***
1. Новый роман Натальи Иртениной «Багряные ризы» посвящен подвигу новомучеников и исповедников Российских, людям, которые в страшном 1918 году не отреклись от Христа, но оказали духовное сопротивление безбожной власти большевиков. В нем автор размышляет об острых вопросах отечественной истории: нужно ли сопротивляться безбожной власти? Почему большевики победили? Почему Господь попустил нашему народу эти тяжкие испытания? А ответы на эти вопросы она находит в словах известных проповедников, пастырей и архипастырей, которые пострадали за веру в те страшные времена.
2. Как отмечает автор, роман имеет документальную основу, художественного вымысла в нем не так уж много. Все действующие или только упомянутые представители русского духовенства, их там около десятка, — реальные исторические лица. Семеро из этого десятка были убиты в 1918 году, в основном казнены чекистами. Все они прославлены Церковью как новомученики. Среди них - священномученик Иоанн Восторгов, знаменитый миссионер и церковный публицист, настоятель собора Василия Блаженного на Красной площади, и священномученик Константин Голубев, известный как противораскольничий миссионер, настоятель Богоявленского собора в подмосковном Богородске (сейчас город называется Ногинск).
3. Вымышленным персонажем романа является его главный герой, бывший студент-химик, носящий простое русское имя Иван и лихую фамилию Востросаблин. Именно его глазами читатель видит все происходящие события. К Вербному воскресению 1918 года, с которого начинается повествование, он уже успел побывать и унтер-офицером армии царской, и подручным комиссара Красной армии. На фронтах Первой мировой Востросаблин заслужил за подвиги два георгиевских креста. А став по глупости в ряды Красной армии, он убивает священника, что после постоянно мучает его. И Иван понимает, что это совершив это злодеяние, он подпадает под патриаршую анафему.
4. В Москву, недавно ставшую столицей Советской России, Востросаблин прибывает с большевистским документом и желанием спасти Отечество от большевиков. Для этого он вступает в ряды «Союза защиты Родины и свободы», - организации, состоящей из офицеров Белой России. Тех, кто, по словам автора, не с апатией следил за безумствами большевиков, а намерен был противостоять им с оружием в руках. Однако спасти Россию им не удаётся. После провала этой организации и подавления восстаний, подготовленных ею, многие из тех офицеров были арестованы и расстреляны, а другие пополнили ряды белых армий. Востросаблин тоже собирался воевать в белой армии. Но не получилось, и в результате он сам оказался на краю гибели.
5. А до этого, когда Иван только приехал в Москву, он познакомился с известным миссионером протоиереем Иоанном Восторговым. Молодой человек слушал бесстрашные проповеди священника, которые тот произносил в самом сердце Москвы, у храма Василия Блаженного. Он общался с ним лично, ища у него ответы на мучавшие его вопросы. Например, почему Церковь не благословила борьбу с большевизмом? В Церкви он поначалу видит лишь мощный общественный институт, обладающий всеми необходимыми ресурсами для свержения богоборческого строя. «Почему, спрашивает Востросаблин у отца Иоанна, - в начале семнадцатого века патриарх Гермоген призывал собирать ополчение против иноверцев и захватчиков власти, а в двадцатом веке патриарх Тихон не может? Сейчас не то же самое? Иноверцы-иноплеменники сидят в Кремле, как и тогда».
6. В ответ Иван слышит следующие слова пастыря: «Выходит, не то же. Патриарх Гермоген призвал, и народ встал под хоругви православной Руси. Под какие знамена встает он сейчас? Знамена расхристанной Руси эсеровской, кадетско-либеральной, анархистской и прочей. Руси, потерявшей Христа, утратившей правду Божью. Вы хотите утверждать закон человеческий в противовес большевистскому беззаконию, и это справедливо. Но не подкрепленный исполнением закона Господня он ничто. Человеческий закон слаб, неустойчив и при малейшем дуновении бури в обществе падает, чему мы все свидетели». Так говорил священномученик Иоанн, и об этом свидетельствуют страницы истории, и этой книги.
7. По словам священника Владимира Русина, председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии, «Иван Востросаблин, оторвавшийся от Церкви, встречается с её лучшими представителями, готовыми сложить голову за веру. Он тоже готов пожертвовать своей жизнью, но только не за веру, а за Отечество. Он готов пролить свою и чужую кровь для победа над врагом, и недоумевает, почему так легко и спокойно отправляются на мученическую смерть авторитетные священнослужители, которые легко могли повести за собой массу людей на битву с большевиками. Однако потом Иван понимает, что такое поведение – не следствие слабости, а проявление иной силы. Перенос основной битвы в иную плоскость. Это война не против крови и плоти, а «против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12)».
8. А как отмечает писательница Екатерина Федорчук, «вопросы, которые задает Востросаблин святым подвижникам — это вопросы, которые мог бы задать им современный человек, смутно верующий, едва ли хорошо знающий историю, заплутавшей между «правдой» красных богоборцев и Истиной Христовой. Почему так получилось? А ответ прост и сложен одновременно. В XX веке распалось великое единство — единство веры в Бога и любви к Отечеству. Потому и Отечество наше так переродилось, что не узнать». А ведь, как пишет автор, «…300 и 500 лет назад на Руси не было разорванности двух великих идей – Отечества и веры. То, что сейчас разъединено в головах, тогда соединялось накрепко в сердцах». Эти слова автора можно отнести не только к 20 веку, но и к современной России.
***
В своей книге Наталья Иртенина объединила разнообразные источники — мемуары, биографические исследования, обширное творчество отца Иоанна Восторгова. Отчасти использовала и двухтомник чекистского самопиара с описанием раскрытых антибольшевистских организаций времен Гражданской войны - «Красную книгу ВЧК», изданную в 1922 году. Всё это помогает современному читателю увидеть другую Россию — страну мучеников, исповедников, праведников, героев без страха и упрека, Святую Русь, преданную, поруганную и забытую. «Уверен, - говорит священник Владимир Русин, - что от чтения вам будет трудно оторваться. Погрузившись в одну из самых драматических эпох истории, вы вернётесь в наши дни немножко иными. А новомученики, с которыми вы встретитесь на страницах романа, станут для вас ближе и роднее».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!