Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга, вышедшая в свет издательстве «Покровский сад», называется «Своими глазами». Её автор, доктор технических наук Алексей Алексеевич Булгаков вспоминает о том, как Первая мировая война, революции 1917 года, Гражданская война, начало Советской власти виделись ему в его детстве в глубине России под Ливнами. Эти воспоминания по словам протоиерея Николая Булгакова, сына Алексея Алексеевича, ценны для нас сегодня не только как свидетельство человеческой жизни, всегда неповторимой, но и как исторический документ. Это, собственно, и есть история: рассказ о том, как же всё то, что известно нам больше по названиям, по историческим формулировкам, было в живой жизни - для мальчика, его родителей, родных, друзей, соседей, для страны людей.
2. «Родители», «Ветеринарный участок», «Родной чернозём», «Революция», «Красные и белые», «Советская власть», «Разруха», «Гимназия на дому» - по этим названиям глав можно судить о том, как с разных сторон воссоздаётся теперь уже далёкая от нас жизнь. Та жизнь описана, начиная с самого простого: как мальчик запрягал лошадей, как убирал хлеб, как вообще тогда был устроен быт, - и кончая важнейшими историческими событиями, увиденными его же глазами. Это делает повествование словно бы специально адресованным юношеству, вовсе не знакомому с той ушедшей жизнью. В самом деле, - отмечает отец Николай, - как может юный человек лучше прикоснуться к важнейшему, переломному периоду истории родной страны, как не через мысли, ощущения своего ровесника, жившего тогда? У нас много всяких мнений, идеологических споров о прошлой жизни, а вот саму ту жизнь мы часто не знаем.
3. Глава «Раннее» составлена из первых детских впечатлений. Она имеет особенную художественную интонацию - поэтическую, напоминающую отчасти аксаковскую детскую прозу - такая же спокойная прозрачная память, ясность безценных детских открытий. Вот он пишет: «Папа днём всегда, даже в воскресенье, в лечебнице или уезжает к больным, а я остаюсь с мамой дома. В плохую погоду мы сидим за столом, мама что-нибудь шьёт или вышивает и рассказывает мне разные библейские истории. Она знает их множество, потому что преподавала в своей церковно-приходской школе Закон Божий. Многие из них я запомнил на всю жизнь. Запомнил и страшное слово: грех. Грех - это то, чего нельзя делать нигде и никогда, потому что накажет Бог».
4. По мнению священника, очень важная, острая сегодня тема - это тема труда. В воспоминаниях Алексея Алексеевича, она - одна из главных. Есть целая глава: Золотые руки». Вот как здесь пишет автор: «Я знал, что руки золотые у ливенского сапожника Москвитина, шапошника Мотосова, воловского портного Селищева. Золотые руки, несомненно, были у Алексея Гармонистова и его слепого брата. Это были ещё молодые парни, которых прозвали Гармонистовыми, потому что их отец делал знаменитые гармоники - ливенки». Глава эта - о русских умельцах, о том, как ценились и славились у нас те люди, которые трудились на совесть, трудились искусно, для кого работа, даже и самая простая, была творчеством.
5. Это качество, - говорит отец Николай, - любовь к труду, в том числе и ручному - ныне, увы, сильно отощало. Цель заработка стала важнее ценности самого труда. Так что полезно вспомнить о том, что раньше Русь славилась «золотыми руками», как сам мальчик в годы разрухи, когда не было ни материалов, ни инструмента, создавал нужное из ничего - и стал потом учёным, доктором технических наук, обладателем патентов на изобретения. Алексей Алексеевич Булгаков работал заведующим лабораторией Института проблем управления (технической кибернетики) Академии Наук СССР. Его научные труды издавались у нас и переводились за рубежом, в том числе в Великобритании.
6. Воспоминания были написаны им в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. На это Алексея Алексеевича вдохновила Малеевка - замечательный Дом творчества писателей имени А. С. Серафимовича под Москвой, возле Старой Рузы, где они и были написаны. Там здания с колоннами, с галереей напоминали старую дворянскую усадьбу, но на самом деле построены они были после Великой Отечественной войны специально для наших писателей. В несезонное время Булгакову продали путевку в Малеевку, и он с удовольствием стал туда ездить. Там, как отмечает отец Николай, невозможно было не писать - всё способствовало творчеству, к которому было прямо-таки благоговейное отношение: и плафоны с надписью «Тише! Шум мешает работать» в коридорах с мягкими коврами, и ржаные сухарики на столах в столовой - если ночью заработаешься и очень захочется поесть, и добрейшие уборщицы, и тишина библиотеки, и тишина окружающей прекрасной рузской, очень русской природы.
7. После московской суеты эта тишина, весь этот покой просто оглушали - первый день нужно было только приходить в себя. В Малеевке была богатая библиотека. В холле перед ней стояли шкафы с книгами, написанными здесь, с автографами их авторов. Было такое впечатление, что чуть ли не половина советской литературы была написана в этом Доме творчества. Как вспоминает отец Николай, Алексей Алексеевич всю жизнь занимался научно-техническими вопросами и при этом всегда любил стихи. Над его рабочим столом неизменно висели портреты Пушкина и, конечно, горячо любимого Есенина. А ещё стояла фотография академика по космосу Б. Н. Петрова, которого он любил и уважал. Он говорил, что Борис Николаевич был верующим, в партию не вступил (как и сам Булгаков). Отец Николай вспоминает: «Однажды папа сказал мне: «Ты не представляешь себе, какая жизнь была. Все были верующие». И свидетельством тому являются воспоминания Алексея Алексеевича Булгакова, собранные на страницах этой книги.
***
«...осенью 1924 года моя жизнь должна была переломиться: я должен был поступить в ливенскую школу, оторваться от своего горячо любимого уютного гнезда. Конечно, я с мальчишеским гонором мужественно храбрился перед мамой и стремился вперёд, к новой жизни, а у самого в душе щемило. Но другого выхода не было. И я грустно обходил нашу усадьбу, сад, поле, прощаясь с ними... Всё это так глубоко, искренне и точно описано гением Есенина, что лучше поставить точку». Так завершает свои воспоминания Алексей Алексеевич Булгаков, познакомиться с которыми могут наши читатели, открыв эту книгу. Она, как отмечают издатели, может быть адресована юношеству и всем, кто интересует с живыми свидетельствами истории Отечества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!