***
1. Новая книга известного историка и сектоведа Александра Дворкина, по словам издателей, посвящена важной и актуальной проблеме современности — различным родноверческим учениям и сектам, распространившимся в России. Как отмечает автор, неоязычество, которое сегодня так распространено в мире, строится на исторических фейках, выдумках, выдаваемых за подлинные факты. В книге «Кто придумал неоязычество» подробно описаны народы, проживающие много веков назад на территории современной России: варяги, поляне, древляне, чудь, финно-угорские племена, а также их соседи – хазары, византийцы. После чего следует рассказ о религии древних славян, поскольку единого культа не было.
2. Стоит отметить, что знаний у современников о славянских богах и обрядах совсем мало: это христианские и византийские летописи, а еще путевые записки двух мусульманских путешественников, которые подробно описали жизнь в племенах. Судя по их описаниям, обряды были весьма жестокими – убийство вдов, у которых умерли мужья, жестокое отношение к пленникам. Это подтверждают и археологические находки в местах языческих жертвоприношений, где, кроме черепов животных, есть и человеческие кости. При этом главный аргумент, который выдвигают нативисты-неоязвычники: язычество – традиционная религия русского народа. Но ведь тогда еще не было русского народа, были лишь разрозненные племена – древляне, поляне, кривичи, вятичи, меря, и у всех были свои пантеоны богов. Так чье именно язычество сегодня пытаются возродить? Или опять надо разделиться на мелкие группы и начать воевать друг с другом?
3. О крещении Руси Александр Дворкин рассказывает подробно, ссылаясь на исторические документы и при этом, опровергая миф о том, что оно было «кровавым». Ведь основоположники неоязычества любят описывать, как князь Владимир и его дружина, в которой было всего три тысячи человек, после принятия христианства убили аж 9 миллионов язычников – тех самых, кого принято изображать воителями, умевших обращаться с оружием. Ничего этого не было в реальности. Но даже если предположить, что христиане были в состоянии в столь короткое время победить столь многократно превосходящие силы язычников, то, значит, христианство делает человека сверхвоином.
4. Как же это сочетается с уверениями неоязычников, что христианство – это религия слабаков, а язычество якобы делает человека сильнее? Между тем документы доказывают, что все племена приняли крещение добровольно и по сознательному выбору, и уж точно этому не противились. Автор книги подробно рассказывает, какие перемены произошли после принятия христианства в языческих племенах, и как они постепенно превращались в единый народ. Вторая часть книги посвящена неоязычеству, как части оккультного движения, называемого в религиоведении английским выражением New Age (Новая Эра), возникшего в Калифорнии в 60-х годах ХХ века, и нативизму, который фактически является попыткой возродить дохристианские верования, характерные для каждой страны.
5. Характерно, что первые попытки возрождения славянского нативизма произошли в Соединенных Штатах – и это неспроста. Там в 50-е годы прошлого столетия в эмигрантском журнале появилась статья о том, как отыскали якобы древнеславянские деревянные таблички. На них неизвестным языком были записаны летописи дохристианской эпохи, получившие название «Велесова книга». Александр Дворкин в своей книге подробно рассказывает об этой подделке, созданной с весьма определенной целью. А «неизвестный язык» и есть кириллица, правда, слегка видоизмененная. Тем не менее, этот вымысел приобрел популярность.
6. В предисловии книги автор отмечает: «История, наверное, самая пререкаемая область человеческого знания. О ней спорят не только профессиональные историки, но и все, кто когда-либо слышал о существовании этой науки и кому интересно, что происходило в стране и в мире до того, как он сам появился на свет. Люди выдвигают свои версии прошлого, с увлечением рассказывают, «как оно было на самом деле». Но, как говорит Александр Леонидович, главное в исторической методологии заключается в том, что мы знаем о событиях прошлого от свидетелей. Это могут быть люди-свидетели, оставившие после себя писания о делах, очевидцами которых они были или о которых слышали от своих современников либо тех, кто жил незадолго перед ними.
7. Это могут быть монументальные свидетельства — памятники архитектуры и искусства; археологические свидетельства — например, захоронения или предметы быта, раскопанные много веков спустя, и т. д. Про периоды, о которых никаких свидетельств до нас не дошло, мы ничего не можем сказать определенно. Или почти ничего. Если имеется лакуна в исторической последовательности лет или веков, мы, конечно, можем предполагать, какими событиями она могла быть заполнена. Но эти предположения должны находиться в согласии с тем, что происходило до или после нее, а также не противоречить всем данным, имеющимся у нас по этому периоду (историческим, географическим, лингвистическим, метеорологическим, геологическим и т. д.).
8. Увы, история знает слишком много подлогов и фальшивок, сфабрикованных разными людьми: от шарлатанов до шутников-мистификаторов. Поэтому любая интерпретация и оценка находок может быть сколько-нибудь достоверной и убедительной, только если она опирается на твердое основание подлинных свидетельств. Тогда мы можем к ней относиться серьезно и воспринимать ее как рабочую гипотезу. Таковы аксиомы научной методологии профессионального историка, и на них опирается автор в том разговоре, который он ведёт с читателями со страниц этой книги на тему: можно ли считать попытки возродить древнее славянское язычество в современной России историчными и достоверными.
***
С Крещения Руси при князе Владимире начинается история нашего народа. Наши предки, свободно и с радостью отказавшиеся от язычества и принявшие православие, осознавали себя богосозданным народом — народом, рожденным в купели князя Владимира. Именно поэтому устойчивый эпитет, которым они сопровождали название своей страны, говорил о святости — Русь Святая. Но современные язычники утверждают, что язычество - вера наших предков. Так ли это? На этот вопрос доказательно отвечает признанный историк и сектовед Александр Леонидович Дворкин в книге «Кто придумал неоязычество?», выпущенной издательством «Вольный Странник».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!