У книжной полки. Басни И. Крылова с православными комментариями

26 июля 2022 г.

Для родителей, любящих своих детей, забота о их будущем является одним из главных вопросов. Дети - это наше счастье и радость. Начиная с появления на свет, они радуют нас маленькими, но такими значимыми успехами: первым шагом, первым словом, первой улыбкой. Что же делать для того, чтобы, вырастая, они продолжали приносить радость, внушали чувство гордости, оставались любящими и заботливыми? Конечно, читать им добрые книги с малых лет, закладывая основу для формирования в них милосердия, любви, жертвенности, честности, поощряя их любознательность.  Такие книги выходят сегодня во многих православных издательством, в числе которых и «Вольный странник». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую книгу этого издательства, предназначенную для детей. Она называется «Иван Андреевич Крылов. Басни с православными комментариями»

***

1. Басни Крылова знают и любят многие. Мы их слышим с детства, чаще всего, как крылатые слова, которые мы применяем сами в разных жизненных ситуациях. Так, например, каждый из нас хоть раз, да слышал про Мартышку, которая “слаба глазами стала” или Ваську, который “слушает да ест”. Всего Иван Андреевич написал более 200 басен, в свое время они переиздавались большими тиражами и по популярности превосходили сочинения многих современных ему писателей и поэтов. Но незамысловатый сюжет басен Крылова, а их любили и взрослые, и дети, не всегда открывался тем, кто их слушал или читал. Об этом архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) говорил, что Крылов «подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить".

2. Книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, по-новому откроет читателю смысл басен, знакомых с детства. Здесь собраны двадцать две басни из богатого наследия Крылова, и не просто собраны, но дополнены соответствующими цитатами из святоотеческого наследия, снабжены комментариями для более глубокого понимания текста. В конце книги вы найдёте увлекательные интерактивные задания, выполняя которые, ребёнок сможет получить от прочитанного ещё больше пользы. Комментарии к каждой басне отсылают сюжет к Священному Писанию. Вопросы в конце книги служат проверочным материалом. Увлекательный кроссворд потренирует память ребенка.

3. В предисловии книги издатели пишут: "Замечали ли вы, что иногда людям очень трудно понять друг друга? Общаемся мы между собой и, кажется, говорим об одном и том же, а потом получается — каждый имел в виду что-то своё. Да так и не можем договориться. Или поступил человек по отношению к нам странно, не по-дружески, мы думаем об этом, анализируем, но никак не можем понять, почему так получилось. Или сами мы совершили неблаговидный поступок, которого не ожидали от самих себя. И думаем, как это могло быть?! Как раз здесь и приходит нам на помощь басня или иносказание. Странно, правда? Казалось бы, в басне много смыслов сокрыто и ничего не лежит на поверхности. Да и в переводе слово «басня» означает «выдумка» или «вымысел».

4. Как же выдумка может помочь понять что-то в реальной жизни? Но именно басня, по словам издателей, и расставляет всё по своим местам. Зло и глупость в ней высмеиваются, а добродетель и мудрость вознаграждаются, заставляя каждого из нас задуматься о своих поступках и устремлениях. Кто не читал произведения Ивана Андреевича Крылова? Кто не смеялся и не грустил вместе с ним? Иван Андреевич жил на рубеже 18-19 веков, но его басни не потеряли своего значения и в наши дни. Ведь те же самые грехи и слабости, которые были свойственны героям басен, одолевают людей любого времени, любой эпохи. Аллегорически Крылов наделяет человеческими качествами животных, которые думают, чувствуют и говорят как люди. Они имеют те же характеры, недостатки или пороки: лень, жадность, хитрость…

5. Вот, например, одна из самых известных басен Крылова, знакомая с детства – «Ворона и лисица». Давайте, вспомним несколько строчек из этого произведения.

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась...

Как отмечают издатели, в этой басне речь идёт о лести и тщеславии. Так некоторые люди, пытаясь добиться чего-то, идут на хитрость, нахваливают в глаза тех людей, от которых зависит исполнение их желания. Они говорят то, чего нет на самом деле, и в итоге получают желаемое. Люди верят этим словам, обольщаются, теряют самообладание и порой терпят большой урон.

6. Как часто человеку хочется, чтобы о нём все говорили хорошо! Но стоит ли доверять льстецу? Зависеть от мнения других? Так прп. авва Исаия говорит, что любовь к славе человеческой рождает ложь...  Вспомним, как Иисус Христос, когда Он постился 40 дней в пустыне, то был искушаем диаволом, который льстил Ему, говоря: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами», предлагал Иисусу броситься вниз, ведь написано, что «ангелы понесут Тебя на руках», а потом обещал Ему всё богатство мира сего. Но Иисус не внял лести, и диавол был посрамлён и бежал. О том, лесть и тщеславие до добра не доводят, и говорит в своей басне русский писатель.

7. О самолюбовании и осуждении других напоминает нам другая басня – «Зеркало и обезьяна». Объясняя эту басню, издатели пишут: «Часто люди считают себя хорошими, думают, что они намного лучше, чем другие. Они осуждают близких за их недостатки, а своих не хотят видеть. «В чужом глазу соломину видит, а в своём - бревна не замечает», - говорится в русской народной пословице. Людям, верующим в Него, Господь предлагает взглянуть на себя: Не судите, да не судимы будете... И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазу не чувствуешь?». Ещё одна из самых известных басен – «Стрекоза и муравей». Помните: «Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза».

8. Здесь, по словам издателей, говорится о праздности, легкомыслии и жестокости. Легкомысленные люди часто не задумываются над последствиями праздной, лёгкой жизни, они могут быть добрыми, беззлобными, но и безответственными. Иногда они обращаются к другим людям, надеясь на их сочувствие и помощь. А люди серьёзные, трудолюбивые порой бывают жестокими и не сочувствуют другим, стоят на своих «твёрдых позициях» и осуждают ленивых и легкомысленных. Так в Евангелии есть притча о блудном сыне. Один сын легкомысленно прокутил свою часть имения, но потом со слезами покаяния вернулся к отцу, а второй сын, всё время трудившийся дома, был недоволен тем, что отец пожалел его брата. Но главный смысл этой притчи заключается в том, что блудный сын пришёл к отцу с покаянием и слезами, не оправдывал себя и за то был помилован отцом.

***

Творения Ивана Андреевича Крылова, используя образы животных, учат людей быть справедливыми, милосердными, трудолюбивыми, честными, любознательными, тренируют ум и смекалку. Поэтому читать их полезно и детям, и взрослым. Оптинские старцы почитали басни Ивана Крылова и не раз наставляли своих духовных чад высказываниями из них. Так, старец Амвросий Оптинский любил басни Крылова, находя их нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним. Людям трудно избавиться от слабостей, но, узнавая себя в героях басен, мы можем в какой-то мере исправить, а может, и искоренить свои недостатки.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать