Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Итак, это издание посвящено выдающемуся регенту ХХ века, заслуженному профессору Московской Духовной академии архимандриту Матфею (Мормылю) и приурочено к десятилетию со дня его кончины. Фотографии, публикуемые в этом издании, собраны из разных источников, том числе из личных архивов. Они сопровождаются высказываниями отца Матфея, записанными его учениками, и краткими выдержками из воспоминаний о нем. Издание адресовано всем, кто интересуется историей Русской Православной Церкви и ее богослужебно-певческим искусством.
2. «Родиной моей является Северный Кавказ, пригород Владикавказа, станица Архонская бывшей Терской области. Родился я в семье благочестивой, православной и певческой. Среди моих предков есть монашествующие». С этих слов, как отмечает автор книги, начинается единственный, записанный с благословения отца Матфея, его рассказ о себе самом. Как отмечает автор книги, отец Матфей не любил автобиографических повествований и никогда не соглашался давать интервью. На подобные, иногда весьма настойчивые просьбы он кратко и довольно сурово отвечал: «Преподобный все знает» и тут же прекращал разговор. Это было не только свидетельством его личной скромности или монашеского смирения - так выражалась его искренняя преданная любовь к Преподобному Сергию, в обители которого прошла вся его жизнь.
3. Спустя десять лет после завершения его земных трудов в этой книге говорится о «школе отца Матфея», о «неповторимом стиле пения его хора», и автор выражает общую скорбь о том, что он не оставил после себя преемника. Но нужно понимать, что сам отец Матфей к этому не стремился. У него были другие задачи: «Провести службу так, чтобы не совестно было ни перед Богом и святыми, ни перед нашими распевщиками и музыкантами. Приблизить все, насколько можно, к идеалу» А внимательный человек мог увидеть и другую цель угодить Преподобному Сергию, содействовать, сколько есть сил, славе его святой обители.
4. Как верно заметил один бывший певчий «матфеевского» хора, у отца Матфея было глубоко личное отношение к Преподобному. Он всецело полагался на его помощь и молитвы. В том числе в деле своего регентского служения. «Лучших певцов разбирали другие регенты, а отец Матфей говорил: „Ничего, я пойду к Преподобному, у него попрошу, он обязательно пошлет кого-нибудь" Так всегда и было, и многие певчие помнят, как однажды в праздник Преподобного Сергия на всенощном бдении хор по его внезапному указанию, возможно, неожиданному для него самого, спел: «Молитвами Преподобнаго, Милостиве, очисти... А потом, пока пел левый клирос, отец Матфей объяснил недоумевающим певцам: «Ну мы же говорим между собой: Пойдем к Преподобному!" Почему же так спеть нельзя?
5. Иеромонах Матфей (Мормыль) был назначен старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры в 1964 году, а в 1971-м, Указом Святейшего Патриарха, - лаврским уставщиком и главным регентом. Однородным и смешанным хорами он управлял до самой своей кончины в 2009 году. Будучи признанным регентом, отец Матфей всю жизнь любил петь с народом. Как вспоминает автор, когда его мощная величественная фигура появлялась на солее Успенского собора Лавры, например, во время выноса Креста, ему не нужно было давать ауфтакт рукой: достаточно было запеть «Святый Боже...» — и весь народ подхватывал и пел за ним...
6. Голос отца Матфея обладал удивительной «полетностью»: казалось, что он звучал с одинаковой силой и громкостью на всем пространстве переполненного народом храма. А дикция была столь ясная, что даже негромко сказанное им на клиросе слово было слышно у входных дверей. Кроме того, все, кто когда-либо соприкасался с отцом Матфеем как с регентом, отмечают, что он обладал удивительной способностью зажечь, увлечь человека пением. Наверное, в этом заключается объяснение того, что, несмотря на строгость и даже жесткость отца Матфея, которые он проявлял в работе, среди молодежи всегда наблюдалось горячее желание попасть к нему в хор. Равнодушных у него на клиросе не было. Каждый стремился научиться у него, а отец Матфей умел научить.
7. А о строгости отца Матфея, по словам автора, ходят легенды. Но это была строгость человека, главным жизненным принципом которого стали слова Священного Писания: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Нерадение, холодность к богослужению он воспринимал тяжелее, чем личную обиду. За подобные проступки можно было навсегда быть удаленным из хора. Когда один из его певчих, смелый юноша, прямо сказал ему о том, что певчие обижаются на некоторые его «методы» работы с ними, отец Матфей с горечью произнес: «А я обижаюсь, когда вижу потенциал человека, который может славословить Бога, но по каким-то причинам этого не делает». Но, с другой стороны, он с любовью относился к тем, в ком была самоотверженная ревность к певческому послушанию, и ценил таких певцов.
8. Автор книги отмечает: "Отец Матфей хотел научить нас трудиться в поисках знаний, не привыкать «жить на всем готовом». Он ведь был не только великим реrентом, но и выдающимся педагогом". «Часто спрашивают, оставил ли архимандрит Матфей после себя учеников. Да, отец Матфей оставил после себя бесчисленное количество учеников. Всех, с кем ему доводилось общаться, он заражал своим примером жизни глубоко православного христианина, любовью к Богу и людям, отношением к делу, которое он выполнял по послушанию Церкви. Кому же посчастливилось петь в хоре архимандрита Матфея (Мормыля), тот прошел подлинную школу пения, жизни, молитвы».
***
Один из студентов, певший в лаврском хоре в последние годы жизни отца Матфея, взял для себя пример его отношения к богослужению в следующих словах: «Единственная причина не прийти на клирос это смерть». Отец Матфей так жил, отдавая служению Богу всю свою жизнь. На его могильном кресте высечены слова: «Пою Богу моему, дондеже есмь». В этих словах, говорит автор, - посмертный урок отца Матфея всем его певчим: не оправдывайтесь лукавым временем и отсутствием примеров! Не повторяйте за другими: ушла эпоха, такие люди рождаются раз в сто лет. «Не ваше дело знать времена или сроки». Вы пойте! Пойте Богу нашему, пойте! Пойте разумно! Пойте, пока живете! и будьте уверены: Господь все дает вовремя тем, кто умеет ждать.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!