У книжной полки. Блаженный Иероним Стридонский. Письма

30 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Блаженный Иероним Стридонский - один из великих подвиж­ников и учителей древней неразделенной Церкви, крупнейший бо­гослов, экзегет, защитник Православия, создатель канонического латинского текста Библии, оставивший после себя богатое наследие в виде своих литературных произведений. Известно также и его об­ширное эпистолярное наследие, которое составляют письма о ду­ховной жизни, адресованные разным лицам. Некоторые из них вы­ходят за рамки частной переписки и становятся общественной про­поведью. Они отличаются изысканным стилем, богатством и разнообразием содержания, и сегодня эти письма доступны более широкому кругу читателей благодаря сборнику, выпущенному в свет издательством Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

***

1. Обычно в церковных книгах его называют блаженным Иеронимом Стридонским, просто блаженным Иеронимом, иногда Иеронимом Иерусалимским или Вифлеемским (отшельником Вифлеем­ским) — по месту его трудов и подвигов в Святой Земле, усвоено ему также наименование преподобного Иеронима Стридонского. Большая часть его жизни пришлась на IV век — «великий четвертый век», как его характеризует архи­епископ Филарет (Гумилевский), наш выдающийся отечественный церковный исто­рик и богослов. IV век в церковной литературе именуется так­же «золотым веком» православного богословия.

2. Блаженный Иероним родился в небольшом городке Стридоне у границ тогдашних Далмации и Паннонии. Время рождения этого великого отца Западной Церкви не­известно, как неизвестно точно и его мирское имя: вероятнее все­го он носил имя Евсевий, в честь своего отца. Родители блаженного Иеронима принадлежали, предположительно, к классу бога­тых отпущенников (рабов, получивших свободу); они были христиане и своему старшему сыну дали строго христиан­ское воспитание. «Я вскормлен, - говорил впоследствии о себе блаженный Иероним,- на кафолическом молоке с самой своей колыбели и был тем более предан Церкви, что никогда не был еретиком».

3. Иероним получил начальное домашнее образование и затем родителями был отправлен в Рим - для дальнейшего обучения. В Вечном городе он проходил обычный для того времени школьный курс наук: изучал логику, грамматику, риторику, философию; для лучшего усвоения уроков красноречия бывал в судах, где слушал выступления знаменитых судебных ораторов, посещал уроки римской (то есть латинской) и грече­ской словесности. В Риме же он положил начало и своей обшир­ной библиотеке. Однако «пребывание в столице мира, среди соблазнов и иску­шений, оставило печальный след в душе Иеронима: он сам при­знавался, что «во время скользкого странствования своей юно­сти» вел в Риме нечистую жизнь,— обстоятельство, стоившее ему потом многих слез и горьких сожалений. Однако эти уклонения с пути благочестия не могли заглушить в нем искру Божию, заро­ненную в его душу с раннего детства.

4. Здесь же, в Риме, еще до окончания образования, в Иерониме созрело решение изменить свою жизнь и начать новую, чистую и добрую. Завершив классическое (в основе своей — языческое) образо­вание в Риме, Иероним предпринял большое путешествие с обра­зовательной же целью: он посетил Галлию, Британию, пиренейские земли. Именно «во время этого путешествия Иероним, по его собственному выражению, «впервые почувствовал желание служить Богу», то есть в нем начало пробуждаться стремление к монашеству с его обетами девства и бедности». Но семейные дела вызывали Иеронима на родину, в Стридон. Около 372 года он вернулся в родной город, и на его плечи легли заботы о воспитании младших сестры и брата.

5. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание. Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам. Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. Однако возникшие в то время разногласия в Антиохии послужили ему причиной, покинуть обитель. Вскоре он был посвящен в сан пресвитера, после чего блаженный Иероним посетил Константинополь, а в 381 году отправился в Рим.

6. В Риме, начиная с 383 года, он занимался исправлением книг Священного Писания, в первую очередь Нового Завета. Была введена в богослужебную практику исправленная Иеронимом Псалтирь. Однако уже через год он покидает Рим, намереваясь совершить паломничество на Святую Землю. Обойдя многочисленные святые места Палестины, блаженный Иероним остается в Вифлееме, который становится его последним земным пристанищем, а годы, проведенные здесь - временем расцвета его литературной деятельности. Будучи одним из величайших эрудитов своего времени, блаженный Иероним является автором около 180 сочинений, которые охватывают практически все жанры христианского творчества.

7. Так, его письменное наследие составляют сочинения догматические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию  переводу Священного Писания, исторические. Особое же место в литературном наследии блаженного автора занимают письма разным лицам. Эти письма, по словам издателей, дышат «живым благочестием с увещанием к покая­нию, к терпению в несчастиях, совершенной жизни». Некоторые из них содержат целостные нравственные наставления и являются не столько частным письмом, сколько общественной проповедью. «Особенно поучительны следующие письма блаженного отца: 14-е к Илиодору - с восхвалением отшельнической жизни; 22-е к Евстохии - - о сохранении обета девства; 52-е к Непоциану - о добродетелях монашествующих в связи с изображением идеала пастырского служения; 58-е к Павлину - с наставлениями монаху.

8. Пламенной ревностью ревновал пастырь о жизни клира, достой­ной [священного] звания. Он много страдал за эту ревность, но не умолкал говорить в письмах обличения и наставления запад­ному клиру. Письма его к Непоциану заключают в себе превос­ходные мысли о звании священном и вполне заслуживают того, чтобы часто были читаемы лицами сего звания. Прекрасны и письма его о воспитании детей. Имея безусловный дар слова, блаженный Иероним легко выходит за привычный размер письма и за рамки частной ситуации, легко и много цитирует Священное Писание, впрочем, отдавая дань некоторым своим любимым стихам из него. Множество толкований на библейские тексты разбросано по его письмам.

*** 

Как отмечают издатели, чтение творений святых отцов с должным благоговением - это всегда прикосновение к святыне, это приобщение к их истинному благочестию, к их мудрости, озаренной Божественным светом. Читая письма блаженного Иеронима, мы назидаемся и его богомудрым учением. «Сочинения его, - говорит преподобный Иоанн Кассиан, - сияют по всему миру, как священные светильники; он муж как учености обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных». Письма блаженного Иеронима представляют большой интерес для тех, кто свою жизнь посвятили монашеству и аскетизму, а также для всех наших читателей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать