Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1. В предисловии книги протоиерей Максим Максимов пишет: «Сегодня в Русской Православной Церкви только начинает возрождаться миссионерское служение. Какие средства избрать, каким путем лучше обратиться к расцерковленному обществу с проповедью о Христе? Ответить на эти вопросы непросто. Но, каким бы ни был ответ, он должен непременно учесть опыт наших предшественников: ведь многие из них, прежде чем Господь призвал их к подвигу мученичества и исповедничества, были деятельными пастырями, миссионерами, учителями, катехизаторами, активно трудились на ниве Христовой в борьбе с неверием и грехом. Новомученики Русской Церкви не немые и безгласные жертвы исторических обстоятельств и человеческого произвола, они — голос Божий, обращенный как к современникам, так и к будущим поколениям христиан.
2. Цель этой книги - донести до читателя немногие уцелевшие за годы лихолетья сведения о служении Христу и народу Божию священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского. Он усердно потрудился на поприще духовного образования, был деятельным миссионером Иркутской духовной миссии. Его духовная целостность и архипастырский авторитет засвидетельствованы многими соловецкими узниками, вместе с которыми владыка Евгений отбывал наказание. В книге публикуются слова и речи священномученика Евгения, сказанные им юным учащимся духовных школ, а также произнесенные в храмах Иркутска и Благовещенска. Все они собраны из дореволюционной церковной прессы.
3. Особый раздел в книге составляет повествование священника Николая Пономарева «Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне - июле 1913 г.». Автор сопровождал владыку в его миссионерской поездке и, что особенно ценно, сделал более ста фотографий в пути. В них предстает нам Россия начала XX века, ее люди, храмы Божий, уничтоженные впоследствии в огне безбожного пожара, и, конечно, сам владыка как пастырь добрый, отправившийся в глухие непроходимые дебри окраинной России посещать свою рассеянную на огромном пространстве паству. Священномученик Евгений предстает перед нами как провозвестник мира и любви Христовой. Причем он обращает внимание слушателей, что залог нашего истинного счастья не только там, в блаженной вечности, но и здесь — на земле.
4. Вот, например, в слове на Новый год он отмечает, что «мысль о счастье с наступлением нового года больше чем когда-либо волнует душу человека. Сердцем, - говорит владыка, овладевает какой-то непонятный трепет, какое-то невольное безотчетное ощущение скрытой тревоги и вместе надежды... Беспокойное сердце ставит обычный свой вопрос: что принесет нам наступивший новый год — горе или радость, скорбь или утешенье? Пытаясь приподнять таинственную завесу будущего, каждый спрашивает, будет ли он счастлив? Все подобные думы и чувства невольно волнуют нашу душу. Надежда и тревога, вера и сомнение, решимость и робость — всё это одновременно сталкивается и перемешивается в глубине души... И вот каждый молит Бога о ниспослании счастья, искать и стремиться к которому так свойственно человеческой природе».
5. Но, как говорит архипастырь, если бы мы помнили слова Спасителя «ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся (т.е. все нужное для жизни, блага земные), приложатся вам. Если бы мы чаще в своей жизни, в своих желаниях и стремлениях вспоминали этот завет Божественного Учителя, то как мы были счастливы в своей жизни! Тех тревог, которые так терзают наше сердце заботой о приобретении богатств, о материальном улучшении своего положения, право, мы не знали бы и всё свое внимание обращали бы на внутреннее свое обогащение, на очищение души и сердца от всего порочного и скверного, на созидание внутреннего человека, согласно с евангельским учением Спасителя».
6. Наша задача, по словам владыки Евгения, - «назидать в своей душе... великие христианские качества, завещанные нам нашим Спасителем, и помнить, что истинного разрешения вопросов жизни, иной раз так волнующих членов современного общества, надо искать не у тех, которые ставят целью жизни животный идеал - сытость и довольство плоти (это всё тлен), а у Того, Кто и теперь, как двадцать веков назад, зовет своих последователей к нравственному совершенству, к победе духа над плотью и соблазнами мира». «Малая капля долбит камень частым падением — слово ли Божие и пламень общей молитвы, — говорил владыка, — не расплавит религиозной черствости души человеческой?» Священник должен быть пастырем-руководителем вверенного ему стада Христова и не считать себя всего лишь благородным свидетелем той безрелигиозности, которая разлилась вокруг.
7. «Является неоспоримым фактом, — говорил владыка Евгений, — что для поднятия религиозно-нравственной жизни и пастырской деятельности в приходе необходимо также и самим пастырям озаботиться о своем религиозно-нравственном развитии, а равно и пополнении своих, часто весьма скудных, богословских знаний. Священник сам должен духовно созидаться. А для этого он должен неопустительно и ежедневно читать святое Евангелие, послания апостольские, Псалтырь, святоотеческую литературу, жития дневных святых. Это не только будет духовно питать душу, но с постепенностью даст священнику богатый запас богословских знаний». В 2018 году вышла в свет замечательная книга архимандрита Дамаскина (Орловского) «Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского» — самое полное на сегодняшний день жизнеописание святого. А эта книга, по словам издателей, может рассматриваться как приложение к ней, как попытка собрать литературно-богословское наследие священномученика Евгения.
***
«Церковность» - под таким названием с 1911 по 1918 год выдающийся миссионер Русской Церкви, пламенный проповедник и ревностный пастырь свяшенномученик Иоанн Восторгов издавал в Москве газету. В 20 веке Русская Церковь она явила миру бесчисленный сонм своих святых, молитвами которых созидается сегодня церковная жизнь. Православные христиане, по мнению издателей, не должны быть равнодушными к подвигу новомучеников. Вот почему под логотипом «Церковность» и было решено издавать серию книг, включающую в себя жития, духовное наследие и разнообразные публицистические материалы, относящиеся к деятельности того или иного новомученика. Задача издателей — привлечь к трудам новомучеников как можно большее внимание, и всех, кто имеет ревность о прославлении их подвига, воодушевить к просветительской работе по увековечению их памяти.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!