Таинства Церкви. Беседа со священником Николаем Устиновым

9 августа 2025 г.

Сегодня мы продолжаем разговор со священником Николаем Устиновым, клириком храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, что в Котловке города Москвы.

– В прошлой передаче мы затронули очень серьезную тему, она нашла отклик в сердцах наших зрителей. Потому что эта тема неисчерпаема, она была, есть и, по всей видимости, будет. И даже книги есть, посвященные этой теме. Пьянство и алкоголизм – это драма, а иногда и трагедия. Существует мнение, что русские вообще пьяницы. Если поехать на Запад и спросить у иностранцев, какое самое распространенное качество у русского человека, наверняка ответят, что русские много пьют. Как Вы думаете, это правда, что русские много пьют?

– Я не думаю, что это правда. Это навязанные стереотипы, но они, конечно, не лишены основания. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), есть и другие страны, в которых также много употребляют алкоголь: Британия, Япония, Ирландия, Финляндия и другие. Эта проблема живет. Собственно, трезвенные программы идут с разных концов Земли. Есть довольно известная американская программа. В Европе были терапевтические сообщества, которые занимались профилактикой алкоголизма. И у нас в стране были до революции трезвенные движения, сейчас есть несколько программ реабилитации. Их наличие говорит о том, что эта проблема есть не только у нас. Поэтому говорить, что у нас поголовное пьянство, не приходится. Может быть, это сделано с учетом внешней пропаганды, чтобы очернить образ русского человека. Но, как я уже сказал, это не лишено основания. Потому что эта проблема у нас действительно есть, мы должны это признать и что-то с этим делать.

– Проблема эта была и раньше. Мы прекрасно знаем, что были дома трезвости праведного Иоанна Кронштадтского, который занимался этой проблематикой и относился чрезвычайно серьезно к проблеме алкоголизма. То есть мы можем говорить, что это было достаточно распространено. У Иоанна Кронштадтского было много забот, но он занимался трезвостью и почитал это за благо. Отец Николай, Вы возглавляете семейное общество трезвости

Скажем так, филиал. Я возглавляю один из филиалов семейных клубов трезвости, который действует у нас на приходе преподобной Евфросинии Московской. Изначально у нас на приходе действовал клуб. Всегда интересно наблюдать развитие. Вначале в клуб пришли 23 человека, потом присоединились еще и еще, а потом мы увидели, что у нас уже группа 30 человек. Естественно, по программе, по закону профилактической работы, мы разделили эту группу на две. Потом появилась онлайн-группа. Потом мы начали запускать циклы лекций, оказывать поддержку, взаимодействовать с государственными структурами. И все это вылилось в профилактический центр. Но все равно это небольшой филиал нашей клубной общины в рамках межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости. Это одно из трезвенных движений, которые сейчас реализуются и в России, и в рамках служения Русской Православной Церкви.

– Позволю себе задать неудобный вопрос. Знаю, что все члены вашего клуба дают обязательство не пить. То есть даже если свадьба, какие-то торжества, они не пьют. Ваши оппоненты говорят: мол, как же так? Ведь первое чудо, которое сотворил Господь в Кане Галилейской на свадьбе, – превратил воду в вино. Значит, Господь вкушал вино. И мы знаем знаменитые слова равноапостольного князя Владимира: «Веселие Руси есть пити». Что можно ответить на это возражение?

На самом деле здесь нет никакого противоречия. Потому что есть человек здоровый, а есть человек, который живет со страстью. Если рассматривать православную аскетику, учение о страстях, когда человек к чему-то начал, так сказать, пристращаться, когда какое-то явление начинает вызывать у него страсть, он от этого должен отказаться либо научиться пользоваться этим умеренно. Проблема зависимости от алкоголя заключается в том, что умеренно пользоваться этим инструментом нельзя. Умеренно употреблять это навык. У человека, который уже скатился до страсти пьянства, когда эта страсть начала им обладать, уже нет возможности умеренно употреблять. Поэтому он должен отказаться от алкоголя совсем. Этому есть много причин.

