У книжной полки. Н.А. Лобастов. Бабушкино лоскутное одеяло

7 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В наши дни немалую роль в деле воцерковления играет русская классическая литература и история. По словам протоиерея Андрея Ткачева, сегодня есть достаточно материалов, чтобы учителю найти Евангельские следы в Гончаровском Обломове, в Пушкинской Татьяне, в Лесковских рассказах и повестях, а творчество Достоевского – по словам священника, - это родное дитя Евангелия. Таким образом, русский филолог работает с Евангельским материалом, и все что от него требуется, это взять в помощники некоторых специалистов прошлого или настоящего: из 20 века, например, Константина Васильевича Мочульского или Василия Васильевича Розанова, а из 21-го Николая Алексеевича Лобастова. В его «Записках сельского учителя» с достаточной глубиной раскрывается евангельский смысл всей русской литературы. О том, как он сам пришел к вере, Николай Алексеевич рассказывает в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Николай Алексеевич Лобастов — автор известного и высоко оцененного читателями 6-томника «Записки сельского учителя» — представляет свою новую книгу - «Бабушкино лоскутное одеяло», выпущенную издательством «Зёрна». По словам автора, эта книга построена на личном опыте, поэтому первым делом Николай Алексеевич рассказывает немного о себе, чтобы читатель мог понять тот фон, на котором возникли все эти житейские истории. Из рассказа автора следует, что он родился и окончил школу на станции самого отдаленного района Нижегородской области. Мать всю жизнь работала на одном месте - весовщиком на железной дороге. Отец был путейцем и лесорубом.

2. Окончив филологическое отделение Горьковского пединститута в 1979 году, Николай Лобастов проработал восемь лет учителем литературы в сельской школе, а затем в сельскохозяйственном училище города Лыскова. В партии не был, после перестройки воцерковился, двадцать два года издавал газету «Свет Православия», имеюшую областную подписку. Духовный отец - протоиерей Владимир Антипин, настоятель храма Святителя Николая села Просек, духовником которого был протоиерей Михаил Труханов. Крестные ходы, спектакли, газета, миссионерство в школах и в исправительной колонии общего режима - вот круг его интересов в те годы. Окончил заочное отделение миссионерского факультета Свято-Тихоновского университета.

3. «Бабушкино лоскутное одеяло» - это, по словам автора, книга о поиске смыслов и ценностей, о заблуждениях и прозрениях, о самом сложном и интересном - о дороге домой. А откуда начался этот путь сельского учителя? Как рассказывает Николай Алексеевич, в доме его бабушки Насти. Родилась она в 19 веке и «до конца дней своих не изменяла вере православной. Собирала у себя старушек на праздники - молились, пели. Властям заявила: всё равно мы будем это делать. От нее отстали. Получала пенсию в 27 рублей. Жила в избушке, вросшей в землю, колодец-журавль, куры, кролики, огородик. Скромно, тихо, молчаливо. В детстве я, - пишет автор, - это оценить не мог, хотя очень любил к ней ходить. Все эти странные, почти иностранные слова из прошлого, уходящего мира - преображение, успение, введение» - верил, исчезнут вместе со старенькой бабушкой. Исчезнет навсегда и ее образ жизни: деревенский, бедный, скромный, тихий...»

4. Однако этот образ никуда не ушел, и спустя годы, когда бабушка уже почила, а Николай Алексеевич, отучился, распределился, женился, начал самостоятельную жизнь, и неожиданно для себя вспомнил бабу Настю. «Меня, - пишет автор, - пронзила простая, как ее домик, мысль: моя бабушка НИКОГДА не ругалась! Я не смог вспомнить, чтобы она повышала голос, а уж тем более возмущалась, кричала, раздражалась. Она даже никого никогда не осуждала! А ведь ее жизнь, как она рассказывала, была очень тяжелой. Девять детей, раскулачивание, ссылка в Сибирь, побег оттуда. Два месяца добиралась до родной вятской деревни. По дороге двоих детей похоронила, ела суп из картофельных очисток, хлеб из травы. А я живу собственной квартире, у нас один ребенок и мы ругаемся чуть не каждый день.

5. Как же так? Как признается автор, ему понадобились годы, набитые шишки и невосполнимые потери, чтобы понять тот Источник, из которого его бабушка черпала силы. Православная вера... И вот тогда он начал долгий путь в эту гору. Это, по словам автора, было время перестройки, время переоценки. И одним из первых открытий в этом пересмотре ценностей стала для него мысль, что его неграмотная бабушка... мудрее Ленина. «Да, да, - пишет Николай Алексеевич, - моя скромная баба Настя имела более верные, точные, истинные жизненные представления и понятия, чем знавший несколько языков Ленин.

6. Коммунистический пророк утверждал, что уже через несколько десятилетий люди перестанут ругаться матом, станут бессребрениками, сознательными, исчезнут деньги, милиция, тюрьмы т.п. А моя бабушка говорила том, что в будущем люди будут развращеннее. И кто был прав? Мудрость бабы Насти заключалась в том, что она верно понимала смысл греховности, зла, любви, смерти, истории... Если вспомнить, что в нашем советском детстве Ленин был «богом», то можно представить, какую кардинальную ломку сознания принесла мне эта простая мысль», - отмечает автор. Тогда перед ним встал главный вопрос: зачем мы живем? Если не коммунизм, то тогда что же нас ждет впереди? Ответы, - говорит Николай Алексеевич, - находишь тогда, когда задаешь вопросы. А вопросы помогала задавать литература – мой любимый предмет в школе.

7. Когда в перестройку русские люди оказались в мировоззренческом тупике, как говорит автор, он решил всё перепроверить сам, самостоятельно, лично. Постарался отстраниться от довлеющего груза навязанных знаний и начать с чистого листа. «А дай-ка я перечитаю, - решил он, - эти школьные классические произведения еще раз, уже без данных мне установок». «И, - признается Николай Алексеевич, - я ахнул! Это было настоящее потрясение. Первой кардинально пересмотрел всегда смущающую меня драму «Гроза». «Преступление и наказание» явно выявило отсутствие социальной тематики и упор на религиозный смысл. Гоголя тоже, оказывается, не критический реализм привлекал, а несоответствие реального человека образу Божию. А Есенин? Все говорили о его женщинах, но когда я за один присест прочитал полное собрание его сочинений, то поразился: а где же бабы, если он их так любил? Свиньи, телята, собаки, лошади, тополя, клены, пруды... И, конечно, мама. Да, человек видит не то, что есть, а то, что он хочет увидеть. Увидеть, как есть - трудное дело жизни...»

***

Как говорит автор, эта книга о тех крупицах мудрости, которую приходилось познавать не на просторах Интернета, а на извилистых дорогах жизни. Из них складывалось то теплое бабушкино одеяло, сшитое из лоскутков, которое согревало в дни испытаний и скорбей. Может быть, кому-то пригодится этот багаж в его дальней дороге. Тем более что сегодня идет непримиримая борьба со смыслами, их игнорируют, замалчивают, топят в информационном море. Но потеря высшего смысла всегда есть начало будущих трагедий.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать