10 февраля Святая Церковь чтит память преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского. Святой Исаак жил в Сирии в VII веке, когда монашество, к которому он принадлежал, существовало уже несколько веков. Сведений о его жизни до нас дошло немного, но как отмечал профессор Алексей Иванович Сидоров, «личность и миросозерцание прп. Исаака всегда были дороги русскому православному человеку, ибо на аскетических творениях его воспиталось не одно поколение наших соотечественников». Для тех, кто еще не знаком с этим духовным сокровищем, мы предлагаем книгу, в которой собраны Аскетические Слова преподобного Исаака Сирина, изложенные в порядке возрастания добродетели».
***
1. Как говорится в житие преподобного, святой Исаак вместе со своим родным братом поступил в монастырь Map-Матфея. Когда братья стали выдаваться из среды других своею ученостью и подвижничеством, брату святого было предоставлено начальствование над монастырем и управление монахами. А сам прп. Исаак «по исполнении монашеского порядка», т. е. пройдя искус общежития, удалился в отшельническую келлию, находившуюся неподалеку от монастыря, где всецело отдался безмолвию и уединению, отлучив себя от человеческого общества. И хотя брат в частых письмах к нему настаивал, чтобы он вернулся в монастырь, преподобный оставался непоколебимым в своем намерении. Когда же слава о его учености и святости жизни распространилась повсюду, прп. Исаак был возведен на епископский престол города Ниневии.
2. Но не долго пребывал он в этом высоком сане. Увидев грубые нравы жителей этого города и чувствуя себя не в силах исправить их, он отказался от епископства. Кроме того, святой тосковал по тишине и миру отшельнической келлии, поэтому незамедлительно удалился в святую скитскую пустыню. Там он жил до самой смерти, достигнув высочайшего совершенства в богоугодной жизни. Преподобный Исаак был достаточно сведущ в знании Божественных тайн, о чем свидетельствуют его труды о духовной жизни монахов. Его «Слова подвижнические» были переведены с сирийского языка на греческий в конце 9 - начале 10 веков, и получили широкое распространение в восточно-христианском мире. Первый славянский перевод появился в 14 веке. Зрение духовных глубин, которого сподобился святой, всецелая устремленность к Богу, проникновение в Божественные тайны поставили писания прп. Исаака в один ряд с творениями величайших богословов Вселенской Церкви.
3. Это издание является новым переводом с древнегреческого на русский язык Аскетических Слов преподобного Исаака Сирина. Книга носит уникальный характер. Во-первых, Слова преподобного Исаака скомпонованы по тематическим разделам и построены по образу духовного совершенствования - от делания к созерцанию. Компоновка текста была осуществлена афонским монахом-исихастом Дамаскином (Милисом), учеником старца Ефрема Филофейского (Мораитиса). Во-вторых, в тематические блоки включены фрагменты, отсутствующие в греческом переводе, но находящиеся в сирийских православных рукописях. В-третьих, в книге приводятся вариации перевода некоторых сложных фраз и терминов, что открывает перед читателем недоступное ранее богатство смыслов, находящееся в мудрых изречениях святого Исаака.
4. В книге также приводятся цитаты из святых отцов Церкви, с которыми святой Исаак был единомыслен в вопросах аскетики (эта существенная деталь практически всегда отсутствовала в предыдущих изданиях). В Приложении содержится впервые переведенная с греческого статья Маркелла Пирара «Духовная терминология». Как говорится в предисловии к русскому изданию, вышедшая в свет в 2021 году книга афонского монаха Дамаскина представляет собой новое систематическое изложение аскетических наставлений преподобного Исаака Сирина и, как предполагают издатели, будет интересна широкому кругу читателей.
5. Основная цель составителя этого труда заключалась в том, чтобы текст преподобного Исаака изложить в тематической упорядоченности по примеру ступеней духовной лестницы, по которой от практического делания добродетелей человек сперва восходит к очищению, далее - к просвещению и на последнем этапе этой лестницы достигает совершенства ведения и созерцания Бога. Такую благовидную цель еще задолго до появления книги отца Дамаскина множество раз пытались осуществить разные исследователи? Каждая из их работ отличалась оригинальностью, но в то же время при раскрытии и трактовке тех или иных богословских и аскетических особенностей писаний преподобного Исаака Сирина эти труды отражали субъективную точку зрения авторов и почти неизбежно привносили определенную односторонность в восприятие текста этого святого отца.
6. Основное отличие книги монаха Дамаскина от указанных работ - это отсутствие последовательного комментария, и, следовательно, минимизация влияния субъективного мнения составителя и переводчика на первоначальное восприятие текста. Отец Дамаскин тематически скомпоновал и упорядочил текст святого Исаака так, что при чтении той или иной главы у читателя складывается впечатление, будто преподобный Исаак сам выступает в роли комментатора, последовательно раскрывая свои аскетические опыты делания и созерцания без постороннего комментария, в результате чего читатель фактически остается один на один с преподобным Исааком, как ученик со своим старцем, чтобы наедине внимать его сокровенным поучениям и стараться запечатлеть их в своем уме и сердце.
7. В книге монаха Дамаскина тематический обзор и компоновка текста не фрагментарная и отрывочная. Греческий корпус поучений святого Исаака изложен полностью. Высказывания преподобного Исаака на одни и те же темы, находившиеся в разных местах классического собрания Слов, теперь кропотливо собраны и представлены в логической последовательности. По словам издателей, необходимость в подобной работе отмечали отдельные исследователи: «Святой Исаак весьма труден для понимания... мысли его разбросаны по всему пространству его сочинений и не имеют обыкновенной, логической системы, так что, не сводя во едино находящиеся в разных местах писаний его мысли, нельзя составить себе точного и полного понятия о том или другом предмете нравственности, даже можно впасть в заблуждение». С этой задачей святогорский монах Дамаскин справился, как представляется издателям, наилучшим образом.
***
В предисловии к греческому изданию, которое открывает данную книгу, говорится: «Всякий монах, как, впрочем, и вообще всякий человек, зиждет храм своей души собственным и неповторимым образом. В случае если этот храм не созиждется верно, при первом же землетрясении его ждет обрушение. Авва Исаак является помощником любому человеку, и в особенности монаху, чтобы направить и подать ему руководство к изначально правильному устроению дома души или же, в случае обрушения, к его правильному восстановлению». А это значит, что данная книга предназначена как для монашествующих, так и мирян, а также преподавателей патрологии и аскетики в духовных учебных заведениях. Особенный интерес издание представляет для тех, кто ревнует о своем спасении и жаждет более тесного общения с Богом. Эта книга станет незаменимым путеводителем на узком пути духовного совершенствования.
Томск. Акция «Подари книгу»
Челябинск. Курс «Волонтерское служение в храме»
Челябинск. Марафон «Добрые покупки»
Прогноз погоды на 20 марта 2025
Митрополия (Рязань). 19 марта 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!