У книжной полки. Кто придумал неоязычество

30 ноября 2022 г.

В последнее время в России все более заметным стало явление, называемое неоязычеством или родноверием. Широко распространяются идеи о необходимости возвращения русских к традиционной вере русского народа — то есть к древнему славянскому язычеству. Ведь оно, дескать, в наших широтах было изначальным, наши предки его придерживались, а христианство — чужеродная (греческая либо еврейская) и вовсе не соответствующая русскому духу вера. Завезена она была извне, навязана нашим предкам обманом и грубой силой. Эти нехитрые рассуждения делаются отправной точкой для возникновения различных неоязыческих сект, а пропагандируемая ими неоязыческая идеология распространяется еще шире. Чем это опасно, рассказывает Александр Леонидович Дворкин в своей новой книге. Она вышла в свет в издательстве «Вольный Странник» и называется – «Кто придумал неоязычество».

***

1. Новая книга известного историка и сектоведа Александра Дворкина, по словам издателей, посвящена важной и актуальной проблеме современности — различным родноверческим учениям и сектам, распространившимся в России. Как отмечает автор, неоязычество, которое сегодня так распространено в мире, строится на исторических фейках, выдумках, выдаваемых за подлинные факты. В книге «Кто придумал неоязычество» подробно описаны народы, проживающие много веков назад на территории современной России: варяги, поляне, древляне, чудь, финно-угорские племена, а также их соседи – хазары, византийцы. После чего следует рассказ о религии древних славян, поскольку единого культа не было.

2. Стоит отметить, что  знаний у современников о славянских богах и обрядах совсем мало: это христианские и византийские летописи, а еще путевые записки двух мусульманских путешественников, которые подробно описали жизнь в племенах. Судя по их описаниям, обряды были весьма жестокими – убийство вдов, у которых умерли мужья, жестокое отношение к пленникам. Это подтверждают и археологические находки в местах языческих жертвоприношений, где, кроме черепов животных, есть и человеческие кости. При этом главный аргумент, который выдвигают нативисты-неоязвычники: язычество – традиционная религия русского народа. Но ведь тогда еще не было русского народа, были лишь разрозненные племена – древляне, поляне, кривичи, вятичи, меря, и у всех были свои пантеоны богов. Так чье именно язычество сегодня пытаются возродить? Или опять надо разделиться на мелкие группы и начать воевать друг с другом?

3. О крещении Руси Александр Дворкин рассказывает подробно, ссылаясь на исторические документы и при этом, опровергая миф о том, что оно было «кровавым». Ведь основоположники неоязычества любят описывать, как князь Владимир и его дружина, в которой было всего три тысячи человек, после принятия христианства убили аж 9 миллионов язычников – тех самых, кого принято изображать воителями, умевших обращаться с оружием. Ничего этого не было в реальности. Но даже если предположить, что христиане были в состоянии в столь короткое время победить столь многократно превосходящие силы язычников, то, значит, христианство делает человека сверхвоином.

4. Как же это сочетается с уверениями неоязычников, что христианство – это религия слабаков, а язычество якобы делает человека сильнее? Между тем документы доказывают, что все племена приняли крещение добровольно и по сознательному выбору, и уж точно этому не противились. Автор книги подробно рассказывает, какие перемены произошли после принятия христианства в языческих племенах, и как они постепенно превращались в единый народ. Вторая часть книги посвящена неоязычеству, как части оккультного движения, называемого в религиоведении английским выражением New Age (Новая Эра), возникшего в Калифорнии в 60-х годах ХХ века, и нативизму, который фактически является попыткой возродить дохристианские верования, характерные для каждой страны.

5. Характерно, что первые попытки возрождения славянского нативизма произошли в Соединенных Штатах – и это неспроста. Там в 50-е годы прошлого столетия в эмигрантском журнале появилась статья о том, как отыскали якобы древнеславянские деревянные таблички. На них неизвестным языком были записаны летописи дохристианской эпохи, получившие название «Велесова книга». Александр Дворкин в своей книге подробно рассказывает об этой подделке, созданной с весьма определенной целью. А «неизвестный язык» и есть кириллица, правда, слегка видоизмененная. Тем не менее, этот вымысел приобрел популярность.

6. В предисловии книги автор отмечает: «История, наверное, самая пререкаемая область человеческого знания. О ней спорят не только профессиональные историки, но и все, кто когда-либо слышал о существовании этой науки и кому интересно, что происходило в стране и в мире до того, как он сам появился на свет. Люди выдвигают свои версии прошлого, с увлечением рассказывают, «как оно было на самом деле». Но, как говорит Александр Леонидович, главное в исторической методологии заключается в том, что мы знаем о событиях прошлого от свидетелей. Это могут быть люди-свидетели, оставившие после себя писания о делах, очевидцами которых они были или о которых слышали от своих современников либо тех, кто жил незадолго перед ними.

7. Это могут быть монументальные свидетельства — памятники архитектуры и искусства; археологические свидетельства — например, захоронения или предметы быта, раскопанные много веков спустя, и т. д. Про периоды, о которых никаких свидетельств до нас не дошло, мы ничего не можем сказать определенно. Или почти ничего. Если имеется лакуна в исторической последовательности лет или веков, мы, конечно, можем предполагать, какими событиями она могла быть заполнена. Но эти предположения должны находиться в согласии с тем, что происходило до или после нее, а также не противоречить всем данным, имеющимся у нас по этому периоду (историческим, географическим, лингвистическим, метеорологическим, геологическим и т. д.).

8. Увы, история знает слишком много подлогов и фальшивок, сфабрикованных разными людьми: от шарлатанов до шутников-мистификаторов. Поэтому любая интерпретация и оценка находок может быть сколько-нибудь достоверной и убедительной, только если она опирается на твердое основание подлинных свидетельств. Тогда мы можем к ней относиться серьезно и воспринимать ее как рабочую гипотезу. Таковы аксиомы научной методологии профессионального историка, и на них опирается автор в том разговоре, который он ведёт с читателями со страниц этой книги на тему: можно ли считать попытки возродить древнее славянское язычество в современной России историчными и достоверными.

***

С Крещения Руси при князе Владимире начинается история нашего народа. Наши предки, свободно и с радостью отказавшиеся от язычества и принявшие православие, осознавали себя богосозданным народом — народом, рожденным в купели князя Владимира. Именно поэтому устойчивый эпитет, которым они сопровождали название своей страны, говорил о святости — Русь Святая. Но современные язычники утверждают, что язычество - вера наших предков. Так ли это? На этот вопрос доказательно отвечает признанный историк и сектовед Александр Леонидович Дворкин в книге «Кто придумал неоязычество?», выпущенной издательством «Вольный Странник».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать