***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве монастыря Кутлумуш, что на Святой Горе Афон. Называется она «Афонский старец Тихон (Голенков). Духовник преподобного Паисия Святогорца». По словам кафигумена обители, архимандрита Христодула, «богословие становится отвлеченным, когда предается бумаге, вкладывается в академические штампы, ограничивается школьными определениями. Оживает оно и становится подлинным лишь в том случае, если человек являет своей жизнью, подтверждает своими делами то, о чем он говорит. Истинными богословами могут быть только люди святые, которые нелицемерно смирили себя и подвизаются войти в тесные врата. Их жизнь — это и есть богословие.
2. Святые водятся Духом Святым, подражают добродетелям Христовым, которые есть плоды Духа. Святые делаются общниками Божества и соединяются с Богом посредством нетварных энергий. Поэтому простые слова, смиренное поведение, рассудительные советы и само их сокрушенное сердце есть благоухание Духа, которое орошает и услаждает нас, и в то же время — огонь, который согревает и просвещает наши души. Для святых пустыня является подлинным домом, воздержание — радостью и ликованием, и мир для них — это рай, где все люди добры, потому что святые стали причастниками Божественной Любви. Их житие и малейшая черта их подвигов есть подлинное богатство для нас». О замечательном подвижнике, которого знавшие его люди единодушно называют святым, - и рассказывает эта книга.
3. В предисловии, составитель иеромонах Серафим (Захаров) отмечает, что первая книга, посвященная памяти старца - «Отец Тихон. Цветок из сада Богородицы», была издана митрополитом Николаем Халкидским в 1972 году. Владыка описал в ней то, что слышал от преподобного Паисия Святогорца. В 1977 году преподобный Паисий и сам записал то, что помнил о своем наставнике. Так появилось полное жизнеописание старца, которое впоследствии вошло в книгу «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Прп. Паисий рассказал в ней о старцах, с которыми был знаком сам или о которых слышал. Ему хотелось, чтобы мирские читатели ощутили святоотеческий дух, которым еще недавно изобиловала Святая Гора.
4. Аскетичный святогорский стиль его повествования, лаконичный язык как нельзя лучше подходят для описания того, что постигается сердцем. Именно преподобному Паисию удалось наиболее полно раскрыть образ старца Тихона, к которому он испытывал глубокое благоговение, почтение и благодарность. Эти воспоминания и открывают данный сборник. В частности, здесь мы читаем следующее: «Отец Тихон родился в России, в деревне Новая Михайловка в 1884 году. Родители его, Павел и Елена, были людьми благочестивыми, а потому, естественно, и сын их, которого в миру звали Тимофеем, унаследовал их благоговение и любовь к Богу и с самого детства восхотел посвятить себя Ему.
5. Родители видели у своего чада великую ревность о Господе, но не решались дать ему благословение идти в монастырь, потому что он был крепок телом и имел живой характер. Они хотели, чтобы Тимофей повзрослел и умом, а затем уже решал, что ему делать. Тем не менее, они благословили его на паломничество по монастырям на протяжении трех лет – с семнадцати до двадцати лет». Тогда юноша совершил длительное паломничество по обителям России и побывал приблизительно в двухстах монастырях. После этого он совершил паломничество на святую гору Синай, где прожил два месяца, а оттуда отправился в Святую Землю и некоторое время подвизался в пустыне за рекой Иордан.
6. Как отмечает старец Паисий, «хотя пребывание на Святой Земле и способствовало укреплению подвижнического настроения Тимофея, он не обрел там покоя от суетного мирского духа нашего времени, разрушившего, к сожалению, своей так называемой цивилизацией даже святые пустыннические места, которые должны умиротворять и освящать души. Поэтому он был вынужден уйти оттуда на Святую Гору». Здесь, по словам прп. Паисия, будущий старец Тихон «подобно невинному цветку, возрос в саду Божией Матери, преуспел и начал благоухать своими добродетелями». О том, как это было, и рассказывает духовный сын старца Тихона – прп. Паисий.
7. Во вторую главу этого издания вошла книга иеромонаха Агафангела Иверита «Мои воспоминания об иеромонахе Тихоне», вышедшая в 1982 году. Она впервые была переведена на русский язык для этого сборника. Книга основана на оригинальном материале и почти не повторяет воспоминаний преподобного Паисия. В ней подробно описывается жизнь о. Тихона на Карули, впервые рассказано о его путешествии в Иерусалим и посещении скита Новая Фиваида, о встрече с митрополитом Никодимом (Ротовым), а в приложении опубликованы письма старца, которые можно отнести к 1955-1968 годам. Письма были написаны по-новогречески и также переведены для этого сборника. За одним исключением они адресованы весьма известному на Афоне подвижнику о. Афанасию Ивериту и, несмотря на краткость, прекрасно дополняют воспоминания о старце.
8. Кроме того, письма дают уникальную возможность услышать живое слово отца Тихона, прикоснуться к тайне его души, стать общником сокровенных мыслей, которыми он делится со своим другом и сотаинником. Вместо сурового аскета с насупленными бровями перед нами предстает жизнерадостный человек с тонким чувством юмора. Глубокое богословское высказывание, от которого захватывает дух, соседствует у него с шутливой фразой. Долгое время книги преподобного Паисия и иеромонаха Агафангела были единственным источником сведений о старце и не переводились с греческого. Затем появились и другие воспоминания о старце Тихоне, которые также вошли в это издание.
***
В этом издании собрано всё, что на сегодняшний день известно о жизни русского подвижника, 60 лет прожившего на Святой Горе Афон. Эта книга, которая рассказывает лишь о некоторых эпизодах из жизни иеросхимонаха Тихона (Голенкова), способна обогатить и направить духовную жизнь православных россиян, станет настоящим путеводителем и маяком на правильном пути к истине Христовой для всех людей, ищущих ответа на духовные вопросы. А, кроме того, как считают издатели, книга послужит ещё одним свидетельством в пользу канонизации этого замечательного подвижника, которого знавшие его люди единодушно называют святым.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!