Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

5 апреля 2025 г.

Сегодня мы продолжаем беседы с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Продолжается Великий пост. Надеюсь, что все мы получаем великий плод от поста. Конечно, пост не должен заключаться только в ограничении от скоромных продуктов. Главное в посте взращивать те добродетели, которые Господь заложил в нас. Главная добродетель – это любовь. Я наверняка уже много раз это повторял, но «повторенье мать ученья». И несмотря на то, что мы знаем об этом, мы не всегда реализуем это на практике.

Главное – воспитывать в себе добродетели, заложенные Богом. Главная добродетель любовь. Почему-то мы это упускаем, в какие-то периоды жизни проявляем нелюбовь по отношению к своим близким, раздражаемся, гневаемся на них. Вообще сейчас какое-то очень сложное, трудное время. Например, люди вступают в брак. Посмотрите, какая катастрофическая статистика: 85 % браков разрушается! И, думаю, это касается не только людей неверующих. Люди верующие в той или иной степени стараются что-то делать в своей несовершенной жизни, стараются как-то наладить отношения с Божией помощью, но не всегда это получается, поэтому, к сожалению, и у верующих людей, христиан, тоже распадаются браки. Может быть, не в том процентном соотношении, который я привел, но все же это имеет место.

Во-первых, это происходит потому, что утрачен институт добрачных отношений. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что нужно встречаться три года. А сейчас все происходит быстро, молниеносно: сегодня познакомились, завтра влюбились, послезавтра совершили что-то неправильное, непотребное, на четвертый день поженились, вступили в брак, а на пятый день брак распадается.

Почему отец Иоанн (Крестьянкин) говорил о трех годах? Он настаивал на том это правильно), чтобы на протяжении трех лет люди находились в целомудренных отношениях. Не случайно близкие отношения между молодым человеком и девушкой называются связью: это связывает и искажает восприятие другого человека и отношений. Часто это является причиной того, что люди необдуманно вступают в брак.

В течение трех лет люди должны узнать друг друга и в конце третьего года решить, способны ли они прожить вместе всю оставшуюся жизнь в браке. Нужно получить благословение (то есть разрешение) родителей. Не всегда родители бывают на стороне своих детей. Если родители стараются отвести от грядущего брака, то нужно прислушаться к ним, потому что родительская любовь прозорлива.

Поскольку люди часто бывают далеки от Церкви, они забывают о том, что жена должна покориться своему мужу, что муж глава жены, а жена да послушает своего мужа. И многое-многое другое утеряно.

Мы сейчас так живем, что хотим наслаждения в этой жизни. Вступили в брак (слава Богу, если в законный брак), пожили, сливки сняли, а потом должен быть труд, который может продолжаться всю жизнь. Может быть, немногие люди после этого труда встречают благословенные времена, когда не могут насмотреться друг на друга, надышаться друг другом, когда отношения становятся величественными, великими и служат примером для многих людей. Все это утеряно, поэтому браки так быстро разрушаются.

Пост призывает нас не только к воздержанию. Я заметил на основе своего опыта: когда я соблюдаю посты, в каких-то критических ситуациях могу остановиться. Очень трудно было бы остановиться, не имея практики поста. И многое в жизни, наверное, было бы не таким привлекательным, если бы не этот опыт воздержания. Нужно воздерживаться и взращивать великую добродетель любви.

Бог есть любовь. Это нам нужно помнить. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Поэтому над этой добродетелью нужно особым образом трудиться. Меньше раздражаться, останавливать себя в раздражении; меньше быть вспыльчивым. Ни в коем случае не говорить такие фразы: «Я в тебе разочаровался», «Если бы знал, то не вступил бы в брак». Эти слова разъедают душу и того человека, который их произносит, и того, кому они адресованы. Нужно очень осторожно относиться к словам; они оказывают великое действие на человека, на его душу, его жизнь. В некоторых случаях (надеюсь, таковых мало) они могут привести другого человека к смерти, к отчаянию.

Нужно все время стараться дарить любовь друг другу. Нужно взращивать в себе эту великую добродетель, заложенную в нас Богом. Желаю всем нам, находящимся в середине поста, воспитывать в себе эту самую главную добродетель, добродетель любви. Будьте светом для мира и солью земли, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного. Свет это свет любви, который распространяется на всех людей, так или иначе затрагивает души людей и может служить возрождению их душевной и духовной жизни. Ведь от любящего человека исходит невероятное тепло и свет, и мы это чувствуем.

