***
1. В этой книге, вышедшей в свет в издательстве «Благовест», приводится краткий путеводитель (краткое содержание) псалмов Давидовых по толкованиям святых отцов Церкви - святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Нисского, блаженного Феодорита, епископа Кирского, Евфимия Зигабена и других отцов Церкви. В предисловии книги составитель Таисия Олейникова пишет: «Псалтирь - священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание её разнообразно: в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем, и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога.
2. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что благолепны псалмы Израилевы, и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем. Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.
3. Для домашнего и богослужебного употребления Псалтирь издается с разделением на кафизмы, при этом после каждой кафизмы полагаются тропари и молитвы. Чтение Псалтири отцы Церкви считают занятием в высшей степени душеполезным и богоугодным. Царь и пророк Давид изрекает в псалмах пророчества, увещания и законоположения и предлагает то нравственное, то догматическое учение, иногда оплакивает бедствия иудеев, а иногда пророчественно воспевает спасение язычников, во многих местах предсказывает страдание и воскресение Мессии. Имеется множество толкований псалмов Псалтири святыми отцами Церкви, а также советы и наставления святых отцов относительно чтения псалмов. С некоторыми из них и знакомит читателей эта книга.
4. Как отмечает составитель, все псалмы имеют цифровое обозначение, но кроме того, над многими из них встречаются надписания, которые означают, что данные псалмы написаны - один Давидом, другой Соломоном и т.д. Кроме Давида и Соломона в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асифа, Емана, Идифума и сынов Кореевых. Это показывает, что среди авторов псалмов были и указанные лица. По времени и обстоятельствам происхождения, а также по количеству написанных псалмов, последние распределяются следующим образом.
5. Моисею принадлежит один 89-й псалом, написанный им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и приближении к обетованной земле, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе были моложе 20 лет. Гибель всех остальных обьяснялась неверностью и оскорблением Бога во время этого странствования. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека. Эти три мотива: благодарственно-скорбно-молитвенный являются преобладающими во всем содержании Псалтири, являясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими.
6. Давиду принадлежат как автору 78 псалмов. Как говорит составитель, нельзя не отметить той особенности, что во всех псалмах Давид остается верен своему теологическому взгляду на все существующее в мире, как в жизни людей и природы, так и в области отношений Бога к человеку и человека к Богу. Там, где холодный ум видит только ряд обыкновенных явлений и предметов, Давид умел найти, указать и оценить красоту, направляя тем самым дух человека к высшему миру постижения Божественной гармонии. Соломону принадлежат три псалма. Этот царь мыслитель, философ-аналитик, тонкий наблюдатель с сильно развитой логической способностью построения мыслей, написал свои псалмы: 71-й при восшествии на престол. 126-й - по окончании построения храма и 131-й - по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм.
7. Имя Асафа встречается в надписании над 12-ю псалмами. Исаф - это левит времен Давида. Вместе с четырьмя своими сыновьями он начальствовал над 4 чредами певцов Давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения перед скинией на Сионе. Этот современник Давида также владел поэтическим талантом и был творцом некоторых псалмов, которые наравне с псалмами Давида вошли в церковно-общественное употребление. Все псалмы с именем Асафа отличаются тоном настойчивого увещания, обращенного к евреям для их вразумления. С этой целью автор вводит в содержание псалмов много исторических элементов и любит изображать Бога, как всеправедного Судию.
8. Другие имена авторов псалмов: Еман, племени Каафы, Ефану из племени Мерари и сыны Кореевы. И еще 44 псалма принадлежат неизвестным авторам. Все псалмы делятся на хвалебно-благодарственные, молитвенные, учительные и мессианские. Разъяснять Псалтирь стали еще с первых веков христианства. Псалмы толковали святой Ипполит мученик, Ориген, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иларий, блаженные Иероним и Августин и многие другие отцы Церкви. Краткое объяснение псалмов содержит и эта книга.
***
Когда-то, держа в руках Псалтирь, один благочестивый старец Новоафонского монастыря произнёс: «Бог наклонился к сыну своему Давиду и сказал ему то, что он хотел услышать». Псалтирь Давида — одно из одухотворённых писаний Святого Духа, которое откликается на все нужды и обстоятельства человеческой жизни и является благодатью и для Бога, и для людей». Многие подвижники, читая богодухновенные псалмы, прилагали их к молитвам на всякую потребу души. Такой требник, составленный по писаниям святителя Афанасия Великого, завершает и данную книгу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!