической кончины. Церковная жизнь 21 века своими метаниями и сетованиями, увлечениями и разочарованиями напоминает ситуацию, в которой некогда оказался нетерпеливый и малодушный Израиль: ждем света, и вот тьма, озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми как мертвые (Ис. 59,9-10). Поэтому для современных пастырей открывается обширнейшее поле труда, и слово святителя-мученика учит, чтобы они не колебались, а до конца были верны призвавшему их Христу. И на этом пути их ободрит слово священномученика Мефодия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!