Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы.
– Батюшка, с чего начнем новый сезон, как принято говорить на телевидении?
– Я думаю, продолжим тот курс бесед, который у нас обозначился, связанный с толкованием Евангелия. А сейчас вернемся к тому пути, по которому следовал Христос, обозначим главные вехи Его жизни. Это очень важно – знать о жизни Христа. Безусловно, важнее всего знать учение Христа, но и о жизни Христа тоже.
Например, своих родителей мы всегда пытали на предмет их прошлой жизни, нам было это интересно. Когда мы встречаемся со своим любимым человеком и у нас появляются первые чувства друг к другу, нам интересно узнать об этом человеке, о его прошлом, настоящем, о том, что он думает сделать в будущем. В общем, жизнь человека, которого мы любим, нам глубоко интересна. Тем более жизнь Христа.
К сожалению, досконально жизнь Иисуса Христа знают немногие. Здесь у нас очень большой пробел. Мы должны знать Его учение, но, к сожалению, и в учении Господа Иисуса Христа часто хромаем, не можем вспомнить основные Его слова, Его мысли, связанные с проповедью Нового Завета, Евангелия, Благовестия, что Господь принес в этот мир, кроме главного послушания, которое Он исполнил: искупления первородного греха человеческого. Мы знаем, что это искупление совершилось благодаря Божественной милости. Никто из пророков, из святых Ветхого Завета не мог совершить этого подвига, потому что для этого нужна была неколебимая святость Второго Лица Пресвятой Троицы. Господь совершил этот подвиг, искупил первородный грех человеческий.
Прежде чем говорить о жизни Иисуса Христа, скажу о тех праздниках, которые нас ожидают. 11 сентября Церковь празднует Усекновение главы Иоанна Предтечи. Мы знаем об этом святом из Евангелия. Знаем о его глубокой вере, о том, что он воспитывался в пустыне без матери и отца. Евангелие не раскрывает, каким образом его вскармливали; мы только можем предполагать, что как Пресвятая Богородица вкушала пищу из рук ангелов небесных, так и Иоанн Предтеча в свои младенческие годы вкушал пищу из рук ангелов. Во всяком случае, его насыщение было сверхъестественным.
В дальнейшем Иоанн Предтеча взрослел, мужал и, безусловно, находился в глубокой связи с Богом. Мы помним, что Бог вызвал его из пустыни, чтобы он засвидетельствовал, что от его руки крестился Господь Иисус Христос. Бог Отец дал ему знамение, сказав: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1, 33).
Мы знаем, что Иоанн Предтеча питался диким медом и акридами (это какой-то особый вид саранчи, который, по всей видимости, можно было вкушать) и носил одежду из верблюжьего волоса. Эта одежда очень аскетична, в том смысле, что верблюжий волос очень жесткий, царапал кожу и, безусловно, создавал неудобства. Но Иоанн Предтеча продолжал носить эту одежду. Евангелие умалчивает, сколько времени он посвящал сну, но, наверное, это не так важно.
Допустим, мы знаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский спал час или полтора в сутки. Многие святые спали примерно столько же времени либо чуть больше, при этом находились в состоянии бодрствования, у них не было усталости, состояния дремоты. Они все время находились в делании, были бодры на основе благодати Духа Святого, которая прилагалась к ним через их аскетические подвиги и непрестанную молитву.
Сначала Иоанн Предтеча вышел на проповедь в пустыне, говорил о покаянии. Его спрашивали: «Кто ты? Христос, Илия или пророк?» Иоанн отвечал: «Нет, я не пророк и не Сын Божий, но за мною идет Тот, у Которого я недостоин развязать ремень обуви на ногах». Иоанн Предтеча, еще не видя Сына Божьего, испытывал ощущение трепета душевного.
И вот Господь и Иоанн Креститель встречаются на реке Иордан. Господь требует, чтобы Иоанн Креститель совершил Его крещение в Иордане. Сначала Иоанн Предтеча отказывался, смиряясь перед величием Божиим. И мы бы смирились.
Помню, когда я был юношей, мне приснился сон. Я тогда не был верующим, искал Бога. Во сне я увидел трех старцев, которые как бы вышли из церкви, закрытой на замок. Непреодолимая сила повергла меня встать перед старцами на колени. Вот такой трепет испытывает душа перед явлением Господа. Я тогда ничего не знал о Церкви, но такой удивительный сон мне приснился.
Я представляю, каким трепетом преисполнилась душа Иоанна Крестителя, видя Господа. И Иоанн должен был Его крестить. Господь сказал ему: «Так надлежит нам исполнить всякую правду».
Об Иоанне Предтече пророчествовали пророки. И было предсказано об этом крещении; может быть, не прямо, но прикровенно.