У человека, который длительное время злоупотребляет, возникает химическая зависимость от алкоголя  и для организма употребление алкоголя становится естественным. Более того, организм начинает его просто требовать. Есть психологические особенности в этом. Когда человек вместо решения проблем употребляет алкоголь, создавая иллюзию их решения. И высока вероятность того, что человек к этому может вернуться. Есть определенные социальные и духовные основы. Любая страсть, если к ней возвращаешься, опять начинает разгораться, особенно если был опыт. Если есть опыт страстной жизни (жизни по страсти), это очень опасная ситуация. Поэтому даже когда мы отказываемся от каких-то обычных бытовых страстей, нужна помощь духовника. Нужно очень аккуратно к этому вопросу подходить, чтобы страсть вновь не разгорелась, потому что самое страшное в том, что уже есть опыт.

Поэтому зависимые, которые к нам приходят, дают обеты трезвости, но не все поголовно. То есть нет такого, что человек пришел и дал обет трезвости. Обетами мы не нагружаем человека. Обет, даже с пастырской точки зрения, дается не каждому человеку, а тому, кто до этого дорос и может воспользоваться этим инструментом. Если человек еще не так крепко стоит на ногах, но берет на себя этот подвиг, он может нарушить обет, и это запустит еще цикл некоторого повреждения. То есть он не только сорвется, но еще и нарушит обет. И дьявол за это зацепится, человека будет мучить совесть, потому что он будет еще и клятвопреступником.

Поэтому обеты – это очень серьезно. Обеты должны быть костылем, который помогает. Когда человек дает обет трезвости, по сути, он ничего нового не говорит. В принципе, каждый человек должен жить трезвой жизнью. Есть добродетель трезвения, при которой мы не должны омрачать наш разум ничем, внимательно относиться к своей душе, к тому, что мы чувствуем, испытываем, к тому, как наша душа реализуется, как мы реагируем на различные внешние обстоятельства и так далее. Для этого нужна концентрация внимания, чтобы мы внимательно относились к тому, что находится внутри нашего сердца. А если мы употребляем алкоголь, конечно, мы расслабляемся, мысли начинают блуждать.

Но даже с точки зрения трезвения это инструмент очень опасный, и святые отцы рекомендуют к нему не приступать. Они говорят о том, что умеренно это употреблять дозволено, но желательно к этому не прибегать. Зависимые этим инструментом пользоваться не умеют, поэтому им нельзя к нему подходить.

Обеты не являются чем-то новым. Человек еще раз перед Богом свидетельствует, что он берет на себя такой подвиг, что он ради Бога хочет отказаться от этой страсти; не просто с ней побороться, но вообще ее изжить. Более того, этот подвиг берет на себя не только зависимый, его могут брать члены его семьи. Почему? Здесь играет важную роль социальный фактор, который реализуется и в Церкви. Апостол Павел говорит: не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13). То есть ради спасения моего ближнего я сам отказываюсь от этого же, пусть даже у меня нет проблем с алкоголем. Но для того, чтобы не было искушения у ближнего, я тоже беру на себя свой подвиг. Во-первых, я этого человека не искушаю. Во-вторых, лишаю пространство того, что может его искусить. В-третьих, являюсь ему поддержкой. Когда человек идет один, ему сложно. Когда два человека идут вместе, они друг другу помогают, и уже легче. Таким образом, мы начинаем носить тяготы друг друга. Это уже совместный пост. Это в совокупности приносит хорошие, добрые плоды, которые выливаются в трезвую жизнь.

Но этот подход мы не можем применять ко всем. Бывает так, что человек может умеренно употреблять. И святые отцы говорят, что в этом нет никакой проблемы, если это не переходит границы.

Страсть пьянства – не новая. Нового ничего нет: у нас та же самая человеческая природа, те же самые страсти. Со страстью пьянства Церковь борется уже много-много лет. Святые отцы говорят, что проблема пьянства это не проблема вина. Вино это дар Божий, благо. И в пьянстве виновато не вино, а произволение человека, то есть сам человек, который неверно употребляет этот дар, неверно им пользуется.

