Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

24 декабря 2022 г.

Сегодня отец Владимир продолжает свои беседы.

– Приближается праздник Рождества Христова. Собственно, все наши темы и основная наша тема посвящены Господу Иисусу Христу, Его воплощению, Его жизни ради спасения мира, ради человечества, ради искупления первородного греха. Мы все время говорим о Спасителе нашем Иисусе Христе, и в скором времени, Бог благословит, перейдем к Четвероевангелию и толкованиям святых отцов.

Мир, как мы уже говорили, ждал пришествия Иисуса Христа. Ждал этого и иудейский мир, израильский народ, потому что ему были даны обетования о пришествии Мессии. Напоминаю, что 450 пророчеств было о Христе в Ветхом Завете. На протяжении тысячи лет разные ветхозаветные пророки писали свои пророчества, и в их пророчествах, как я уже неоднократно говорил, встречаются мессианские места о жизни Иисуса Христа.

Вся жизнь Иисуса Христа расписана от и до. Надо сказать, что ни один основоположник религиозных течений, которые существуют в мире, не мог бы похвастаться тем, что о нем кто-то пророчествовал. А Господь Иисус Христос прямо обращался к иудеям и говорил: исследуйте Писания... В Ветхий Завет входят Книги пророков (начиная от Моисея и заканчивая пророком Малахией). Ветхозаветные пророки пророчествовали о Христе в той или иной степени: кто-то обильно, кто-то меньше, кто-то указывал на один эпизод из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Так вот, воплощение Христа мы будем праздновать 7 января. Понимаю, что все знают эту дату. Мне кажется, что даже в атмосфере уже идет подготовка к этому празднику. Если внимательно смотреть на природный мир, в котором мы живем, мы увидим, что атмосфера наполняется чем-то содержательным, очень светлым, тем, что мы называем благодатью Духа Святого, что в конечном итоге приведет нас, как звезда Вифлеемская, к Рождеству Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Даже природа чувствует изменения, мир чувствует изменения. Я никогда не был в западных странах, но думаю, что и там наверняка ощущается подготовка к пришествию, воплощению Иисуса Христа.

Мы знаем, для чего Христос сошел в мир: для того, чтобы искупить первородный грех человеческий. Он это совершил, искупил первородный грех человеческий. Ведь в результате грехопадения Адама и Евы (в большей степени Евы, чем Адама) человечество было изгнано из Царствия Божьего и потеряло бессмертие плоти. Человек, по замыслу Божьему, был сотворен бессмертным. Душа осталась бессмертной, а плоть стала подвержена тлению. И вот Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы снова дать нам возможность войти в Царствие Божие, которое мы потеряли, войти в блаженство, в иной параллельный мир.

Апостол Павел говорит, что был восхищен до третьего неба. Мы можем богословствовать, размышлять, что это за третье небо, но знания об этом третьем небе мы не имеем. Наверное, именно там апостол Павел услышал неизреченные Божественные глаголы и после этого сказал, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Это то, к чему мы стремимся, к чему стремится человечество. Только, к сожалению, мы расставляем неправильные акценты в своей жизни. Мы, верующие, пытаемся стремиться к Царствию Божьему сознательно, но люди, которые далеки о Церкви, хотят построить себе Царство Божие на земле, хотят утешаться и блаженствовать здесь, на земле, через разные утехи, которые предоставляет этот мир. Но все это ошибочно. Если мы бываем счастливы и в каком-то смысле блаженны в этой жизни, то это блаженство очень кратковременно и потом сменяется скорбями. Один священник сказал, что жизнь человека как зебра: светлые, радостные моменты сменяются скорбными. Мне кажется, что скорбных моментов в жизни человека гораздо больше, чем радостных.

Так вот, Господь Иисус Христос воплотился на земле. Это, конечно, великое чудо, о котором не слыхивало человечество никогда. От Девы рождается Бог. От Девы, не познавшей мужа, не познавшей тления и оставшейся Приснодевой, то есть Она всегда пребывала и будет пребывать Девой, и мы Ее почитаем как Пресвятую Деву Богородицу. Тропарь на Рождество Пресвятой Богородицы гласит: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

О Пресвятой Деве Богородице тоже было сказано очень много пророчеств в Ветхом Завете, на которых мы еще остановимся. Есть книга «Учение Православной Церкви о Божией Матери». Первое пророчество о Пресвятой Богородице было произнесено после падения Адама и Евы, когда им надлежало покинуть Царство Божие и погрузиться в земную смертную юдоль. В первых главах Ветхого Завета, в Пятикнижии Моисея, звучит первое пророчество о Пресвятой Богородице: семя жены сотрет главу змея. То есть превратит в пепел главу змея.

