Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Итак, вниманию читателя мы предлагаем книгу, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется она - «Алфавитный патерик». Это переработанное и дополненное переиздание русского перевода известного древнего монашеского сочинения под названием «Апофтегмы отцов». На русском языке оно озаглавлено - «Изречения отцов» или, более пространно, хотя и несколько дальше от первоначального смысла - «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». Это наименование было присвоено сочинению в первых русских изданиях (например, 1845 г.), ставших основой для последующих переизданий.
2. Как отмечает автор предисловия, доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной академии Павел Кириллович Доброцветов, это развернутое наименование отражает смысловую многогранность греческого слова «апофтегма» в названии произведения. Оно означает мудрое и глубокое по смыслу изречение, произносимое нередко по поводу какой-то ситуации, с описанием контекста самой этой ситуации. Вот как об этом пишет неизвестный автор древнего предисловия: «В сей книге описаны доблестные подвиги и дивный образ жизни святых и блаженных отцов и собраны изречения их». Действительно, лица, произносящие эти высказывания, характеризуются как достигшие высот христианского совершенства своим подвижничеством, духовные наставники монахов (аввы), многие из которых считались святыми еще при жизни и были в дальнейшем прославлены Церковью.
3. По словам Доброцветова, в «Апофтегмах» они проявляют себя как носители и учителя Божественной мудрости и духовного опыта в тех или иных ситуациях не только словом, но зачастую, в еще большей степени, делом, то есть жестом, поступком или, наоборот, молчанием и отсутствием действия, а подчас парадоксальным поведением. Сказания часто глубоко афористичны по форме и мысли и предназначены для заучивания наизусть с целью последующего размышления над ними и применения в духовной жизни. Таким образом, - как говорит Павел Кириллович, перед нами важный памятник по истории и аскетическому богословию первоначального монашества, занимающий центральное место в традиции восточного монашества, наряду с такими текстами, как жизнеописания преп. Антония и Пахомия Великих, «Лавсаик» Палладия Еленопольского, анонимная «История египетских монахов» на греческом и на латинском языках в переводе Руфина Аквилейского и другие.
4. Письменной первоосновой рукописной традиции «Достопамятных сказаний» считается алфавитное собрание на греческом языке. Оно составлено из глав, посвященных тому или иному подвижнику, начиная с первой буквы греческого алфавита альфы (А) — авва Антоний — и заканчивая последней буквой, омегой (П), — авва Ор, всего около 130 имен подвижников, среди которых есть и две женщины: Феодора и преп. Синклитикия. Книга содержит в себе около 947 сказаний, изложенных простым языком и повествующих о житиях и подвигах общежительных и отшельнических подвижников начиная с IV века. Впоследствии на основе «Алфавитного патерика» был составлен систематический — по важнейшим аскетическим темам, затрагиваемым произведении.
5. Главные темы, разрабатываемые в этом великом памятнике древнемонашеской письменности, связаны, прежде всего, с вопросом о спасении: «Вокруг этой центральной сотериологической оси сосредотачивались антропологические, нравственно-аскетические и эсхатологические проблемы, диапазон которых был очень широк, а регистры звучания поражают богатством оттенков». Однако все эти вопросы «преломлялись» через призму аскетизма, аскетического опыта. Причем речь идет об аскетизме, подчас крайнем и труднопонятном для современного читателя, состоящем в редком вкушении крошечного количества пищи и пития, отвержении всяческого комфорта, пребывании в одиночестве наедине с Богом в непрестанных молитвах и псалмопениях, покаянии и плаче о грехах, внимательном проникновении в словеса Священного Писания.
6. С другой стороны, общение иноков между собой происходило по евангельскому закону любви, недаром в книге говорится о гостеприимстве монахов и нередко упоминаются новозаветные «агапы» — вечери любви, устраиваемые в собраниях монахов после богослужений. Важным оказывается и подвиг непрестанного созерцательного молитвенного пребывания с Богом и дар рассуждения. Автор предисловия повторяет, что отцы-пустынники в «Апофтегмах» выступают, как правило, в роли учителей. К ним обращаются их ученики или просто нуждающиеся в их совете. Однако нередко также можно встретить там этих учителей в роли учеников, вопрошающих и ищущих научения друг у друга или у более авторитетных отцов. В связи с этим несомненным лейтмотивом произведения оказывается тема послушания.
7. Кроме того, «Достопамятные сказания» показывают нам яркую и подробную картину быта святых подвижников их ежедневной напряженной трудовой жизни — исторический «бэкграунд» тогдашней эпохи, выведенный на фоне монотонного пейзажа египетской пустыни. Впрочем, «Апофтегмы» дают нам и примеры драматической внутренней борьбы подвижников с диаволом и своим падшим естеством. В силу своего — подчас кажущегося — «соблазнительного» излишним натурализмом характера, целый ряд апофтегм и даже «авторских» блоков не вошли в дореволюционный русский перевод. Данный факт был обнаружен издателями в процессе сверки дореволюционного издания с его греческим оригиналом в 65-м томе «Патрологии» Миня. В результате, издатели посчитали справедливым и нужным восстановить картину «Достопамятных сказаний» как литературного памятника в его первоначальном виде.
***
Как засвидетельствовал о цели своего труда неизвестный автор древнего предисловия к собранию духовной мудрости блаженных отцов, читающие «да соревнуют им, учатся у них, подражают им те, которые хотят жить по примеру небожителей и желают идти путем, ведущим в Небесное Царство». Эти слова представляются издателям исчерпывающим обоснованием необходимости вдумчивого обращения к этому памятнику в любую эпоху, включая нынешнюю, для того, чтобы обновить в себе памятование о жизни древних святых и брать оттуда то, что мы в силах понести. Или хотя бы иметь это в виду в нашем уме и сердце в качестве ясного идеала христианского подвижничества, способного оказать сильное воздействие на верующее сознание, что будет весьма полезным для души.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!