Это как автомобильная авария. Автомобиль же ни при чем.

– Это касается любой сферы нашей жизни. Не еда виновата в том, что человек объедается, а сам человек, который неправильно этим пользуется. Во времена Иоанна Златоуста были люди, которые очень ригористично подходили к этому вопросу и говорили, что по причине пьянства надо искоренить все вино, чтобы вина вообще не было на земле. Иоанн Златоуст в свойственной ему манере сказал следующее. Сначала люди говорят: да не будет вина по причине пьянства; потом они скажут: да не будет металла по причине убийств; да не будет ночи по причине воров; да не будет женщин по причине блуда. Иоанн Златоуст  потрясающий оратор. Если почитать его труды, это что-то великолепное, потрясающее. Здесь есть определенный юмор, хорошая, здоровая ирония, но она носит богословский характер, показывает абсурд упомянутого подхода.

Дело не в вине, а в том, что человек им неправильно пользуется. Вино дано Богом. На вине мы совершаем литургию. Есть ряд движений, которые говорят, что это не вино, а виноградный сок. Но мы поднимаем всю святоотеческую литературу и видим, что вино всегда понималось как вино. И Господь брал именно вино. И именно вино претворяется в Кровь Христову. Это действительно благословение Божие. Мы не можем этот факт игнорировать.

– Отец Николай, бывают ли у людей срывы? И что Вы предпринимаете по отношению к тем членам клуба, которые срываются? Наверняка такие случаи были.

Были, конечно. Вообще срывы – это нормальный этап оздоровления человека. Это естественно. Потому что борьба со страстями – это всегда навык. Мы не искусны в духовной жизни. Это касается не только срывов, это касается в принципе нашей духовной жизни. Почему мы из раза в раз подходим к исповеди? Потому, что загрязняемся, грешим. Мы грешим, каемся и идем дальше. Такова жизнь. Об этом Тихон Задонский много писал, что мы падаем, встаем и должны идти дальше. Главное, чтобы мы на обочину не сходили. Что за этим стоит? За этим стоит выработка навыка. То есть мы в этом не искусны, но мы сами себя понуждаем, тренируем, чтобы от этого избавиться. Мы рассматриваем различные обстоятельства нашей жизни, используем различные методы, инструменты духовного характера, которые помогают нам совладать с нашей страстью. Этого сокровища у нас в Церкви огромное количество. Мы подбираем ключики, сами себя потихонечку тренируем, и у нас вырабатывается навык.

Здесь как в школе. Школьная система, конечно, несовершенная, но, по сути, у нас происходит то же самое. Те же модели поведения, которые присутствуют в школе, могут реализоваться в нашей жизни. Допустим, ребенок получил двойку. Первая модель поведения ребенок думает: «Одной двойкой больше, одной меньше, гори все синим пламенем. Это учителя ничего не понимают, а я молодец». Это путь в тупик: ошибки не исправляются, навык не вырабатывается. Это путь к деградации.

Вторая модель поведения ребенок начинает загоняться: «Я плохой ученик. Что я за человек такой? Я подставил маму, подставил учителей, и толку из меня не будет, и в жизни у меня ничего не получится, я бездарность полная». Что происходит? Ошибки не исправляются, навык не развивается.

Другой ученик начинает делать работу над ошибками. И даже если в следующий раз он получит двойку, но ошибок уже будет меньше. Это уже говорит о росте и о том, что вырабатывается навык. И дальше, если он принимает свои ошибки и начинает с ними работать, будет троечка, потом четверочка, пятерочка.

Это инструмент не только духовной жизни, но и вообще любого профессионального роста. То есть если мы признаем свои ошибки, начинаем их исправлять, вырабатываем навык, то все остальное встает на свои места. В этом смысле ошибка не является страшной сама по себе. Даже ошибку мы можем использовать как определенный инструмент личностного роста. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Если ты ошибаешься, значит совершаешь какие-то движения. Ошибки для нас могут являться благом, потому что мы можем определить в себе какие-то недостатки и с ними совладать.