Иоанн Предтеча совершает крещение Господа, видит Духа Святого в виде белого голубя, спускающегося на главу Иисуса Христа, и свидетельствует о том, что он совершил крещение над Сыном Божиим и Сыном Человеческим. По сути, он исполнил свою миссию, хотя его жизнь продолжалась еще некоторое короткое время. Он, как воин Божий, обличал царя Ирода в том, что тот совершил акт прелюбодеяния с женой брата. Иродиада этого не могла снести и требовала от Ирода, чтобы он принял какие-то меры в отношении Иоанна Предтечи. Ирод посадил Иоанна в темницу.
Самое удивительное, в Евангелии от Марка говорится, что Ирод часто слушал Иоанна Предтечу, наслаждался его речами, его словами (см. Мк. 6, 20). Слова облагодатствованного пророка влияли и воздействовали на душу этого, можно сказать, звероподобного человека. Но, несмотря на это услаждение душевное и духовное, он все-таки поднял руку на Иоанна Предтечу и убил его, по желанию Иродиады и ее дочери, танцевавшей перед Иродом на его дне рождения.
У Ахматовой есть замечательные строки:
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.
Видите, что совершается в мире. Несмотря на святость Иоанна Предтечи и то многое, что он имел в себе, от чего царь Ирод наслаждался, все-таки Ирод исполнил желание дочери Иродиады убить Иоанна Предтечу. Он решился на это, несмотря на то, что трепетал, боялся гласа народа. Ведь народ мог запечатлеть его как убийцу пророка и даже совершить восстание против него. Тем не менее Ирод совершил усекновение главы Иоанна Предтечи. Народ не восстал.
Ученики Иоанна Предтечи его похоронили. А над головой Иоанна Предтечи Иродиада надругалась, прокалывала язык Иоанна разными иглами. Его можно причислить к лику мучеников Христовых, потому что он пострадал во время жизни Иисуса Христа, в то время, когда Иисус Христос после крещения вышел на проповедь.
Иоанн Предтеча был старше своего родственника по плоти Иисуса Христа всего на шесть месяцев. Поэтому мы можем сказать, что ему было примерно 30 лет. Но к этим 30 годам его духовные силы, духовные дарования приумножились и расцвели пышным цветом. Первая проповедь Иоанна Предтечи: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1, 7). Все это касается Иисуса Христа, Его жизни, той вехи, через которую Господь Иисус Христос прошел.
После крещения Господь был возведен в пустыню, где 40 дней постился. На 40-й день явился ему дьявол и стал искушать Его. Христос был голодный, ничего не вкушал в течение 40 дней. Трудно сказать о воде, но если Он не пил воды, то этот подвиг умножается, потому что в пустыне жарко. Дьявол стал Его искушать, как бы проверяя, правда ли Он Сын Божий. Наверное, это было от дьявола сокрыто. Он сказал Господу: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы эти камни сделались хлебами». Для Господа не было ничего невозможного. Мы помним, что Господь Иисус Христос дважды напитал несколькими хлебами и несколькими рыбками в одном случае пять тысяч человек, в другом случае четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. Поэтому Он мог обратить камни в хлебы. Но Господь Иисус Христос сказал: «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Наверное, это действительно так. Мы знаем, что многие святые, находясь в молитве, забывали о пище и питье, не замечали голода и находились в благодати, исходящей от Бога во время их молитвы. И в дальнейшем святые свидетельствовали, что не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом дьявол поставляет Христа на вершине храма, показывает все царства мира и славу их и говорит: «Все это дам Тебе, если поклонишься мне». На что Христос отвечает: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Эти слова Он произносит после последнего искушения. После этого дьявол отходит от Христа.
Христос после 40 дней поста и молитвы выходит на проповедь Нового Завета с теми же словами, которые мы слышали из уст Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Оно действительно приблизилось. Спустя некоторое время, после воскресения Христа, когда Господь вознесся на небо, Он открыл до тех пор закрытые врата в Царствие Божие для человечества, желающего спастись и наслаждаться блаженствами Царства Божьего.
– Отец Владимир, сердечно Вас благодарю! Было невероятно интересно. Хочу поздравить и Вас, и москвичей с замечательным праздником, который будет 8 сентября, – днем города, который в этот раз совпадает (что бывает редко) с праздником Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Это тот самый день, когда Москва праздновала, можно сказать, свое второе рождение. Все москвичи на Кучковом поле молились перед Владимирской иконой Божией Матери, чтобы отвести от города страшное разорение. Потому что надвигался непобедимый Тамерлан с жестким намерением смести Москву с лица земли. По молитвам благочестивых москвичей перед этой иконой враг неожиданно остановился. До сих пор историки гадают, почему это произошло, но мы верим в то, что Богородица помогла России, явившись Тамерлану и повелев ему уйти из пределов Русской земли. И 8 сентября день города совпал с этим праздником. Всех еще раз поздравляю!..
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ׃ митрополит Викентий о духовном отце и почитании родителей
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ׃ митрополит Викентий — о внешнем, внутреннем и Жизни Вечной
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ׃ митрополит Викентий — о зарплате в Царстве Небесном и на земле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!