У книжной полки. Александр Невский

12 сентября 2022 г.

Святой благоверный великий князь Александр Ярославич, прозванный Невским, — пример для православного христианина на многие поколения вперед. Он же — величайший образец для православных правителя и полководца. В наши дни вокруг этой светлой личности создано огромное количество мифов, искажающих его образ. Некоторые из них созданы по незнанию, другие же злонамеренно: из-за тщеславия, пристрастия к нездоровой сенсационности или в осознанном борении с православной верой и русским народом. Очистить образ Александра Невского от многослойной коросты мифов стало целью автора книги, которую мы сегодня вам предлагаем. Она называется – «Александр Невский: воин, государь, святой».

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московской Патриархии. Ее автор - Дмитрий Михайлович Володихин, доктор исторических наук, профессор исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой культурного наследия Московского государственного института культуры, помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви; лауреат премии Президента РФ в сфере образования, лауреат Макарьевской премии за научно-популярные труды, лауреат Патриаршей литературной премии.

2. В предисловии книги автор, прежде всего, задается вопросом: «Как много знает современный гражданин России о святом благоверном князе Александре Ярославиче?» По большей части то, что написано в школьном учебнике. Да еще, пожалуй, помнит величественные сцены старого фильма «Александр Невский». В память намертво впечатаны жутковатое словосочетание «Ледовое побоище» и связанные с ним картины белых рыцарских плащей с большими черными крестами, жестокой рубки, льда, заваленного трупами. А над полем битвы стоит с мечом в руках строгий артист Черкасов, прекрасный богатырь, светлоокий витязь.

3. Вот другой вариант — из свежей кинокартины «Александр. Невская битва»: суровый молодой парень изрекает истины евразийства, которые будут сформулированы восемьсот лет спустя. Тоже с большим сверкающим мечом и тоже светлоокий. Таким рисуют Александра Ярославича творческие личности, любящие князя и преклоняющиеся перед ним. А вот, для разнообразия, миф, который создали недоброжелатели государя: мелкий полевой командир, деспот, предавший родных братьев и поставивший Русь на колени перед Ордой… Все это, по мнению Дмитрия Володихина, наполнено - что с одной, что с другой стороны - страстями, полемическими ударами и контрударами. Спаситель Руси. Губитель Руси. И не хватает как первому, так и второму «портрету» одного: фона. То есть, самой Руси.

4. Без Руси, как отмечает автор, - лик Александра Ярославича — хоть белой краской его рисуй, хоть черной — витает в безвоздушном пространстве. А на заднем плане видны невнятные цветные разводы, в коих с трудом угадывается некая величественная держава, и именно ее-то государь то ли спасает, то ли губит. Между тем молодой новгородский князь, одолевший немцев в Ледовом побоище, был, прежде всего, надеждой Руси в трагическую эпоху. Древнекиевская старина рушилась и гибла. На ее обломках возникали новый народ и новое государство. В тот переломный век Русь оказалась особенно уязвимой. Она могла исчезнуть, распасться под натиском внешних врагов. Князь Александр сыграл роль стража, давшего стране передышку, столь необходимую для выживания.

5. Однако, как отмечает Дмитрий Михайлович, это совсем не та Русь, что была при Ярославе Мудром, Владимире Мономахе и Мстиславе Великом. Это ее руины. Сто лет - с 1130-х до 1230-х Русь проходила полосу тяжелых междоусобных войн. И если в одном конце страны они прекращались, то в другом продолжали идти. Вооруженные свары близких родственников, потомков Рюрика, сделались обычным делом. На полях сражений расставались с жизнью тысячи русских бойцов. Степняк, торжествуя, приходил на Русь, ведомый ее же князьями, нашедшими в кочевых народах неиссякаемый источник военной силы, убивал, грабил, благодарил союзников и ждал нового приглашения.

6. Златокупольный Киев, матерь городов русских, сделался добычей для хищных завоевателей. Его разоряли и громили свои же. А Русь развалилась на множество самостоятельных областей. Страна покрылась сетью трещин, словно заброшенная асфальтовая дорога, которую повсюду пробивают ростки трав… И вот штормовая полоса, страшная, дорого стоившая, сменяется не затишьем, а чудовищным ураганом. Явился Батый со своими полчищами. «Черные годы» — вот точное название той эпохи в истории Русской земли. После ураганного нашествия монголо-татарских орд Батыя в 1237–1240 годах, когда была перемолота русская сила и подверглись разорению десятки городов, начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями.

7. Новгородские и псковские земли, к счастью, избегли опустошительного разгрома. Но они испытывали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев, литовцев. Русь превращалась во второразрядный регион Восточной Европы, слабела, раскалывалась на множество маленьких и немощных в военно-политическом отношении княжеств. От окончательного распада и гибели ее спасли усилия немногих самоотверженных, одаренных и прозорливых личностей, совершенные не без помощи Отца Небесного. Из них более прочих известен князь Александр Ярославич, прозванный Невским.

8. Несколько лет ожесточенной борьбы за нерушимость новгородских и псковских рубежей принесли ему бессмертную славу. Звездным часом всей его жизни стало знаменитое Ледовое побоище — победа над немецким воинством на льду Чудского озера. Но после этого триумфа князь прожил еще два десятилетия. И ему пришлось решать задачи, по сравнению с которыми разгром немецкого рыцарства — головоломка в детском журнале. Когда-то огромный и могучий, а ныне разбитый до неузнаваемости корабль Руси застыл на камнях. Его подталкивали к падению — и свои глупцы, и чужие умники… Александр Ярославич славен тем, что принял русский корабль полуразбитым и честно потрудился ради его спасения. Корабль не пошел ко дну. Он сошел с камней и медленно-медленно, но все-таки продолжил плавание. И это, как считает писатель, главный итог правления святого князя. Более подробно о его жизни историк Дмитрий Володихин рассказывает в этой книге.

***

В 1710 году по указу императора Петра Первого в Санкт-Петербурге начала создаваться Александро-Невская Лавра. И самым выдающимся событием в первый период ее истории стало перенесение в обитель мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира, где святые мощи почивали со времени их прославления. Произошло это знаменательное событие в 1724 году. Святыня прибыла в северную столицу 30 августа (по старому стилю), в память о чем в церковный календарь был введен новый праздник – перенесение мощей святого князя Александра Невского. Этот праздник мы и отмечаем сегодня, а вам предлагаем больше узнать о святом правителе Руси с помощью этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать