Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

11 марта 2023 г.

– Батюшка, мы остановились на интересных размышлениях. Продолжим.

– Прежде всего хочу поздравить всех христиан с наступающим праздником – Неделей святителя Григория Паламы. Это удивительный святой. День памяти его празднуется в ноябре и на второй неделе Великого поста.

Святитель Григорий Палама – из очень благородного рода, его отец был сенатором. Семья была очень состоятельная, богатая, каким-то образом нити родства переплетались с императором. Святитель рано потерял отца, и император взял его под свое крыло. Григорий оказался под покровительством императора и жил при царском дворе. Он получил очень хорошее образование: он философ, поэт, занимался точными науками. В 19 лет он поразил императорскую семью и знатных лиц лекцией об Аристотеле. Григорий обнаружил такое познание и видение философа, что все восхитились, а его учитель воскликнул, что если бы Аристотель был жив, то непременно поблагодарил бы за такое прекрасное выступление и глубокое понимание его философии.

Потом Григорий удалился на Афон, вел пустыннический образ жизни, занимался Иисусовой молитвой, писал труды об Иисусовой молитве, о Фаворском свете. И здесь в его жизни появился Варлаам Калабрийский, тоже образованный человек. Святитель Григорий Палама настаивал на том, что Фаворский свет нетварный (и этот догмат был утвержден Церковью); Варлаам настаивал на том, что этот свет тварный.

Кстати, у Пастернака в стихотворении «Август» очень, как мне кажется, точно выражена мысль святителя Григория и тот догмат, который был утвержден и который мы исповедуем:

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

«Свет без пламени» – удивительная поэтическая находка, отображение этого нетварного света.

Я не буду повествовать о спорах Григория с Варлаамом, которые не увенчались для Варлаама успехом. Собирались два Собора, в конечном итоге ересь Варлаама была осуждена. Варлааму ничего не оставалось делать, как уехать из Греции.

– Батюшка, а что означает этот спор для нас, обычных мирян, православных христиан?

– Это догмат. Нарушение любого догмата может увести человека и Церковь в сторону. Например, Католическая Церковь ввела филиокве. Мы читаем в Символе веры: «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго...», а они прибавили: «...и от Сына исходящего». Это был догмат, утвержденный Первым и Вторым Вселенскими Соборами, а Третий Вселенский Собор не только подтвердил его, но было сказано, что если кто-то дерзнет что-либо добавить или убавить в Символе веры, тому будет анафема. Но на Западе дерзнули и прибавили: «и от Сына».

Казалось бы, можно объяснить точку зрения католиков на это. Но как сразу отошла Церковь от истинного православия. Был введен догмат цезаропапизма, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, индульгенция и так далее.

Казалось бы, для человека, не очень разбирающегося в богословии, нет разницы. Мы верим в Пресвятую Троицу, произносим в Символе веры: «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго...» Какая разница, откуда Дух Святой исходит? Но, оказывается, огромная разница.

Если бы в споре Григория Паламы с Варлаамом тот догмат не был утвержден, неизвестно, какие были бы последствия, во-первых, для исихастов, которые постоянно молятся и достигают таких высот, что некоторым из них является Фаворский свет и некоторые видят Бога. У старца Софрония (Сахарова), который был причислен к лику святых, есть книга «Видеть Бога как Он есть». Наверное, некоторые исихасты достигали такого видения.

Не хочу гадать, но если бы Церковь приняла точку зрения Варлаама, наверное, исихастское учение было бы исторжено из сердца Церкви. Кстати, Варлаам надсмехался над афонитами и их упражнениями, связанными с Иисусовой молитвой.

В это воскресенье мы будем прославлять Григория Паламу (мощи его находятся в Салониках), удивительного святителя, борца за истинные догматы Православной Церкви. И я желаю всем подвизаться (кто как может) в Иисусовой молитве, посвящать этой молитве какое-то время. Если нет возможности, можно делать это в транспорте или когда стоите в магазине, в общем, когда ум не занят размышлениями. Желаю, чтобы все мы излучали Фаворский свет, как преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым.

Теперь перейдем к замечательным пророчествам о Пресвятой Богородице. Мы остановились на пророчестве о Чермном море, пропустившем по сухому дну израильский народ. Толкователи утверждают, что это образ Пресвятой Богородицы. Продолжим дальше.

«Когда израильтяне, странствуя по безводной пустыне, претерпевали жажду от недостатка в воде, Моисей, по повелению Бога, ударил жезлом в каменную гору – и оттуда истекла вода, утолявшая жаждущих; Пресвятая Дева, чрез рождение от Нее Господа нашего Иисуса Христа, явилась источником благодати, утоляющей жажду жизни вечной».

