***
1. В этой книге повествуется о житии и мученической кончине священника Константина Богоявленского, прославленного в Соборе новомучеников и исповедников Российских. По словам издателей, когда на выставке сестры Ново-Тихвинского монастыря увидели имя отца Константина Меркушинского, они благословились у настоятельницы, чтобы молиться за него. Сестры, жившие на подворье в Меркушино, начали расспрашивать сельчан о священнике, погибшем в 1918 году. Конечно, в селе уже не осталось свидетелей тех событий: со времени расстрела прошло более 80 лет. Но память об отце Константине жила в народе. Одна пожилая женщина, коренная жительница Меркушино, рассказала, что еще в детстве мать велела ей совершать крестное знамение, проходя мимо кладбища за селом, а на вопрос: «Зачем» - отвечала: «Здесь расстреляли священника».
2. Никто из жителей не знал, где точно похоронен мученик, но это не могло препятствовать канонизации священника, пострадавшего за Христа в страшное время гонений. Сестры Ново-Тихвинского монастыря стали собирать сведения об отце Константине Богоявленском. А что удалось им узнать, и повествуется в этой книге. Священник Константин родился в 1896 году в семье Стефана Богоявленского, диакона Успенской церкви города Екатеринбурга. Ему предстояла обыкновенная жизнь, нисколько не отличающаяся от жизни многих других людей из духовного сословия. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его отдали в Екатеринбургское духовное училище, располагавшееся на улице Монастырской в специально построенном трехэтажном кирпичном здании. Многие жители города стремились дать образование своим детям именно в этом училище.
3. Нелегко поначалу давалась Константину учеба. Сегодня трудно судить о причинах его неуспеваемости: было тому виной слабое здоровье или что-то другое, но после окончания курса училища, он значился среди учеников 2 разряда, которые не отличались высокой успеваемостью. По окончании училища, Константин Богоявленский поступил в Пермскую духовную семинарию. В то время ее ректором был архимандрит Пимен (Белоликов), ныне также прославленный в сонме новомучеников. Его самоотверженное и мудрое руководство снискало ему искреннюю любовь и семинаристов, и жителей Перми. В то тревожное предреволюционное время отец Пимен готовил будущих пастырей к особому служению. Глядя со скорбью на нравственное падение современного общества, он говорил, что лишь истинные пастыри Христовы могут спасти Россию от крушения, могут вернуть в сердца людей страх Божий и искреннюю веру.
4. В семинарии юноша приложил немалые труды к освоению наук: в 1917 году Константин Богоявленский значился в «Разрядном списке учеников Пермской духовной семинарии» уже по первому разряду и был удостоен «звания студента семинарии». В начале 1917 года он был рукоположен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушинского Верхотурского уезда. В то время ему был 21 год. Вместе с отцом Константином в Меркушино отправился псаломщиком и его однокурсник Александр Гашев. Селение, куда прибыли бывшие семинаристы, находилось вдали от столицы Урала, в северной глуши. Но это селение посещали богомольцы со всей страны: приезжали и простые крестьяне, и знатные особы. Ведь именно здесь в 17 столетии проводил свою скромную, но исполненную великих подвигов любви и смирения жизнь святой Симеон Верхотурский.
5. Именно на этой святой земле, где казалось сам воздух напоен молитвами святого Симеона, служил отец Константин. Сельчане почти не сохранили о нем воспоминаний: недолго – чуть больше года – предстоял он пред престолом Господним в Михаило-Архангельском храме. Молодой батюшка жил не замечаемый современниками, просто, как обыкновенный сельский священник: совершал богослужения, крестил, венчал, напутствовал умирающих. Его внутренний подвиг был сокрыт от людских взоров, тайной он остался навсегда и для нас. Подобно святому Симеону, отца Константина уже после смерти прославил Сам Бог. Мужество скромного сельского священника и его непоколебимая вера открылись в самые страшные, последние минуты его короткой жизни.
6. После революции для всей России наступило время страданий. Тяжкие испытания, постигшие русский народ, не обошли и Меркушино: к февралю 1918 года власть здесь захватили большевики. Установление советской власти сопровождалось тяжелыми поборами, «реквизицией» скота, тягловой силы, имущества для нужд Красной армии. В июне началось так называемое «вооруженное восстание», большевики позже называли его «деревянной войной». В организации этого восстания обвинили отца Константина Богоявленского. По сути же это был народный крестный ход к мощам праведного Симеона, который красногвардейцы встретили пулеметным огнем. Паломники разбежались, а в Меркушино вошло сразу два карательных отряда.
7. Отец Константин был арестован вместе с еще тремя обвиненными в организации «похода». Все они были заключены в здание волостной управы. Через 10 дней после неудавшегося крестного хода отец Константин и староста храма Никита Худяков были расстреляны. Произошло это 27 июля 1918 года. Через несколько десятилетий после гибели отца Константина был уничтожен и храмовый ансамбль села Меркушино: Михаило-Архангельский собор взорван, галерея разобрана на кирпичи, Свято-Симеоновская церковь сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало медленно умирать. Но прошли годы лихолетия и над Меркушино вновь засияли православные кресты. А в мае 2002 года были обнаружены нетленные останки священномученика Константина.
***
Книга «Священномученик Константин Меркушинский» рассказывает не только о жизни и мученической кончине молодого священника, но и о том, как были найдены его нетленные мощи, которые почивают ныне в храме Архистратига Михаила села Меркушино. В день мученической кончины отцу Константину было всего 22 года, но без малодушия и ропота встретил он страшную смерть, проявив мужество и твердость в исповедании Христа. При жизни он был никому неизвестен, но всей своей жизнью служил единому Богу, и Господь даровал ему нетленный венец во Царствии Своем, «прославляя прославляющего Его».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!