Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, вышедшую в свет в издательстве Никея под названием: «Благословенна Ты в женах. Богородичное правило с размышлениями монахини Елизаветы (Сеньчуковой)». Эта книга содержит комментарии монахини Покровского женского монастыря города Якутска на главы («десятки») из молитвенного правила Пресвятой Богородице. Традиция чтения Богородичного правила — одна из древнейших православных практик. Само правило состоит из 15 глав, и после каждой из них монахиня Елизавета делится своими глубокими мыслями и чуткими рассуждениями. Ее личный опыт молитвы может стать верным и вдохновляющим примером для очень многих читателей. В издание вошли тексты Молебного канона и Акафиста Пресвятой Богородице — при желании их тоже можно включить в свое молитвенное правило.
2. В предисловии книги архиепископ Якутский и Ленский Роман пишет: «Пресвятая Богородица не оставила нам никаких особых наставлений. Кажется, Она была в тени Своего Сына. Но по свидетельству о ней ранних церковных писателей, Она научала праведности одним Своим видом, от которого исходила благодать Божья и сияние вечной славы и любви Христовой. Наверное, этим сиянием пронизаны и Ее иконы. Все ли они написаны как шедевры? Вряд ли. Но пребывание рядом с ними в молитве, безусловно, умиротворяет, возвышает, преображает нас. Это знает каждый, кто хотя бы раз с благоговением подходил к чудотворному или особо чтимому образу Богородицы.
3. Такой образ мы призваны нести в наших душах, благоговейно склоняясь перед ним в молитве. Одно такое молитвенное приношение Деве Марии и предлагается в этой книге - «Богородичное правило». Оно очень простое и в то же время глубокое: сто пятьдесят раз мы приветствуем Богородицу, проходя с Ней весь жизненный путь - от рождения до прославления у Престола Божия. Правило можно читать в буквальном смысле на ходу - молитву «Богородице Дево, радуйся!» почти каждый из нас знает наизусть, да и тропари праздников выучить нетрудно.
4. О том, как появилась эта книга, автор пишет: "Меня зовут монахиня Елизавета. Я живу в Якутском епархиальном управлении. Не сколько раз в неделю хожу по набережной реки Лены, за полтора километра, в Якутскую духовную семинарию - читать лекции. Как-то сама собой в моем сердце родилась традиция - в дороге молиться Богородице. Не зря к Пречистой обращались сотни святых и простых верующих в любой момент жизни! В мороз эта молитва согревает, утешает и явственно защищает, в теплые деньки - просто радует душу. Идешь по набережной Лены, и кажется, будто идешь не совсем одна - где-то в небе парят ангелы, воспевающие Светлую и Чистую Деву. И Сама она тоже здесь. И хорошо. И не страшно. И радостно. И небо - голубое, словно Ее покров, или белое, словно Ее лилии из райского сада.
5. Оказалось, что удобнее всего в дороге читать Богородичное правило, известное в России благодаря преподобному Серафиму Саровскому. Разбитое на десятки, оно позволяет молиться даже без четок - например, в минус пятьдесят, когда на руки надеты шерстяные перчатки, а поверх них еще и меховые варежки: зажимаешь себе пальчики и шепчешь: «Богородице Дево, радуйся...» На дорогу в один конец уходит около сотни из положенных ста пятидесяти молитв. Рядом с семинарией - Богородицкий храм с чудотворной иконой «Умиление» - почти такой же, как любимая икона батюшки Серафима. Обязательно читаю молитву перед нею. Оставшиеся произносишь на обратном пути. А после этого, если удается заставить себя не отвлекаться на суету, наслаждаешься блаженной тишиной - Ее ответом.
6. Как отмечает автор, Богородичное правило пришло к нам с Запада и довольно поздно. То есть, конечно, нельзя утверждать, что христианам раньше не приходило в голову молиться Божией Матери, многократно повторяя Архангельское приветствие - это самое очевидное, самое простое обращение к ней. Тот же преподобный Серафим рассказывал, что, согласно преданию, Божия Матерь еще в VIII веке Сама заповедала произносить Ей сто пятьдесят молитв. Но, пояснял он же, этот завет забылся. В XIII веке католический монах Доминик одним из первых то ли сочинил, то ли получил непосредственно от Пречистой, то ли просто восстановил эту традицию. По крайней мере, самые старые четки для «розария» (именно так называется это правило в Католической Церкви) относятся как раз ко времени жизни Доминика - к XIII веку.
7. Розарий - три раза по пятьдесят молитв Ave, Maria. Каждый десяток посвящен тому или иному событию - тайне, «Радостные тайны»: Благовещение, Посещение Елисаветы, Рождество Христово, Сретение, Встреча Отрока Иисуса в храме. «Скорбные тайны»: Молитва Христа в Гефсиманском саду, Его бичевание, Венчание Его терновым венцом, Крестный путь, Голгофа. «Славные тайны»: Воскресение Христово, Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа, Успение Божией Матери, Венчание Ее Небесной славой. Число 150 не случайно - именно столько псалмов содержится в Псалтири. То есть «Розарий - это как будто Псалтирь в честь Божией Матери. Перед началом каждого десятка читается Молитва Отче наш, а в конце вспоминается «Тайна». Начинается чтение Розария с Символа веры и особой молитвы Спасителю, а завершается - молитвами Господу и Богородице.
8. Примерно в таком виде Богородичное правило пришло в Россию. Однако деления на тайны у нас нет, в конце каждого десятка читается трогательный тропарь: «Милосердия двери отвёрзи нам, благословенная Богородице…». Немного отличаются вспоминаемые события. Вообще, как отмечает автор, молитва к Богородице - событие настолько личное, что в ней неизбежен элемент творчества. Поэтому если вы испытываете потребность добавить какую-то молитву своими словами или, напротив, в какой-то момент помолчать, размышляя о Божией Матери и Ее участии в нашем спасении, вряд ли в этом есть что-то опасное.
***
Вся обширная литература по монашеской аскетике сводится к простому тезису святителя Феофана Затворника: «Бог да душа - Вот и весь монах». В сущности, монах отличается от мирянина только углубленностью переживания этой мысли. Бог да душа - вот и весь человек. Напоминанием об этом как раз служит Личность Божией Матери, которая никогда не была монахиней да и вообще жила задолго до рождения христианского монашества. Но Она настолько соединилась с Богом Своей душой, что стала Настоящим Человеком, таким, каким он был задуман до трагедии грехопадения. Смотришь на нее - и видишь, что мы вслед за Адамом потеряли. И что вместе через Христа можем приобрести. И как-то само собой рождается: «Богородице Дево, радуйся...»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!