У книжной полки. Архимандрит Венедикт (Пеньков). Духа не угашайте

2 августа 2023 г.

У апостола Павла в Послании к Римлянам есть такие слова: «...Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 28-30). Так, и архимандрита Венедикта (Пенькова) Христос предопределил от чрева матери, призвал от юности, призрев на чистое, ищущее Истины сердце. Отец Венедикт являлся наместником Оптиной пустыни в течение 27 лет, до самой своей кончины. Заботясь о духовном возрастании паломников и прихожан, он на протяжении многих лет проводил воскресные беседы, которые могли посещать все желающие. Семь воскресных бесед за 2016-2017 годы, в которых затрагиваются различные духовные темы, легли в основу книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и называется -  «Духа не угашайте...»: воскресные беседы». В предисловии книги ее составитель иеродиакон Нектарий (Глушак) рассказывает об отце Венедикте. Здесь мы в частности читаем, что родился батюшка 24 июня 1939 года в Москве, а в 1958 году окончил строительную школу. Это было время хрущевской оттепели; страна едва восстала из послевоенных руин, а на Церковь обрушилась новая волна гонений. Снова закрывались монастыри и храмы, уничтожались духовные книги, а за хранение Священного Писания, признанного «запрещенной литературой», можно было серьезно пострадать.

2. Именно тогда юный Володя Пеньков, начавший работать монтажником-электриком, впервые прочел Евангелие. Приметив скромного и ответственного паренька, мастер Иван Петрович дал ему почитать эту книгу - всего на одну ночь. Пожилой мастер сильно рисковал, ведь за «распространение религиозного дурмана среди молодежи», как тогда говорили, его привлекли бы к ответственности. «Ну что, прочитал?» спросил утром Иван Петрович, когда юноша вернул книгу. «Нет, не успел, был занят», - ответил тот и протянул ему тетрадку, куда за ночь переписал Евангелие от Матфея и несколько апостольских Посланий. И пораженный мастер подарил книгу ученику.

3. С тех пор в выходные дни, выезжая на природу, Владимир подолгу уединялся где-нибудь в живописном месте и читал слово Божие. Постепенно в его душе рождалась решимость посвятить свою жизнь Христу, а чтение и изучение Писания стало для будущего монаха ежедневной потребностью и отрадой. Поступив в 1964 году в духовную семинарию, Владимир избрал путь монашества и спустя четыре года был принят в братию Троице-Сергиевой лавры. В 1969-м его постригли в мантию в честь преподобного Венедикта Нурсийского, а в 1972-м он был рукоположен в сан иеромонаха. Перенимая опыт от старцев - архимандритов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина), отец Венедикт возрастал от силы в силу. Став одним из духовников Лавры, он всего себя посвятил обращению человеческих сердец к Истине.

4. Двадцатого января 1991 года он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Оптиной пустыни. Это послушание отец Венедикт исполнял вплоть до своего отшествия ко Господу 22 января 2018 года. В 1990-е годы монастырь испытывал нужду в самом необходимом, многие его здания лежали в руинах, поэтому отцу наместнику приходилось заниматься не только духовными трудами по управлению обителью, но и лично вникать в вопросы строительства, проблемы снабжения, разбираться в тонкостях реставрационных работ. Однако главным своим делом он считал не строительство стен и корпусов, а созидание «внутренних храмин» - воспитание душ братии и духовных чад. 

5. Почти с самого начала своего настоятельства отец Венедикт стал проводить воскресные беседы с паломниками и гостями монастыря. В последние годы его жизни часть этих бесед была записана на видео, некоторые - на диктофон, но большей частью они остались в памяти слушателей или в виде записанных от руки поучений. На эти беседы, которые проходили воскресными вечерами в приемном зале настоятельского корпуса, собирались не только паломники приходили и братия, и трудники, и постоянные прихожане монастыря.

6. В начале беседы отец Венедикт говорил краткое слово или же начинал прямо с вопросов к нему. И недоумевал, если вопросов было мало. «Как можно жить без духовных вопросов?! Человек не думающий внутренне пуст», - иногда выговаривал он присутствующим. Ни одна из его бесед или проповедей не обходилась без рассуждения о заповедях Божиих. Он часто повторял слова Христовы: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... Не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14: 15, 21, 23-24). Говорил: «Сказано: только тот любит Бога, кто соблюдает Его заповеди. А чтобы их соблюсти, необходимо эти заповеди знать! Как можно исполнить то, чего не знаешь? Нужно читать слово Божие, поучаться в заповедях Его, как сказано пророком Давидом».

7. Сам будучи волевым, мужественным человеком, он призывал бороться с малодушием и трусостью. «Мужество - самое нужное качество, - говорил он. - Восставай против малодушия всеми силами души и тела, до крови, ведь враг через этот порок может низложить и всё остальное. А Господь искушения выше сил не попустит». Он рассуждал о борьбе со страстями, о любви к Богу, об отношениях в семье, о том, что такое душа, об истине и лжи, о животных, о духовном руководстве, о том, что происходит в мире, о спасении и погибели, о молитве и послушании. Говорил и о многом другом, что волнует современного христианина, не оставляя без внимания даже самого, казалось бы, незначительного вопроса.

8. Но было и нечто главное, что отец Венедикт старался запечатлеть в уме и сердце каждого из слушателей, что проходило красной нитью сквозь все его беседы. Он говорил, что у христианина есть две драгоценности, несравнимые ни с чем в этом мире. Первая из них - вера Христова. «Вера была главным сокровищем этой души, вспоминают братия о своем настоятеле. Этим сокровищем отец Венедикт делился со всеми слушателями, отвечая на их вопросы и разрешая недоумения. Вторая драгоценность, по слову отца Венедикта, - это скорби, посылаемые нам Промыслом Божиим. «Скорби плюс к вере, - говорил он, - это наша вторая драгоценность. Для христиан скорби -  честь: сострадаем Христу. Потому апостол Павел и говорит: Чем похвалюсь? только болезнями и скорбями своими».

***

По словам издателей, духовное наследие отца наместника еще только предстоит собрать и осмыслить, но оно уже оставило заметный след в истории Оптиной пустыни. Тот курс, которым он вел монастырский корабль по пути спасения, и вся его подвижническая жизнь стали частью оптинской традиции, влились в живые воды Божией реки, исток которой древние отшельники, а могучий разлив - преподобные старцы. На страницах этой книги собрана небольшая часть бесед отца Венедикта. Через это душеполезное чтение читатель сможет получить ответы на интересующие его вопросы, прикоснуться к горячей вере и любви к Богу и ближнему, которые были присущи отцу Венедикту во всю его многоплодную монашескую жизнь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать