Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Святитель Феофан Затворник около 30 лет провел в затворе, уединившись в Вышенской пустыни, но его духовная связь с миром и служение людям никогда не прерывались. Епископ-затворник вел обширную переписку не только со своими духовными чадами, но со всеми, кто просил у него совета, поддержки, разъяснения по различным вопросам. Из ответов на письма разных людей преосвященный Феофан составил и издал несколько сборников, в том числе и предлагаемый читателю сегодня. В своих письмах святитель касался самых разных аспектов духовно-нравственной жизни человека, указывал на ошибки и промахи, которые духовно неопытные люди неизбежно совершали в своей повседневной жизни, указывал пути выхода из непростых положений и даже отчаянных состояний.
2. В сборник вошли письма о тайне и цели Боговоплощения, о догматах Православной Церкви и о ересях, о вражьих хитростях и неложном прохождении духовной жизни, о Втором Пришествии Христа и всеобщем воскресении, о частном суде после смерти и о вечности мучений. Святитель научает молитве, ясно отвечает на духовные и житейские вопросы, поддерживает в падениях, утешает в скорбях, воодушевляет на терпение, укореняет в собеседнике ощущение дружественности к нему Бога и приводит к твердому упованию на наследие жизни вечной со Христом Спасителем. Жизнью своей святитель Феофан исполнил важнейшую заповедь Божью: любите друг друга. Именно любовь к людям подвигла его на такой громадный душевный труд – сотни и сотни писем поддержки, утешения, разъяснения, советов, сочувствия, участия.
3. Важной особенностью всех писем и посланий святителя Феофана была уверенность в возможном исправлении и спасении каждого человека, в частности, всех тех, кто обращался к нему в письмах за помощью. При этом он всегда подчеркивал, что подвизающегося во Христе неизбежно ждут трудности и скорби: «...Крепитесь! – писал святой архипастырь, - Поскорбеть не помешает: человек ибо есмы; а скорбеть до изнеможения не следует. Не поможет сия скорбь; а тихое молитвенное упование - милость Божию привлекает. Ведь не вырвешь ничего из рук Божиих силою, а слезами можно. Подай, Господи, подай, Господи!.. Есть загородки, Богом поставленные, которых никто не сломит. Усильною молитвою надо ударять в них. Господь, сжалясь, примет их... и тогда радость спасения!..».
4. Святитель Феофан Затворник чутко понимает духовные потребности и трудности, с которыми сталкивается человек на разных этапах своего духовного развития. Он обстоятельно, четко и мудро разрешает возникающие вопросы и сомнения каждого человека. Вникает и дает выход из самых непростых жизненных проблем на основе собственного богатого духовного опыта, в свою очередь опирающегося на Священное Предание и Писание Православной Церкви, опыт и творения предшествовавших святых отцов. Вот, например, один из корреспондентов пишет святителю: «Никак не управлюсь с молитвою; все мысли разбегаются. Некто посоветовал мне выучить молитвы на память, уверяя, что когда стану читать их на память, то мысли меньше будут разбегаться. Я выучила и читаю на память, но рассеяние не умаляется; и двух слов не скажешь, как мыслию далеко уйдешь от молитвы; то и дело надо заставлять себя ворочаться назад. Уж как бы мне хотелось научиться быть нерассеянною в молитве».
5. Кажется, это состояние рассеяния знакомо многим верующим людям. Отвечая на это письмо, святитель Феофан пишет: «Нерассеянная молитва есть дар Божий, который дается усиленным искателям. Так «ищите и обрящете». Вы, кажется, знаете правило святого Макария Великого, что если хочешь стяжать какую-либо добродетель, то нудь себя на нее, или упражняйся притрудно в делании ее. Господь, видя труд твой и то, с каким усердием ты ищешь такой добродетели, даст тебе ее, привьет ее к сердцу твоему, так что она будет у тебя будто естественное чувство и расположение. Тот же закон и для стяжания нерассеянной молитвы. Употребляйте неленостно всякий возможный для вас труд молитвенный, – и Господь даст вам, наконец молитву нерассеянную. Помните, что без труда долгого, непрерывного, нудного и болезненного ничего не получите».
6. В одном из следующих писем его автор признается святителю: ««Утром помолишься, почитаешь, – и посогреешься немного; но потом пойдут дела одно за другим, и все разобьют, – станешь, как камень. Как бы это сберечь утреннюю собранность и теплоту?» На этот вопрос святой отец отвечает: «Собранность и теплота сами собою станут неотлучно пребывать в душе, при всех делах и разволоках, когда сделаются существенным качеством внутренней жизни вашей. А на эту степень они взойдут вместе с тем, как в душе загорится молитвенный огонек, о коем я писал вам прежде. Но и до того времени можно употреблять некоторые приемы, чтоб при делах и встречах меньше рассеиваться». Какие именно приемы предлагает архипастырь своему адресату, читатели найдут в этих письмах.
7. А вот какой хороший совет дает святитель Феофан человеку, желающему совершить паломничество на Святую землю: «В Иерусалим бы хотелось, да средств нет», - пишет тот. «Когда нет средств, и нужды нет. Поминай чаще, а то и всяк день, мысленно все места, где бывал Господь, и мысленно поклоняйся Ему на каждом месте. И довольно с тебя, — если не лучше того», - отвечает святитель. Читая эти и другие письма святого архипастыря, каждый из нас может заметить, как в них сочетается глубокий богословский анализ с простотой изложения. Это делает эпистолярное наследие святителя Феофана очень значимым и актуальным сегодня. Благодаря этому, современные православные христиане, неопытные в духовном делании, несомненно получат большую духовную пользу от знакомства и вдумчивого чтения этих писем.
***
Эта книга содержит письма святителя Феофана Затворника, в которых он отвечает на недоумения и вопросы многих людей, обращавшихся к нему за советом, искавшим у него помощи и утешения. Содержание этих писем весьма разнообразно; но основной их тон — нравоучительный. Они, как и все книги святителя Феофана, содержат ответы на один и тот же главный вопрос христианина — каков путь ко спасению? Полные духовно-благодатной силы, отеческой любви и понимания, письменные советы и наставления Вышенского затворника были духовным утешением для многих душ, также и сейчас они станут руководством к духовному устроению жизни благочестивого читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!