К сожалению, мы можем только оплакивать это событие, которое совершилось в жизни Адама и Евы, когда Ева все-таки сорвала запретный плод. Здесь не надо гадать и измышлять, что это было яблоко; Священное Писание умалчивает об этом, но плод был очень красив и соблазнителен. Кто соблазнил Адама и Еву? Змей. Есть потрясающие византийские изображения и иконописные изображения в Русской Православной Церкви, как змей ползет вниз по древу и как бы обращается к Адаму и Еве. Змей обращается с вопросом: не вкушали ли вы от этого древа познания добра и зла? Ева отвечала, что не вкушали, потому что Бог запретил вкушать плоды от этого дерева. Какое благоразумие и мудрость были явлены вначале перед лицом этого змея! Но последовали иные соблазняющие слова от змея: запретил потому, что знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).

Не надо напоминать, что Господь при сотворении дал человеку три заповеди Божии: возделывать Эдем, плодиться и размножаться и не вкушать от древа познания добра и зла, ибо в тот день, когда вкусите, смертью умрете. Но, к сожалению, был грех непослушания, который, кстати, мы видим в человечестве: в своих семьях, в своих детях. И мы видим, что за непослушанием следует наказание: либо родительское, либо от Бога. Хорошо, когда Господь наказывает детей через родителей. Конечно, все хорошо и за все слава Богу, но гораздо серьезнее бывает наказание, которое исходит от Бога, хотя Господь бесконечно милостив и готов простить нам любое согрешение, если мы прибегнем к Нему с покаянием. Так наверняка произошло бы и с Адамом и Евой, если бы они, когда Господь их вопрошал, вкушали ли они от этого древа, попросили бы прощения у Бога. Но вместо этого Адам очень дерзко свалил вину на Еву, а Ева – на змея. И в результате того, что они не принесли покаяния, все человечество на протяжении всех тысячелетий, которые существуют, испытывает на себе печать этого изгнания и печать этого наказания от Бога, которое последовало за преступлением Адама и Евы.

Когда я размышляю о распятии Христовом, мне приходят на ум мысли, которые наверняка были заимствованы мною у святых отцов. Просто я не припомню, кто это говорил; может быть, святитель Иннокентий или кто-то из других святых. Господь совершил обратный путь, возвратив человека, погрязшего в пропасти греха, снова к царскому достоинству. Если Адам и Ева лишились Царствия Божия через древо, вкусив от древа познания добра и зла и впав в рабское достоинство, то в лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа человечество совершает обратный путь к Богу, к восстановлению царского достоинства, в котором человек был сотворен Богом. Как Адам простер руку свою к запретному плоду, так Господь распростер руки Свои на крестном древе.

Любопытное наблюдение, которое, мне кажется, соответствует действительности: распростертые руки Христа как бы призывают все человечество в руки Божии; Господь готов принять каждого из нас в Свои объятия, чтобы уже больше никогда мы от Него не отходили.

Думаю, в будущем мы обязательно вернемся к этой теме и более подробно расскажем о распятии Христовом, об ассоциациях и аналогиях, связанных с уходом человечества из Царствия Божия в бездну греха и рабское достоинство и восстановлением Богочеловеком нас в царском достоинстве. Господь как бы пошел против течения и совершил невероятный подвиг, очень важный для всего человечества. Если бы только человечество как-то понимало это, если бы это дошло до нашего сердца, думаю, жизнь каждого из нас изменилась бы и стала похожа на жизнь святых людей.

– Отец Владимир, сердечно Вас благодарю!.. Чему будет посвящена наша следующая передача?

– Пророчествам о Пресвятой Богородице.

– Спасибо, батюшка! От имени всех телезрителей желаю Вам доброго здравия душевного и телесного, благополучия, мира. И с приближающимся праздником Рождества Христова!

– Взаимно всех поздравляю!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать