***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и называется - «Духа не угашайте...»: воскресные беседы». В предисловии книги ее составитель иеродиакон Нектарий (Глушак) рассказывает об отце Венедикте. Здесь мы в частности читаем, что родился батюшка 24 июня 1939 года в Москве, а в 1958 году окончил строительную школу. Это было время хрущевской оттепели; страна едва восстала из послевоенных руин, а на Церковь обрушилась новая волна гонений. Снова закрывались монастыри и храмы, уничтожались духовные книги, а за хранение Священного Писания, признанного «запрещенной литературой», можно было серьезно пострадать.
2. Именно тогда юный Володя Пеньков, начавший работать монтажником-электриком, впервые прочел Евангелие. Приметив скромного и ответственного паренька, мастер Иван Петрович дал ему почитать эту книгу - всего на одну ночь. Пожилой мастер сильно рисковал, ведь за «распространение религиозного дурмана среди молодежи», как тогда говорили, его привлекли бы к ответственности. «Ну что, прочитал?» спросил утром Иван Петрович, когда юноша вернул книгу. «Нет, не успел, был занят», - ответил тот и протянул ему тетрадку, куда за ночь переписал Евангелие от Матфея и несколько апостольских Посланий. И пораженный мастер подарил книгу ученику.
3. С тех пор в выходные дни, выезжая на природу, Владимир подолгу уединялся где-нибудь в живописном месте и читал слово Божие. Постепенно в его душе рождалась решимость посвятить свою жизнь Христу, а чтение и изучение Писания стало для будущего монаха ежедневной потребностью и отрадой. Поступив в 1964 году в духовную семинарию, Владимир избрал путь монашества и спустя четыре года был принят в братию Троице-Сергиевой лавры. В 1969-м его постригли в мантию в честь преподобного Венедикта Нурсийского, а в 1972-м он был рукоположен в сан иеромонаха. Перенимая опыт от старцев - архимандритов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина), отец Венедикт возрастал от силы в силу. Став одним из духовников Лавры, он всего себя посвятил обращению человеческих сердец к Истине.
4. Двадцатого января 1991 года он был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Оптиной пустыни. Это послушание отец Венедикт исполнял вплоть до своего отшествия ко Господу 22 января 2018 года. В 1990-е годы монастырь испытывал нужду в самом необходимом, многие его здания лежали в руинах, поэтому отцу наместнику приходилось заниматься не только духовными трудами по управлению обителью, но и лично вникать в вопросы строительства, проблемы снабжения, разбираться в тонкостях реставрационных работ. Однако главным своим делом он считал не строительство стен и корпусов, а созидание «внутренних храмин» - воспитание душ братии и духовных чад.
5. Почти с самого начала своего настоятельства отец Венедикт стал проводить воскресные беседы с паломниками и гостями монастыря. В последние годы его жизни часть этих бесед была записана на видео, некоторые - на диктофон, но большей частью они остались в памяти слушателей или в виде записанных от руки поучений. На эти беседы, которые проходили воскресными вечерами в приемном зале настоятельского корпуса, собирались не только паломники приходили и братия, и трудники, и постоянные прихожане монастыря.
6. В начале беседы отец Венедикт говорил краткое слово или же начинал прямо с вопросов к нему. И недоумевал, если вопросов было мало. «Как можно жить без духовных вопросов?! Человек не думающий внутренне пуст», - иногда выговаривал он присутствующим. Ни одна из его бесед или проповедей не обходилась без рассуждения о заповедях Божиих. Он часто повторял слова Христовы: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... Не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14: 15, 21, 23-24). Говорил: «Сказано: только тот любит Бога, кто соблюдает Его заповеди. А чтобы их соблюсти, необходимо эти заповеди знать! Как можно исполнить то, чего не знаешь? Нужно читать слово Божие, поучаться в заповедях Его, как сказано пророком Давидом».
7. Сам будучи волевым, мужественным человеком, он призывал бороться с малодушием и трусостью. «Мужество - самое нужное качество, - говорил он. - Восставай против малодушия всеми силами души и тела, до крови, ведь враг через этот порок может низложить и всё остальное. А Господь искушения выше сил не попустит». Он рассуждал о борьбе со страстями, о любви к Богу, об отношениях в семье, о том, что такое душа, об истине и лжи, о животных, о духовном руководстве, о том, что происходит в мире, о спасении и погибели, о молитве и послушании. Говорил и о многом другом, что волнует современного христианина, не оставляя без внимания даже самого, казалось бы, незначительного вопроса.
8. Но было и нечто главное, что отец Венедикт старался запечатлеть в уме и сердце каждого из слушателей, что проходило красной нитью сквозь все его беседы. Он говорил, что у христианина есть две драгоценности, несравнимые ни с чем в этом мире. Первая из них - вера Христова. «Вера была главным сокровищем этой души, вспоминают братия о своем настоятеле. Этим сокровищем отец Венедикт делился со всеми слушателями, отвечая на их вопросы и разрешая недоумения. Вторая драгоценность, по слову отца Венедикта, - это скорби, посылаемые нам Промыслом Божиим. «Скорби плюс к вере, - говорил он, - это наша вторая драгоценность. Для христиан скорби - честь: сострадаем Христу. Потому апостол Павел и говорит: Чем похвалюсь? только болезнями и скорбями своими».
***
По словам издателей, духовное наследие отца наместника еще только предстоит собрать и осмыслить, но оно уже оставило заметный след в истории Оптиной пустыни. Тот курс, которым он вел монастырский корабль по пути спасения, и вся его подвижническая жизнь стали частью оптинской традиции, влились в живые воды Божией реки, исток которой древние отшельники, а могучий разлив - преподобные старцы. На страницах этой книги собрана небольшая часть бесед отца Венедикта. Через это душеполезное чтение читатель сможет получить ответы на интересующие его вопросы, прикоснуться к горячей вере и любви к Богу и ближнему, которые были присущи отцу Венедикту во всю его многоплодную монашескую жизнь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 1 мая 2024 года
Церковный календарь 1 мая. Великая Среда. Мученик Иоанн Новый
Евангелие 1 мая 2024. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову
Читаем Апостол. 1 мая 2024
Этот день в истории. 1 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!