Я помню встречи с отцом Иоанном (Крестьянкиным), в особенности в первые годы, помню даже прикосновения его к моей руке, пощелкивания пальцем по руке. Я чувствовал в этом пощелкивании великое свойство любви, небесное Божественное свойство, которым отец Иоанн (Крестьянкин) обладал, как и все святые, все старцы.

Мы живем во времена, когда любовь оскудела в наших сердцах. Мы думаем только о себе, о своем благополучии. Так что желаю нам, дорогие братья и сестры, дорогие христиане, воспитывать в себе эту добродетель на основе молитвы к Богу, потому что без Бога мы ничего путного в своей жизни не сможем сотворить и сделать. Только с помощью Божией мы можем стяжать добродетель любви.

Теперь перейдем к нашей теме. Господь Иисус Христос пришел в Иерусалим, к купели Вифезда, где сидело множество  больных людей, которые нуждались в исцелении. Известно из Евангелия, что иногда ангел сходил в купель и возмущал воду. В этот момент нужно было сойти в купель. Первый, кто входил в купель, получал исцеление от своего недуга.

Рядом с этой купелью находился человек, который 38 лет был в болезни. Кто не читал и не знает об этом событии, прочтите в Евангелии от Иоанна. Тридцать восемь лет он находился в недуге, и не было человека, который помог бы ему войти в эту купель, когда благодаря ангелу происходило возмущение воды. Христос подошел именно к нему и спросил, сколько он находится в этом недуге и хочет ли исцелиться. Этот человек ответил: «Да, хочу, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода». Тогда Христос сказал: встань, возьми постель твою и ходи. И вдруг этот человек встал, взял постель свою и пошел (см. Ин. 5, 5–9).

Евангелие говорит, во-первых, о Божественной силе Господа Иисуса Христа. Во-вторых, о том, что никогда не поздно получить исцеление, пока мы живы. Это, безусловно, исцеление, хотя Евангелие об этом не говорит. Наверняка это исцеление связано с внутренней позицией человека. Он наверняка не просто так лежал рядом с купелью, но находился в молитве и просил Господа помочь ему. И какое нечеловеческое терпение у него было! И вот так легко Господь его исцелил.

Фарисеи сразу же возмутились: ведь была суббота. Часто в Евангелии описываются события, связанные с исцелением, которые происходили в субботу. Фарисеи, которые имели двойные стандарты, всегда возмущались этим. Христос обличал их, говорил: разве вы не ведете свою скотину в субботу поить, кормить? А тут Он исцелил человека, томящегося в своей болезни, но верующего в милосердие Божие. Но фарисеи возмутились. И мы знаем, что множество возмущений было со стороны фарисеев именно из-за исцеления людей от болезней.

Потом Христос встретил исцеленного и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). Тем самым Он свидетельствует о том, что наши грехи являются корнем наших болезней. «Иди и больше не греши»,   говорит Христос.

Он повторяет эту фразу постоянно.

 Это обращенные и к нам слова, чтобы мы больше не грешили... В основном мы получаем по грехам нашим. Если мы хотим быть здоровыми и благополучными (а все люди этого хотят), то нужно вооружиться желанием с помощью Божией больше не грешить, насколько позволят нам наши усилия и насколько благодать Божия коснется нас.

Господь постоянно исцелял людей, а фарисеи его постоянно обличали. Еще один эпизод. Господь шел со Своими учениками в субботу через поле. Они были голодны и стали срывать колосья, чтобы хоть немного утолить голод. Фарисеи опять говорили, что не должно этого делать в субботу. Господь сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? И сказал: Сын Человеческий есть Господин и субботы (Лк. 6, 3–5).

Вот такая проповедь Христа была обличением фарисеев, законников, саддукеев и многих других людей, которые только внешне исполняли заповеди Божии, а внутренне далеко отстояли от Него.

– Отец Владимир, большое спасибо за столь содержательную беседу, особенно за проповедь любви, о чем Вы говорили в первой части нашей передачи. Надеюсь, что многие обязательно прислушаются к Вашим словам и будут взращивать в себе любовь.

– Храни вас всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 14 мая: 09:05
  • Пятница, 16 мая: 01:00
  • Суббота, 17 мая: 01:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X