Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

2 ноября 2024 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы.

– Думаю, очень хорошо представлять себе Евангельскую историю хотя бы в основных моментах, в которых Господь Иисус Христос являл Свое могущество, Свою Божественную силу, Свое великодушие, бесконечную Божественную любовь. Все это совершалось по мере Его пути к Голгофе. Весь трехгодичный путь Иисуса Христа – это путь, который вел Господа к Голгофе, к принесению Себя в жертву ради рода человеческого, ради его спасения и усыновления. Напоминаю, Господь Иисус Христос пришел искупить первородный грех человеческий, что и сделал. И этот путь всем нам надо знать.

В каком-то смысле я удивляюсь тому, что мы не читаем Евангелие. Я обобщаю, конечно. Евангелие – это книга жизни, книга нашего спасения. Я, когда исповедую людей, спрашиваю: «Читаете ли Вы Евангелие?» И слышу ответ: «Нет». Удивительный ответ, который вообще не должен быть свойствен христианину. Христианин должен читать Евангелие, должен знать о жизни, проповеди Господа нашего Иисуса Христа, должен знать учение Господа Иисуса Христа, если желает спастись. Ведь когда мы почитаем какого-то человека (например, за его труды, жизнь) и он является для нас авторитетом, нам хочется прикоснуться к жизни этого человека, его биографии, учению, к тем результатам, которых он достиг в области науки, искусства или творчества. Я не понимаю, как люди, которые ходят в церковь, не знают Евангелия.

Не помню, рассказывал я или нет, но меня рукополагал в священники архиепископ Хризостом. Тогда он был заместителем председателя Отдела внешних церковных связей. Он рассказывал мне, что как-то вызвал одного священника и в процессе беседы стал понимать, что тот совершенно не знает Евангелия.

– Как так?

– Он спросил священника, читает ли тот Евангелие. Владыка Хризостом был и остается остроумным и острым на язык. Тот говорит: «Да, читаю». – «А когда?» – «В дни воскресных богослужений». Мы знаем, что Евангелие во время воскресного богослужения повествует о воскресении Христовом. То есть этот священник читал только эту часть. Безусловно, я не сторонник его осуждать, но он получил по заслугам от владыки Хризостома. Наверное, после этого он захотел читать Евангелие.

– Отец Владимир, дайте совет нашим телезрителям. Обычно советуют читать Евангелие по главе. Но главы в Евангелии тоже бывают разные: одни небольшие, другие больше. Светским языком выражаясь, какое количество глав Вы советуете читать каждый день?

– В этом отношении не хочу привносить ничего своего. Отец Иоанн (Крестьянкин), великий старец, советовал читать одну главу Евангелия и две главы апостольских посланий, начиная с Деяний апостолов.

– То есть независимо от того, большая глава или маленькая, одну главу?

– Конечно. Время, которое мы посвящаем Евангелию, небольшое. Одна глава, даже если она больше, чем обычная, занимает 5–7 минут.

– Задам, может быть, совсем светский вопрос, но телезрители иногда спрашивают, как лучше читать Евангелие. Кому-то лучше читать сидя. Некоторые говорят, что читать Евангелие нужно только стоя. Как разрешить этот вопрос?

– Я думаю, это зависит от состояния здоровья человека. Когда мне задают подобный вопрос относительно чтения молитв, я отвечаю, что, конечно, благочестивый обычай – стоять во время молитвы и делать коленопреклонение. Но сейчас такое время, когда люди больные, немощные (я говорю в первую очередь о себе). Поэтому я отвечаю так: если не можете стоять, в силу физических немощей, сидя молитесь или читайте Евангелие. Не можете сидеть – лежите. Только не оставляйте ни Евангелия, ни молитвы.

Мы знаем достаточное количество святых, которые были в немощи. Тот же Амвросий Оптинский: он принимал всех людей лежа на одре. Главное – не физические подвиги, а молитва и внимательное чтение Евангелия. Для нас, христиан, Священное Писание – путь к спасению, а для неверующих людей – это памятник мировой литературы. Но удивляешься тому, что неверующие образованные люди порой гораздо глубже знают Евангелие, чем мы, верующие люди. Они могут дать нам фору...

– Но, в отличие от них, мы всё же ходим в храм, слышим Евангелие, получаем благодать. Мы все равно с Богом. Мы причащаемся. В этом смысле, мне кажется, мы более счастливые.

– Но образованному человеку желательно читать Евангелие.

– Согласна. Тем более там такая мудрость! Батюшка, когда Вы советуете читать Ветхий Завет и советуете ли его читать?

Преподобный Серафим Саровский говорил (и это, безусловно, правильно; это было открыто ему и собственным жизненным опытом, и, по всей видимости, Богом), что прежде чем приступать к Ветхому Завету, нужно чтобы наш человеческий ум свободно плавал в волнах Нового Завета. Новый Завет нужно знать так, чтобы он помог разобраться в писаниях Ветхого Завета. Если при чтении Нового Завета, который, как кажется, гораздо более доступен, чем Ветхий Завет, мы нуждаемся в толкованиях святых отцов, то тем более Ветхий Завет, где очень много разных сложностей, подводных камней, необходимо читать с толкованиями святых отцов.

– Знаете, я читала в одной исторической книге, что одно время в России (по-моему, в XVII веке, но могу ошибаться) верующим людям даже запрещали самостоятельно читать Ветхий Завет, доходило либо до штрафов, либо до тюрьмы. И было написано: «Дабы сами не толковали». То есть боялись, что люди сами начнут толковать Ветхий Завет. Толковать можно было только священникам.

– Люди, которые берутся за Ветхий Завет, не понимая смыслов, говорят о том, что это крайне жестокие и кровавые книги, что там Господь как бы является жестоким управителем мира. Но это же не так. Господь есть бесконечная любовь, это нужно раз и навсегда понять.

Продолжим нашу тему. Иоанн Предтеча свидетельствует о Христе: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). У Христа появляются первые ученики. После этого Он находится в Кане Галилейской, где совершается брак. Я думаю, все знают это событие в Кане Галилейской. Некоторые молодые верующие люди стараются избежать брачного застолья, потому что считают, что это излишество. Некоторые приглашенные стараются уклониться и не быть на свадьбе по той или иной причине. Но, думаю, это неправильно. И Господь показывает это: Он Сам присутствует на браке в Кане Галилейской. Более того, Он как бы поощряет винопитие (я образно говорю, конечно) на этом браке в Кане Галилейской. Это выражается в том чуде, которое сотворил Господь Иисус Христос с водой.

Когда сказали, что недостает вина, Пресвятая Богородица обратилась к Иисусу Христу, на что Господь ответил: еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). В будущем мы будем толковать это место. Еще не пришло время, потому что Он еще не был известен миру как чудотворец (это как минимум). Тем не менее Он являет послушание Своей Матери, Пресвятой Богородице. Принесли несколько водоносов с водой, и вдруг эта вода стала вином. Когда распорядитель пира отведал этого вина, сказал жениху: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (см. Ин. 2, 10). Господь сотворил и показал первое чудо в Кане Галилейской, претворив воду в вино, причем в такое вино по своим вкусовым качествам, которое нам и не снилось.

С этого начинается, с одной стороны, Его проповедь; с другой стороны – чудеса, которые Он совершает. Он посещает сначала Капернаум, потом Иерусалим, где изгоняет торгующих из храма, впервые заявляя о Себе как о Сыне Божием. Вообще это достаточно редкое явление со стороны Господа Иисуса Христа, когда Он говорит о Себе как о Сыне Божием. В чем это выразилось? Когда он изгнал иудеев, торговавших в храме голубями, разными животными, они недоумевали, почему Он это делает. И Господь Иисус Христос отвечал им: дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 16). Он впервые заявляет о Себе как о Сыне Божием и называет Бога Вседержителя, Бога Творца Своим Отцом. Это достаточно знаковое явление в Евангелии.

Затем Он встречается с законоучителем Никодимом, который в будущем станет христианином и будет исповедовать Христа. Пока Никодим ищет Бога и вопрошает Иисуса Христа, задавая разные вопросы. В частности, затрагивается тема духовного рождения. Господь говорит, что нужно родиться свыше, чтобы следовать путем спасения. Никодим спрашивает: «Как это возможно? Неужели может человек во второй раз войти в утробу материнскую?» Господь поясняет, что нужно родиться от Духа и воды. Имеется в виду от Святого Духа. То есть он говорит о будущем крещении, которое будет совершаться над людьми, желающими стать христианами. Он говорит не о каком-то физиологическом перерождении человека, а именно о духовной сущности рождения человека. Господь говорит очень важные слова для всех нас: кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).

Это очень важные слова, которые обосновывают, что люди, уверовавшие во Христа, должны принять крещение от воды и Духа. Мы знаем, что во время крещения человек погружается в воду, а затем совершается таинство Миропомазания – даяние Святого Духа человеку через миропомазание. И тогда мы, если будем стараться изо всех сил жить во Христе и исполнять Его заповеди, становимся чадами Божиими.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 11 декабря: 09:05
  • Суббота, 14 декабря: 03:00
  • Суббота, 14 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X