И покаяние с этого начинается. Господь в Евангелии много раз говорит: покайтесь. Что значит покаяние? Покаяние – это признание своих ошибок, своих недостатков, несовершенных и страстных проявлений, которые препятствуют выстроить взаимоотношения с Богом и взаимоотношения с близким. Когда мы ошибки принимаем и начинаем над ними работать, тогда мы к чему-то приходим.

Грех это ошибка, попадание мимо цели. Пока мы своих ошибок не видим, пока не хотим их признавать, они никуда не денутся. Мы не сможем ни работу над ними провести, ни выводов никаких сделать. И только тогда, когда мы их признали, мы можем с ними совладать, и они уже становятся благом, потому что мы можем в Боге, стремясь к Нему, свои недостатки скорректировать.

Тихон Задонский говорил, что в совершении греха нет ничего необычного, это обычное проявление человеческой природы. Но системность греха это уже дьявольская работа. В том, что мы грешим как-то локально, для нашей природы нет ничего необычного. Если мы пытаемся совладать с этим грехом, принимаем его во внимание, то даже если не всегда можно провести работу над ошибками, всегда можно сделать выводы, чтобы к этому не возвращаться. Если мы делаем определенные выводы и начинаем работать над собой так, чтобы к этому не вернуться, это говорит о духовном росте, о выработке навыка, в первую очередь духовного.

Есть навык добродетели, а есть навык страсти. Если мы вырабатываем навык добродетели, то направляем движение нашего естества в сторону Бога, в сторону предназначения, которое Господь в нас заложил, чтобы мы росли в нем, раскрывали качества, заложенные в нас Богом. Если мы их раскрываем, вырабатываем этот навык, они становятся в нас естественной природой. Василий Великий писал, что и хорошую привычку, и худую питает время. Вот мы эту добрую привычку и вырабатываем.

Вы совершенно справедливо говорили о покаянии, о признании собственных грехов. Но еще в прошлой нашей передаче я Вас спрашивала, многие ли признают себя алкоголиками или пьяницами. Очень многие говорят: «Да я завтра брошу. Захочу – и брошу. Я просто не хочу». Многие люди творческих профессий говорят, что именно в этом состоянии написали свои лучшие стихи, например, а если бы не были в этом состоянии не написали бы. Я уверена, что лучше бы написали, но они считают, что это их лучшее творчество.

Я на три момента постараюсь обратить внимание. Но сначала закончу предыдущую мысль. Локальные срывы являются в каком-то смысле динамикой на том основании, что человек не уходит системно в запой. То есть он сорвался – и сделал определенный вывод. Бывает так, что человек должен опытным путем разрушить те мифы, которые находятся в голове.

Каждый зависимый человек хочет умеренно пить. Он говорит: «Одна рюмочка – не страшно». Ему объясняют, что в его жизни одной рюмочки не получится. Он слушает, но все равно выпивает рюмочку, за ней еще и еще и получается срыв. Это тоже хорошо: человек на своем личном опыте воспринял гипотезу  и она стала теорией в его жизни. Он понял, что одна рюмочка – это много. И хорошо, что понял. Спрашиваешь: «Теперь ты понял, что тебе употреблять нельзя?» – «Понял». – «Тогда работай дальше». Это тоже по-своему хорошо, это опыт. В этом есть динамика. Плохо, что он сорвался, но хорошо, что он сделал определенные выводы. Главное, что он идет вперед, не отступает. Это путь к оздоровлению.

– Остались вопросы, на которые мы не ответили. Предлагаю продолжить в следующей передаче. Может быть, Вы обратитесь к нашим зрителям с каким-то пожеланием?

Дорогие зрители, все, что могу пожелать, чтобы вы жили во Христе. Это самое главное. Это цель и смысл нашей жизни. Храни вас всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 12 ноября: 10:35
  • Пятница, 14 ноября: 01:00
  • Пятница, 14 ноября: 01:25

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X