Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Белый парус далекого детства
Над серебряной быстрой рекой…
Нам такое досталось наследство
И рассказчик чудесный такой!
Милый старец наш, Оптина Пустынь,
Свет вечерний над кромкой лесов…
Мы запишем рассказ его устный
Из струящихся ласковых слов.
Этими стихами открывается книга, в которой собраны воспоминания и духовные наставления святых оптинских старцев. С любовью и бережностью сохраняла монастырская братия эти поучительные и простые житейские истории о детстве своих добрых наставников. Потом они заносились на страницы летописи обители и личные келейные записки, благодаря чему сохранились до наших дней. И сегодня мы обращаемся к детству таких святых, как преподобные старцы Оптиной Пустыни в книге «Белый парус далекого детства».
***
1. В книге «Белый парус далекого детства» впервые собрано то, что известно о детстве и отрочестве Оптинских старцев. Эти достоверные истории рассказывали сами святые отцы своим духовным чадам и ученикам. А те в свою очередь оставили драгоценные свидетельства о наставниках, хранивших их иноческую юность, о чудодейственных случаях Божественного Промысла в жизни оптинцев разных поколений. Голоса Оптинских старцев отчетливо различимы и в их воспоминаниях, и в их духовных наставлениях, приведенных на страницах этой книги, читая которую, пребываешь в сияющей орбите благодатного духовного окормления.
2. «Помните ли вы свое детство? – обратился однажды Оптинский старец Нектарий (Тихонов) к жившему при обители в начале 20 века писателю Нилусу. «Как не помнить – помню», - ответил Сергей Александрович. «Вот и я тоже помню!» - и старец погрузился в отдаленные воспоминания»… И не только преподобный Нектарий, но и другие святые отцы вспоминали примечательные случаи из своего детства, а все, кто находился в келии, затаив дыхание, внимали повествованиям дорогих рассказчиков. Происходили святые старцы из разных семейств: преподобные Макарий (Иванов) и Варсонофий (Плиханков) были потомственными дворянами, родители старца Илариона (Пономарева) – из бывших крепостных, святые Нектарий (Тихонов) и Иосиф (Литовкин) родились в семьях бедных и простых людей.
3. Объединяет все эти семейства то, что воспитывались дети в благочестии и страхе Божием. С детства они любили читать Священное Писание, ходить в храм Божий, а некоторые уже тогда чувствовали в себе стремление к монашеству. Например, преподобный старец Макарий, в детстве Миша Иванов, возрастал под звон монашеских колоколов, который доносился ежедневно до обитателей села Железники из соседнего Лаврентьева монастыря. Маленький Михаил научался в разумении первых детских молитвочек и исполнял нехитрые домашние послушания, которые возлагали на него родители. Тайнодействующий Промысел Божий своими явными знаками предопределял отроку поприще «не от мира сего», а от горних, небесных пажитей.
4. Однажды, во время обедни в обители, Михаил, увидев в алтаре архимандрита Феофана, которого очень любил, стремительно вбежал к нему в алтарь через отворенные Царские врата. «Видно по всему – знамение предстоящего в жизни священства!» - подумал архимандрит. А богобоязненная и смиренная Мишина мама, вздыхая, нередко признавалась в своих предчувствиях: «Сердце мое чует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное!» Уже с раннего детства он невольно привлекал к себе и детей и взрослых своими добрыми свойствами – тихостью, кротостью, молчаливостью. Примечательно, что еще задолго до поступления в монастырь многие знакомые, глядя на скромность и юношескую чистоту Михаила, в шутку называли его монахом. Приобщение к оптинской святости будет еще впереди, а ему, хоть и прикровенно, уже указывали на непременный жизненный удел – водвориться в монашеской обители».
5. А вот другой пример – старец Иосиф (Литовкин). Он был ближайшим учеником великого старца Амвросия и его достойным преемником в деле духовного наставничества. В юношеском возрасте, переступив порог убогой «хибарки» отца Амвросия, Иван Литовкин оставил позади ранее детское сиротство, скитание по чужим людям в поисках заработка на хлеб насущный. Полвека прожил он в этой тесной келье, сделавшейся для него училищем благочестия, постиг самую высшую из наук – монашество, и сам стал в свое время наставником монахов.
6. По словам автора, «этот тишайший ангелоподобный старец редко вспоминал свое горемычное детство. А если вспоминал, то только отдельные эпизоды, в которых так или иначе были явлены знамения благодатной Божией помощи. Эти батюшкины рассказы близкие ему по духу оптинцы записывали в свои келейные «тетрадки». Благодаря этому и мы можем познакомиться с некоторыми моментами из детства будущего старца. Автор повествует: «Счастливые мгновения самого раннего детского бытия были озарены для маленького Вани воскресным светом возжженных церковных свечей и мерцающими огоньками разноцветных лампадок в их сельском храме. Молитвенно настроенные, любящие мама с папой не столько пеклись о стяжании земного богатства для своих детей, сколько о снискании чадами даровании небесных.
7. Они воспитывали их в укрепляющем душу благочестии и спасительном повиновении. Постоянное домашнее чтение житий святых создавало в скромной украинской хате особую атмосферу: дети, получая первые навыки христианского воспитания, развивали в своих нежных сердцах чувство сострадания мученикам за веру Христову, их мужественный подвиг вменяли и себе в образец служения Богу и людям. И уже самое первое небесное знамение указало на ребенка-избранника». Ване было 8 лет, когда однажды играя с детьми, он увидел шествующую по небу Пресвятую Богородицу. «Небесное видение оставило явный след в душе ребенка: он сделался тих и задумчив, стал уклоняться от шумных детских игр.
8. В детском сердце загорелась живая вера и ни с чем несравнимая трепетная любовь к Царице Небесной. А Она приняла эти божественные порывы, направила их в должное русло, снова и снова подтверждая Свое обетование избранным: «Этот – нашего рода». Вот такие истории из детской жизни преподобных старцев свято хранят в Оптиной Пустыни, и часть из них собрана на страницах этой книги.
***
Эти драгоценные крупицы воспоминаний в книге «Белый парус далекого детства» собрала послушница Зоя Афанасьева. По мнению автора, читатели любого возраста, но более, конечно, юные, с интересом откроют для себя удивительные не придуманные рассказы о детстве и отрочестве преподобных Оптинских старцев — Макария, Моисея, Илариона, Иосифа, Варсонофия, Нектария. В 2000 году, Русская Православная Церковь прославила и причислила Собор Оптинских старцев к лику Всероссийских святых. Преподобные старцы стали для России истинными светильниками живой веры. Поэтому, соприкасаясь в этой книге с оптинской святостью, мы наследуем, по словам автора, бесценные сокровища в обогащение душ наших.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!