У книжной полки. Алфавитный патерик

4 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление», - так говорил о преподобных отцах-пустынниках святитель Игнатий (Брянчанинов). Ведь святого отца, великого учителя покаяния, привлекали не рассуждения о Боге, а пребывание в Боге через исполнение заповедей. И примером для него были отцы палестинских и египетских пустынь: преподобные Антоний Великий, Макарий Великий, Авва Дорофей и др. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием, не раз переиздавались и всегда являлись любимым чтением среди монахов и мирян. То же самое можно сказать и о книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Итак, вниманию читателя мы предлагаем книгу, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется она - «Алфавитный патерик». Это переработанное и дополненное переиздание русского перевода известного древнего монашеского сочинения под названием «Апофтегмы отцов». На русском языке оно озаглавлено - «Из­речения отцов» или, более пространно, хотя и несколько дальше от первоначального смысла - «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». Это наименование было присвоено сочинению в первых русских изданиях (например, 1845 г.), ставших основой для последующих переизданий.

2. Как отмечает автор предисловия, доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной академии Павел Кириллович Доброцветов, это развернутое наименование отражает смысловую многогранность греческого слова «апофтегма» в названии произведения. Оно означает мудрое и глубокое по смыслу изречение, произносимое нередко по поводу какой-то ситуации, с описанием контекста самой этой ситуации. Вот как об этом пишет неизвестный автор древнего предисловия: «В сей книге описаны доблестные подвиги и дивный образ жизни святых и блаженных от­цов и собраны изречения их». Действительно, лица, произносящие эти высказывания, характеризуются как достигшие высот христианского совершенства своим подвижничеством, духовные наставники монахов (аввы), многие из которых считались святыми еще при жизни и были в дальнейшем прославлены Церковью.

3. По словам Доброцветова, в «Апофтегмах» они проявляют себя как носители и учителя Божественной мудрости и духовного опыта в тех или иных ситуациях не только словом, но зачастую, в еще большей степени, делом, то есть жестом, поступ­ком или, наоборот, молчанием и отсутствием действия, а подчас парадоксальным поведе­нием. Сказания часто глубоко афористичны по форме и мысли и предназначены для заучивания наизусть с целью последующего размышления над ними и применения в духовной жизни. Таким образом, - как говорит Павел Кириллович, перед нами важный памятник по истории и аскетическому богословию первоначального монашества, занимающий центральное место в традиции восточного монашества, наряду с такими текстами, как жизнеописания преп. Антония и Пахомия Великих, «Лавсаик» Палладия Еленопольского, анонимная «История египетских монахов» на греческом и на латинском языках в переводе Руфина Аквилейского и другие.

4. Письменной первоосновой рукописной традиции «Достопамятных сказаний» считается алфавитное собрание на греческом языке. Оно составлено из глав, посвященных тому или иному подвижнику, начиная с первой буквы греческого алфавита альфы (А) — авва Антоний — и заканчивая последней буквой, омегой (П), — авва Ор, всего около 130 имен подвижников, среди которых есть и две женщины: Феодора и преп. Синклитикия. Книга содержит в себе около 947 сказаний, изложенных простым языком и повествующих о житиях и подвигах общежительных и отшельнических подвижников начиная с IV века. Впоследствии на основе «Алфавитного патерика» был состав­лен систематический — по важнейшим аскети­ческим темам, затрагиваемым произведении.

5. Главные темы, разрабатываемые в этом великом памятнике древнемонашеской пись­менности, связаны, прежде всего, с вопросом о спасении: «Вокруг этой центральной сотериологической оси сосредотачивались антропологические, нравственно-аскетические и эсхатологические проблемы, диапазон которых был очень широк, а регистры звуча­ния поражают богатством оттенков». Однако все эти вопросы «преломлялись» через призму аскетизма, аскетического опыта. Причем речь идет об аскетизме, подчас крайнем и труднопонятном для современного читателя, состо­ящем в редком вкушении крошечного коли­чества пищи и пития, отвержении всяческого комфорта, пребывании в одиночестве наедине с Богом в непрестанных молитвах и псалмопениях, покаянии и плаче о грехах, вниматель­ном проникновении в словеса Священного Писания.

6. С другой стороны, общение иноков между собой происходило по евангельско­му закону любви, недаром в книге говорится о гостеприимстве монахов и нередко упоми­наются новозаветные «агапы» — вечери люб­ви, устраиваемые в собраниях монахов после богослужений. Важным оказывается и подвиг непрестанного созерцательного молитвенного пребывания с Богом и дар рассуждения. Автор предисловия повторяет, что отцы-пустынники в «Апофтегмах» высту­пают, как правило, в роли учителей. К ним обращаются их ученики или просто нуждающие­ся в их совете. Однако нередко также можно встретить там этих учителей в роли учеников, вопрошающих и ищущих научения друг у друга или у более авторитетных отцов. В связи с этим несомнен­ным лейтмотивом произведения оказывается тема послушания.

7. Кроме того, «Достопамятные сказания» показывают нам яркую и подробную картину быта святых подвижников их ежедневной напряженной трудовой жизни — исторический «бэкграунд» тогдашней эпохи, выведенный на фоне монотонного пейзажа египетской пустыни. Впрочем, «Апофтегмы» дают нам и приме­ры драматической внутренней борьбы подвиж­ников с диаволом и своим падшим естеством. В силу своего — подчас кажущегося — «со­блазнительного» излишним натурализмом характера, целый ряд апофтегм и даже «авторских» блоков  не вошли в дореволюционный русский перевод. Данный факт был обнаружен издателями в процессе сверки доре­волюционного издания с его греческим оригиналом в 65-м томе «Патрологии» Миня. В результате, издатели посчитали справедливым и нужным восстановить картину «Достопамятных сказаний» как литературного памятника в его первоначаль­ном виде.

***

Как засвидетельствовал о цели своего труда неизвестный автор древнего предисловия к собранию духовной мудрости блаженных отцов, читающие «да соревнуют им, учатся у них, подражают им те, которые хотят жить по примеру небожителей и желают идти путем, ведущим в Небесное Царство». Эти слова представляются издателям исчерпывающим обоснованием необходимости вдумчивого обращения к этому памят­нику в любую эпоху, включая нынешнюю, для того, чтобы обновить в себе памятование о жиз­ни древних святых и брать оттуда то, что мы в силах понести. Или хотя бы иметь это в виду в нашем уме и сердце в качестве ясного идеа­ла христианского подвижничества, способного оказать сильное воздействие на верующее сознание, что будет весьма полезным для души.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать