У книжной полки. Георгий Михайлов. Архистратиг русской мысли

19 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
21 ноября 1711 года родился великий русский гений, первый русский академик, Михаил Васильевич Ломоносов. Он появился на свет в день Святого Архангела Михаила - Архистратига небесных сил, в земле Архангельской, и стал впоследствии «архистратигом русской мысли». При всей своей мировой значимости великий русский ученый, к сожалению, малоизвестен нашей современной молодежи. Чтобы восполнить этот грустный пробел, Санкт-Петербургское Издательство «Общество памяти игумений Таисии» выпустило в свет книгу, которая рассказывает о жизни и трудах светоча Русской науки. Она так и называется - «Архистратиг русской мысли».

***

1. Эта книга Георгия Михайлова рассказывает современным читателям о великой личности «избранного из званых» вселенского гения М.В. Ломоносова. О его глубокой православной вере, жажде истины, о необъятности его любви к Отечеству и к Русскому народу, благодаря которым он сумел выстоять и победить в борьбе с врагами, нарождавшейся в его время, Российской науки. В предисловии книги автор спрашивает читателей: «Можно ли сказать о Ломоносове больше того, что уже сказано? Что он первый русский академик, великий всесторонний гений: химик, физик, металлург, механик, оптик; основатель собственно российской науки и классической русской поэзии. Что он, к тому же, замечательный ритор и грамматик, астро­ном, изобретатель, выдающийся географ и геолог, социолог и этнограф, историк и художник.

2. Это в общих чертах знают многие. И, тем не менее, сказать, что Михаил Васильевич Ломоносов хорошо известен нам как личность, вряд ли кто-нибудь решится.  «Ломоносову, - писал академик Сергей Иванович Вавилов, - по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества». И в свете этой «необъятности» даже такие мировые величины, как Леонардо да Винчи, Лейбниц, Ньютон, представляются всё-таки частными гениями, равно как и страны их происхождения являются частями мира, не сравнимыми с Россией, заключающей в себе, по сути, целый собственный мир. Поэтому, заключает автор,  только Россия и могла дать человечеству такого гения как Ломоносов.

3. Эту связь очень точно подметил один из лучших биографов Ломоносова, советский литератор Евгений  Лебедев, когда сказал, что «отличительная черта ломоносовского гения являлась одновременно одной из коренных черт русского сознания вообще». Стремление «через любой предмет, через любую частность постичь мир в его универсальном единстве... способность в каждый момент видеть мир в «дивной разности», не дробя при этом самой цельности впечатления», наиболее характерны для творчества Ломоносова. И если словом гений, однокоренным с греческим генос (род), обозначается родовая сверходарённость человека, то гений Ломоносова можно назвать знамением сверходарённости народа.

4. По словам автора, Михайло Васильевич был избранным из званых и отчетливо сознавал своё предназначение. Подобно древним библейским пророкам он свято исполнял свой долг перед Творцом, служа Отечеству самозабвенно. И за это Бог приумножал таланты, данные ему от рождения. Ломоносов совершал открытия в науке, писал гениальные стихи, и с несокрушимой силой духа преодолевал возникающие преграды. Ещё в ранней юности своей Михайло Ломоносов понял - Истина есть Бог. Но понимая также, что творение есть отражение сей высшей истины, он возмечтал исследовать натуру, чтоб познать законы естества, насколько то возможно смертному. И он добился потрясающих результатов.

5. Русский гений далеко расширил горизонты знаний, опередил свой век на целые столетия. И словно «избранный богатырь», как писал поэт Аполлон Майков, он стал «для русского народа желанным посланцем с небес». По словам Георгия Михайлова, публикации о Ломоносове, кроме торжественных, научных и сопроводительных статей к изданиям его собственных трудов, по большей части представлены подробными биографическими исследованиями. Они изобилуют ценным фактическим материалом, но при этом читательский спрос на них всё-таки ограничен. А между тем, жизнь Михаила Васильевича Ломоносова напоминает увлекательный роман.

6. В нем бур­ная история России 18 века, от эпохи Петра I до царствования Екатерины II, переплетается с судьбой невыдуманного героя, пережившего немало удивительных приключений, горестных утрат и блистательных побед. В нем совершаются великие научные открытия, и рождается великая поэзия России; возрождается древнерусское искусство мозаики и создается техника будущего. И на всех фронтах этой великой битвы за истину, сражается неутомимый русский богатырь, слуга Отечества и верный раб Божий Михайло Ломоносов, сочетавший в себе любовь к наукам и искусствам с ревностью христианской.

7. Упование на Бога Ломоносов полагал во главу угла всех своих начинаний, что видно из его стихов и писем, выступлений и даже научных работ, подтверждающих прямую связь его исключительной гениальности с его глубокой православной верой. С юных лет не ведавший праздности, Михайло Васильевич не изведал и старческого угасания. Полный умственных сил, он, словно воин-богатырь, исшедший на брань за истину, бился до последней капли крови и покинул этот мир 4 апреля 1765 года в расцвете творческой зрелости. Ему было всего 54 года. Лишь на излете он ощутил глубочайшую усталость и понял, что жизненные силы исчерпаны. Он сделал всё, что мог, и дело его не пропало. Оно приумножилось в учениках, в поколениях его последователей». Эти факты, по словам автора, нельзя скрыть даже при сильном желании. Однако мало не скрывать. Их надо в наиболее доступных формах доводить до сведения наших сограждан, до молодежи.

8. Это и делает автор книги «Архистратиг русской мысли». Завершая данное издание, Георгий Михайлов пишет: «Когда случается встречать людей из Архангельска, из Холмогор, то они обычно не скрывают своей гордости за гениального земляка. Хотя и москвичи могут с не меньшим правом называться земляками Ломоносова. Ведь в Москве он учился, основал Московский Университет, который ныне носит его имя. Ещё больше таких «прав» у жителей Северной столицы. В Петербурге Ломоносов окончательно сложился как личность, стал величайшим учёным, великим поэтом, художником и государственным мужем. Здесь покоится его прах, и почитаются места, где он жил, служил, творил. А составителю сей книги и членам общины Благовещенской церкви, расположенной у Малого проспекта Васильевского острова, есть повод похвалиться ещё тем, что Михайло Васильевич, пока он проживал в Академической квартире на 2-й линии, являлся прихожанином этого храма. Теперь здесь поминается его имя».

***

Господь наш Иисус Христос учит нас: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Абсолют истины - Бог. Он познается через веру. Остальное можно и нужно исследовать, но при условии познания главной истины, чтобы избежать пагубных заблуждений. Этим путём и шёл Михайло Ломоносов. Руководствуясь верой, он так дорожил научной истиной, что буквально переживал её, по определению Николая Васильевича Гоголя, с «чистосердечною силой восторга». Оставив отца и рыбацкие сети, подобно Апостолам, которых призвал Христос, обещая: «Я сделаю вас ловцами человеков», Ломоносов отправился из Холмогор в Москву, чтобы «уловлять умы». О том, как это было, рассказывает эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать