Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Николай Алексеевич Лобастов — автор известного и высоко оцененного читателями 6-томника «Записки сельского учителя» — представляет свою новую книгу - «Бабушкино лоскутное одеяло», выпущенную издательством «Зёрна». По словам автора, эта книга построена на личном опыте, поэтому первым делом Николай Алексеевич рассказывает немного о себе, чтобы читатель мог понять тот фон, на котором возникли все эти житейские истории. Из рассказа автора следует, что он родился и окончил школу на станции самого отдаленного района Нижегородской области. Мать всю жизнь работала на одном месте - весовщиком на железной дороге. Отец был путейцем и лесорубом.
2. Окончив филологическое отделение Горьковского пединститута в 1979 году, Николай Лобастов проработал восемь лет учителем литературы в сельской школе, а затем в сельскохозяйственном училище города Лыскова. В партии не был, после перестройки воцерковился, двадцать два года издавал газету «Свет Православия», имеюшую областную подписку. Духовный отец - протоиерей Владимир Антипин, настоятель храма Святителя Николая села Просек, духовником которого был протоиерей Михаил Труханов. Крестные ходы, спектакли, газета, миссионерство в школах и в исправительной колонии общего режима - вот круг его интересов в те годы. Окончил заочное отделение миссионерского факультета Свято-Тихоновского университета.
3. «Бабушкино лоскутное одеяло» - это, по словам автора, книга о поиске смыслов и ценностей, о заблуждениях и прозрениях, о самом сложном и интересном - о дороге домой. А откуда начался этот путь сельского учителя? Как рассказывает Николай Алексеевич, в доме его бабушки Насти. Родилась она в 19 веке и «до конца дней своих не изменяла вере православной. Собирала у себя старушек на праздники - молились, пели. Властям заявила: всё равно мы будем это делать. От нее отстали. Получала пенсию в 27 рублей. Жила в избушке, вросшей в землю, колодец-журавль, куры, кролики, огородик. Скромно, тихо, молчаливо. В детстве я, - пишет автор, - это оценить не мог, хотя очень любил к ней ходить. Все эти странные, почти иностранные слова из прошлого, уходящего мира - преображение, успение, введение» - верил, исчезнут вместе со старенькой бабушкой. Исчезнет навсегда и ее образ жизни: деревенский, бедный, скромный, тихий...»
4. Однако этот образ никуда не ушел, и спустя годы, когда бабушка уже почила, а Николай Алексеевич, отучился, распределился, женился, начал самостоятельную жизнь, и неожиданно для себя вспомнил бабу Настю. «Меня, - пишет автор, - пронзила простая, как ее домик, мысль: моя бабушка НИКОГДА не ругалась! Я не смог вспомнить, чтобы она повышала голос, а уж тем более возмущалась, кричала, раздражалась. Она даже никого никогда не осуждала! А ведь ее жизнь, как она рассказывала, была очень тяжелой. Девять детей, раскулачивание, ссылка в Сибирь, побег оттуда. Два месяца добиралась до родной вятской деревни. По дороге двоих детей похоронила, ела суп из картофельных очисток, хлеб из травы. А я живу собственной квартире, у нас один ребенок и мы ругаемся чуть не каждый день.
5. Как же так? Как признается автор, ему понадобились годы, набитые шишки и невосполнимые потери, чтобы понять тот Источник, из которого его бабушка черпала силы. Православная вера... И вот тогда он начал долгий путь в эту гору. Это, по словам автора, было время перестройки, время переоценки. И одним из первых открытий в этом пересмотре ценностей стала для него мысль, что его неграмотная бабушка... мудрее Ленина. «Да, да, - пишет Николай Алексеевич, - моя скромная баба Настя имела более верные, точные, истинные жизненные представления и понятия, чем знавший несколько языков Ленин.
6. Коммунистический пророк утверждал, что уже через несколько десятилетий люди перестанут ругаться матом, станут бессребрениками, сознательными, исчезнут деньги, милиция, тюрьмы т.п. А моя бабушка говорила том, что в будущем люди будут развращеннее. И кто был прав? Мудрость бабы Насти заключалась в том, что она верно понимала смысл греховности, зла, любви, смерти, истории... Если вспомнить, что в нашем советском детстве Ленин был «богом», то можно представить, какую кардинальную ломку сознания принесла мне эта простая мысль», - отмечает автор. Тогда перед ним встал главный вопрос: зачем мы живем? Если не коммунизм, то тогда что же нас ждет впереди? Ответы, - говорит Николай Алексеевич, - находишь тогда, когда задаешь вопросы. А вопросы помогала задавать литература – мой любимый предмет в школе.
7. Когда в перестройку русские люди оказались в мировоззренческом тупике, как говорит автор, он решил всё перепроверить сам, самостоятельно, лично. Постарался отстраниться от довлеющего груза навязанных знаний и начать с чистого листа. «А дай-ка я перечитаю, - решил он, - эти школьные классические произведения еще раз, уже без данных мне установок». «И, - признается Николай Алексеевич, - я ахнул! Это было настоящее потрясение. Первой кардинально пересмотрел всегда смущающую меня драму «Гроза». «Преступление и наказание» явно выявило отсутствие социальной тематики и упор на религиозный смысл. Гоголя тоже, оказывается, не критический реализм привлекал, а несоответствие реального человека образу Божию. А Есенин? Все говорили о его женщинах, но когда я за один присест прочитал полное собрание его сочинений, то поразился: а где же бабы, если он их так любил? Свиньи, телята, собаки, лошади, тополя, клены, пруды... И, конечно, мама. Да, человек видит не то, что есть, а то, что он хочет увидеть. Увидеть, как есть - трудное дело жизни...»
***
Как говорит автор, эта книга о тех крупицах мудрости, которую приходилось познавать не на просторах Интернета, а на извилистых дорогах жизни. Из них складывалось то теплое бабушкино одеяло, сшитое из лоскутков, которое согревало в дни испытаний и скорбей. Может быть, кому-то пригодится этот багаж в его дальней дороге. Тем более что сегодня идет непримиримая борьба со смыслами, их игнорируют, замалчивают, топят в информационном море. Но потеря высшего смысла всегда есть начало будущих трагедий.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!