Удивительные образы!

«Плодоносна была Ханаанская земля, обетованная израильтянам; она «кипела млеком и медом», по выражению Святого Писания. Пресвятая Дева, произрастившая нам хлеб жизни, есть истинная земля обетованная, из которой течет мед и млеко.

У израильтян были, по заповеди Божией, отдельные города, в которых могли иметь безопасное убежище неумышленные убийцы. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», пристанище, ограждение, утверждение и священное прибежище».

Думаю, каждый из нас, молясь Пресвятой Богородице, испытывал отклик от Нее. Она всегда исполняет наши молитвы, всегда рядом с нами, всегда готова взять нас за руку и повести по пути в Царствие Божие. Подготовить себя для Царствия Божьего – вот смысл христианской жизни.

Можно рассказать много чудес о Пресвятой Богородице. Помню, в «Откровенных рассказах странника» упоминается такой эпизод. Один молодой человек имел обычай раз в день прочитывать кондак «Взбранной Воеводе победительная». Но однажды осуетился и подумал: «Зачем читать этот кондак? Жизнь и без того интересна и насыщенна». В ту же ночь во сне ему явился старец и сказал: «Что же ты решил оставить эту молитву? Благодаря этой краткой молитве, которую ты произносил, по молитвам Пресвятой Богородицы ты был избавлен от лютой смерти, болезни, получил множество избавлений...» Наверное, после явления старца молодой человек продолжил произносить эту молитву.

Каждый христианин наверняка имеет свой глубокий опыт, связанный с отношениями с Пресвятой Богородицей.

«Бог питал евреев манною...» Те, кто читал Ветхий Завет, знают, что такое манна. Это такая крупа, которая ниспадала с неба накануне субботы, и евреи собирали эту крупу. Если они собирали на два дня, она портилась, а собрав на один день, они пекли из нее разные вкусные лепешки. Это был небесный хлеб, который подбадривал жизнеутверждающими силами израильский народ.

«Бог питал евреев манною, ниспадавшею с неба; в Ковчеге Завета был поставлен золотой сосуд, наполненный этим небесным хлебом, и в этом видит Святая Церковь образ Матери Божией. «Христа бо носила еси, – воспевает Ей Святая Церковь, – манну разума, одождившего всем чтущим Тя». В Приснодеве Марии вмещалась манна жизни, Христос, пришедший в мир грешных спасти и души верующих насытить хлебом бессмертия.

Скиния (пояснение о. Владимира: у древних евреев до построения храмов была скиния – походный переносной храм) Моисеева и храм Соломонов преисполнились славы Господней, как только были освящены: Пресвятая Дева есть пречистый храм Спасов и священное сокровище славы Божией, вместилище Бога невместимого.

Место, где находился Ковчег Завета, называлось Святое Святых и было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он входил туда для кропления жертвенною кровью: ясное предызображение Матери Божией как вместилища воплощенного Слова Божия. «Радуйся, Святая Святых большая», – воспевает Ей Церковь. В кивоте Завета, покрытом золотом вне и внутри, вмещались скрижали закона: из кивота святыни Пречистой Девы, позлащенной Духом Святым, явился Сам Господь-Законодатель.

Сухой жезл Аарона процвел и был положен в ковчеге на память будущим поколениям. Пресвятая Дева произошла от бесплодных родителей и поистине есть тайный жезл, цвет неувядаемый...»

Какие пронзительные и глубоко поэтичные сравнения!

– Я тоже хотела добавить, что сравнения не только глубокие, но еще и очень поэтичные. Это говорит о внутреннем восторге, некоем умилении.

«Воскурение пред Господом фимиама означает возношение молитвы к престолу Всевышнего, потому и золотая кадильница, которая находилась за второю завесою скинии, представляет образ Пресвятой Девы. «Радуйся, Кадильнице, золотой сосуд, радуйся, приятное молитвы кадило», – воспевает Ей Святая Церковь, научая нас прибегать к Богородице, как к усердной Заступнице нашей, неусыпаемой Молитвеннице об утолении печалей наших».

Вот такие удивительные пророчества. Каждый может прочитать их самостоятельно, но знаю по своему опыту: одолевает иногда чувство лени, все время откладываешь на завтра.

– И еще очень ценны Ваши комментарии. Вы же не просто читаете, но еще и комментируете, а это очень важно – чтобы были хорошие и качественные комментарии. Чтобы мы не просто прочитали и умилились или восхитились поэтикой, но еще и богословски это поняли. Спасибо Вам!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 июня: 09:05
  • Суббота, 29 июня: 03:00
  • Суббота, 29 июня: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать