У книжной полки. Багряные ризы

7 ноября 2022 г.

1918-й — второй год революции. Михаил Булгаков в своем романе «Белая гвардия» писал об этом времени так: «Велик был год и страшен был год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Что происходило тогда в России? Террор, голод, разруха, страх. Власть повсеместно захватывала уголовщина, везде царили хаос и братоубийство, а многие крещеные люди втаптывали христианскую веру в грязь. Были отменены законы Божеские и человеческие. Но посреди богоборческой вражды, кровопролития, стойко звучали голоса пастырей в защиту гонимой веры. Обо всём этом рассказывает новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы». Он вышел в свет в издательстве «Вольный странник» и занял свое место на нашей книжной полке.

***

1. Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания? А ответы на эти вопросы она находит в словах известных проповедников, пастырей и архипастырей, которые пострадали за веру в те страшные времена.

2. Как отмечает автор, роман имеет документальную основу, художественного вымысла в нем не так уж много. Все действующие или только упомянутые представители русского духовенства, их там около десятка, — реальные исторические лица. Семеро из этого десятка были убиты в 1918 году, в основном казнены чекистами. Все они прославлены Церковью как новомученики. Среди них - священномученик Иоанн Восторгов, знаменитый миссионер и церковный публицист, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади, и священномученик Константин Голубев, известный как противораскольничий миссионер, настоятель Богоявленского собора в подмосковном Богородске (сейчас город называется Ногинск).

3. Вымышленным персонажем романа является его главный герой, бывший студент-химик, носящий простое русское имя Иван и лихую фамилию Востросаблин. Именно его глазами читатель видит все происходящие события. К Вербному воскресению 1918 года, с которого начинается повествование, он уже успел побывать и унтер-офицером армии царской, и подручным комиссара Красной армии. На фронтах Первой мировой Востросаблин заслужил за подвиги два георгиевских креста. А став по глупости в ряды Красной армии, он убивает священника, что после постоянно мучает его. И Иван понимает, что это совершив это злодеяние, он подпадает под патриаршую анафему.

4. В Москву, недавно ставшую столицей Советской России, Востросаблин прибывает с большевистским документом и желанием спасти Отечество от большевиков. Для этого он вступает в ряды «Союза защиты Родины и свободы», - организации, состоящей из офицеров Белой России. Тех, кто, по словам автора, не с апатией следил за безумствами большевиков, а намерен был противостоять им с оружием в руках. Однако спасти Россию им не удаётся. После провала этой организации и подавления восстаний, подготовленных ею, многие из тех офицеров были арестованы и расстреляны, а другие пополнили ряды белых армий. Востросаблин тоже собирался воевать в белой армии. Но не получилось, и в результате он сам оказался на краю гибели.

5. А до этого, когда Иван только приехал в Москву, он познакомился с известным миссионером протоиереем Иоанном Восторговым. Молодой человек слушал бесстрашные проповеди священника, которые тот произносил в самом сердце Москвы, у храма Василия Блаженного. Он общался с ним лично, ища у него ответы на мучавшие его вопросы. Например, почему Церковь не благословила борьбу с большевизмом? В Церкви он поначалу видит лишь мощный общественный институт, обладающий всеми необходимыми ресурсами для свержения богоборческого строя. «Почему, спрашивает Востросаблин у отца Иоанна, - в начале семнадцатого века патриарх Гермоген призывал собирать ополчение против иноверцев и захватчиков власти, а в двадцатом веке патриарх Тихон не может? Сейчас не то же самое? Иноверцы-иноплеменники сидят в Кремле, как и тогда».

6. В ответ Иван слышит следующие слова пастыря: «Выходит, не то же. Патриарх Гермоген призвал, и народ встал под хоругви православной Руси. Под какие знамена встает он сейчас? Знамена расхристанной Руси эсеровской, кадетско-либеральной, анархистской и прочей. Руси, потерявшей Христа, утратившей правду Божью. Вы хотите утверждать закон человеческий в противовес большевистскому беззаконию, и это справедливо. Но не подкрепленный исполнением закона Господня он ничто. Человеческий закон слаб, неустойчив и при малейшем дуновении бури в обществе падает, чему мы все свидетели». Так говорил священномученик Иоанн, и об этом свидетельствуют страницы истории, и этой книги.

7. По словам священника Владимира Русина, председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии, «Иван Востросаблин, оторвавшийся от Церкви, встречается с её лучшими представителями, готовыми сложить голову за веру. Он тоже готов пожертвовать своей жизнью, но только не за веру, а за Отечество. Он готов пролить свою и чужую кровь для победа над врагом, и недоумевает, почему так легко и спокойно отправляются на мученическую смерть авторитетные священнослужители, которые легко могли повести за собой массу людей на битву с большевиками. Однако потом Иван понимает, что такое поведение – не следствие слабости, а проявление иной силы. Перенос основной битвы в иную плоскость. Это война не против крови и плоти, а «против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12)».

8. А как отмечает писательница Екатерина Федорчук, «вопросы, которые задает Востросаблин святым подвижникам — это вопросы, которые мог бы задать им современный человек, смутно верующий, едва ли хорошо знающий историю, заплутавшей между «правдой» красных богоборцев и Истиной Христовой. Почему так получилось? А ответ прост и сложен одновременно. В XX веке распалось великое единство — единство веры в Бога и любви к Отечеству. Потому и Отечество наше так переродилось, что не узнать». А ведь, как пишет автор, «…300 и 500 лет назад на Руси не было разорванности двух великих идей – Отечества и веры. То, что сейчас разъединено в головах, тогда соединялось накрепко в сердцах». Эти слова автора можно отнести не только к 20 веку, но и к современной России.

***

В своей книге Наталья Иртенина объединила разнообразные источники — мемуары, биографические исследования, обширное творчество отца Иоанна Восторгова. Отчасти использовала и двухтомник чекистского самопиара с описанием раскрытых антибольшевистских организаций времен Гражданской войны - «Красную книгу ВЧК», изданную в 1922 году. Всё это помогает современному читателю увидеть другую Россию — страну мучеников, исповедников, праведников, героев без страха и упрека, Святую Русь, преданную, поруганную и забытую. «Уверен, - говорит священник Владимир Русин, - что от чтения вам будет трудно оторваться. Погрузившись в одну из самых драматических эпох истории, вы вернётесь в наши дни немножко иными. А новомученики, с которыми вы встретитесь на страницах романа, станут для вас ближе и роднее».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать