– В прошлой программе мы рассуждали о счастье и затронули очень интересные, с моей точки зрения, темы: основы счастья и что мешает счастью. Я сказала о том, что священники очень часто в проповедях говорят, что самый распространенный грех, который называют верующие, – раздражительность в той или иной форме: человек либо кричит, либо сердится, либо гневается. Все это сводится к раздражительности. Мы это встречаем повсюду: в поликлинике, кино, театре, магазине, просто на улице. Что все-таки мешает нам ощущать себя счастливыми? Счастливыми в том понимании, о котором мы говорили: когда чувствуешь тихое блаженство.
– Раздражительность имеет корни: гордость, самолюбие и самомнение. Мол, мне не уступили, мне сказали не таким тоном, она залезла вперед в очередь.
Всегда помните первую заповедь блаженств: блаженны нищие духом. Если много не философствовать, а сказать двумя словами, то блаженны скромно думающие о себе и скромно себя ведущие. Потому что скромно думающий о себе не заметит, что его обошли или сказали ему каким-то не таким тоном. А когда человек навешал себе медалей и достоинств, которых у него нет, и замечает, как ему кажется, неподобающее к себе отношение, тогда и начинает лезть все негативное, что есть в душе.
Старец Амвросий говорил: чтобы спастись, надо терпения не воз, а целый обоз. Чтобы спастись, надо быть или золотым, или железным. Золотым – иметь большое смирение. У нас этого и в помине нет. Железным – иметь большое терпение.
Старец Амвросий, как мы знаем, в 37 лет стал инвалидом первой группы, не имел возможности даже самостоятельно совершать богослужение, но всю жизнь принимал исповедь и был величайшим старцем, духовным окормителем всей России. Кстати, Лев Николаевич Толстой о нем однажды сказал, что этот лежащий и еле дышащий помог России больше, чем все ее бытоустроители. Потому что помогал душе.
Помоги душе – и человек горы свернет. Дай хоромы золотые, устрой быт – и ничего не будет ни доброго, ни светлого; человек скажет – мало, да еще и отнимать пойдет. Почему революция была? Из-за зависти, жадности. Отнимем у тех, у кого много, поделим с теми, у кого ничего нет. А в конце концов польза была только для подлой элиты, которая эту революцию и устроила...
Всегда у Бога надо просить терпения. Иоанн Лествичник учит: если нет терпения и готов что-то сказать, задержи язык за зубами. У нас язык за двумя преградами находится: за зубами и губами... Поэтому терпение и труд все перетрут.
– Когда читаешь истории о новомучениках Российских, удивляешься тому, что они могли быть счастливы в заключении и ощущали там себя ближе к Богу, чем когда были на свободе. Я читала стихи Александра Солодовникова, Татьяны Гримблит, написанные незадолго до того, как ее расстреляли. Какие удивительно светлые, я бы сказала, счастливые стихи! Достоевский на каторге вдруг почувствовал себя более свободным и счастливым, чем когда был на свободе…
– Друзья писали ему: «Федор, ты несчастный человек: каторга, вши, холод, голод». Достоевский же отвечал, что только на каторге себя и Бога понял. И понял, что сколько человеку в жизни надо счастья, столько ему надо и несчастья, потому что он и счастья-то своего не поймет.
– И он читал на каторге только Евангелие, которое ему подарила жена декабриста Фонвизина.
– Евангелие ему передали Фонвизина и Анненкова, их двое было.
– Он читал Евангелие, делал пометки, все это сохранилось.
– Это Евангелие сейчас хранится в Российской государственной библиотеке. С него сделали факсимильное издание. У меня есть один экземпляр этого издания, мне его подарил отец Федор Конюхов. Специалисты насчитали более тысячи пометок, сделанных Достоевским в Евангелии. Он даже одного татарина научил читать Евангелие.
Достоевский писал брату Михаилу: «Когда я переступил порог казармы, думал, что и трех дней не проживу…» Кстати, Лев Николаевич Толстой сказал, что если бы Достоевский не написал ничего, кроме «Записок из Мертвого дома» (а это автобиографическое произведение о времени, проведенном на каторге), он уже был бы великим писателем. А Федор Михайлович кроме этого еще много чего написал. Вот так Достоевский описал страдания человека. Он писал брату, что человек – существо привыкающее.
Если впереди вера, благословение (а не проклятие!) жизни, свет и надежда, тогда ко всему можно привыкнуть, и ад можно превратить в рай. Достоевский говорит, что на любом месте можно поставить себя с достоинством.
Аристотель говорил, что самое главное – в любой ситуации оставаться человеком. Так вот, Достоевский на каторге оставался человеком. Мало того, он еще и вокруг себя создавал эту атмосферу человечности, насколько это было возможно.
Есть люди, которые ищут красивые места, а есть люди, которые создают красивые места и не просто терпят, а терпение превращают в творческое терпение.
Я читаю письма отца Иоанна (Крестьянкина), с которым имел честь беседовать лично. Я и книгу о нем написал, она называется «Всероссийский духовник». Так вот, читал письма – и был потрясен. Когда он находился в заключении, спустя год или два ему выделили какую-то маленькую комнатку, где хранились лопаты, грабли, что-то подобное. Она была два на два метра. И он пишет: «Это для меня был кусочек свободы и кусочек рая». Он пишет в письме, чтобы ему прислали цветные карандаши и цветную бумагу. Для чего? Оказывается, он хотел в этой хибарке к Новому году поставить елку, а из бумаги сделать игрушки-украшения. Где? В заключении. И когда к нему приходили уголовники, они оказывались как бы в домашней обстановке. Это фантастика: в тюрьме думать о том, как благоустроить свою жизнь.
Зимой он просил прислать ему семена цветов: анютины глазки и календулу (ноготки). И перед этой хибаркой была сделана рабатка, шириной 50 сантиметров, длиной 2 метра, где росли цветы. Проходило мимо начальство – и видело кусочек рая.
– Есть очень хороший спектакль, мне он очень нравится, идет в театре Юрия Грымова «Модерн». Спектакль называется «Цветы нам не нужны». Там рассказывается о десяти фашистских преступниках, которых осудили на длительные годы заключения, вплоть до пожизненного. Они содержались в особой тюрьме, и в какое-то время им разрешили завести огород. Они решили посадить овощи, вишню, черешню. Охранник их спрашивает: «А что же вы цветы не посадите?» Они говорят: «Нет, цветы нам не нужны, они ничего не приносят. Вот мы посадим кабачок – и съедим его». Вот такое мышление у нацистских преступников…
– Мышление животного. Поэтому какая моя мысль? Есть вещи, которые мы не можем изменить. Допустим, у человека сахарный диабет, давление, порок сердца. Можно только поддерживать здоровье. Или, например, вы живете в хрущевке (как мы с мамой жили) и нет возможности улучшить жилплощадь. Но можно же что-то улучшить в подъезде (начинать, конечно, надо с собственной квартиры), не дожидаясь, что кто-то что-то сделает.
– Я, как все коренные москвичи, родилась в коммуналке. Мы жили на первом этаже. Одно окно у нас выходило во двор. Мой покойный отец разбил палисадник перед нашим окном. Глядя на него, все стали разбивать палисадники. Там росла сирень, анютины глазки, золотые шары красивые. Центр Москвы. Проходили люди – а тут такая благодать, такая радость... Люди сами разбивали палисадники и украшали жизнь в своем жилище цветами.
– В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21, 19). Если у тебя какие-то стесненные обстоятельства, подумай, какая из этого может быть польза. К примеру, отключился телевизор, нет электричества. Начни читать книгу. Что-то допиши, доделай. Не надо чего-то дожидаться, используй эти условия и сделай маленький рай своими руками.
От нетерпения вся беда. Однажды были в Печорах, там какой-то образовательный центр и на стендах – высказывания древних философов. Одно мне запомнилось: «Самое большое несчастье – не уметь переносить несчастье». Из-за чего? Из-за нетерпения. Да, у тебя несчастье, тяжелая ситуация, но у Бога пользы больше, чем наказания. И маленькой бедой Бог избавляет нас от большей. Только не дергайся с корабля, особенно с корабля Церкви, этот корабль потихонечку дойдет до своей пристани. Кто-то из мудрых людей сказал: Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем обещал тихую пристань...
Поэтому терпеливость, долготерпение – визитная карточка, лицо христианина и христианки. Кто-то из наблюдательных людей заметил, что русская женщина терпит, терпит, терпит, а когда терпение лопается, она начинает терпеть сначала.
– Четверостишие процитирую:
Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони – всё скачут и скачут.
А избы – горят и горят.
Это переложение знаменитого стихотворения Некрасова.
– Поэтому терпение и долготерпение. Кстати, если терпение лопнуло, надо надуть его опять. Но если лопнуло терпение, на самом деле это было не терпение, а амбиции и пустые фантазии. Поэтому у Бога надо просить мудрого взгляда на жизнь, на родных и близких. То, что мы не можем исправить, мы должны пережить.
Был один анекдот. Батюшка говорил, говорил про терпение, долготерпение, а тетеньке одной все было неудовлетворительно. Она пошла к психологу. Потом батюшка спрашивает: «Ну что, помог?» Она говорит: «Помог». – «И что же он сказал?» Он сказал: «То, что мы не можем изменить, мы должны пережить. Что же Вы мне, батюшка, сразу об этом не сказали? Мне так стало ясно и понятно…»
То есть бесплатное не ценится, а заплатишь две тысячи рублей за психолога – будешь ловить каждое слово. Батюшка говорил то же самое.
Кстати, если у вас нет священника, то у вас будет психиатр, а если у вас есть священник, то вам никакой психиатр не понадобится.
– К сожалению, нет фильмов, как были когда-то, о хорошей, светлой, чистой любви и долготерпении. Сейчас примеры такие: в семье муж что-то сказал, жена ответила, обозвала мужа по-всякому – и удовлетворенная пошла на работу. К сожалению, сейчас все фильмы строятся в этом направлении, насаждается вот такое восприятие семьи.
– Приведу личный пример. До 17 лет я был неверующий. Помню, решаю задачу, перебираю один вариант, другой и начинаю раздражаться, что не могу найти правильный ответ. В конце концов я рву листок и бросаю его в угол. Спрашивается: решилась таким образом задача? Не решилась. Что толку от этого? Никакого.
Поэтому я всегда говорю: решайте задачу, только не рвите листы. Ты все равно будешь обязан эту задачу решить. Какую задачу? Семейную. Порвать – это не решить, это загнать ситуацию в угол. Поэтому надо просить у Бога мудрости и терпения.
Однажды выходил из одной кельи монастыря и увидел распечатанный лист формата А4 со словами: «Господи, дай мне силы изменить в моей жизни то, что я должен изменить; дай мне терпение перенести то, что я изменить не могу, и дай мне мудрость отличить первое от второго».
Когда можешь что-то изменить, должен изменить. Одна прихожанка прибежала в храм: «Батюшка, у меня дома трубу прорвало. Какой акафист читать?» Я говорю: «Беги обратно домой, акафист сантехнику читай. Звони в ЖЭУ и 112»...
– В заключение хочется сказать: может быть, многие думают, что канал существует на какие-то другие деньги. Нет. Каких-то особых благодетелей у телеканала нет. И очень многие работают здесь во славу Божию, сами помогают каналу. Наши священники уже несколько десятилетий в прямом смысле слова выходят в эфир безвозмездно, многие не получают никакого вспомоществования, таким образом внося свою лепту в телеканал «Союз». Так что, пожалуйста, помогите. Сейчас очень тяжело, летнее время, а каналу надо существовать, иначе мы с вами рискуем увидеть темный квадратик вместо нашего канала.
– Сеющий щедро и пожнет щедро, а сеющий скупо и пожнет скупо. Это наше будущее, дети, наша страна, Церковь, наше просвещение, образование, наша духовность. Достоевский однажды сказал: «Пушкин – это наше всё». А мы позволим себе сказать, что «Союз» – это наше всё.
– Это действительно так. Так что, друзья, обращаемся к вам с почтительной просьбой – не забывать помогать телеканалу, который действительно является народным православным каналом и существует исключительно на ваши пожертвования.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Детям о Заповедях блаженства
Божественная литургия 19 февраля 2025 года
У книжной полки. Начало спасения — страх Божий
ВОЗЛЮБИВШИЕ МУЧЕНИКОВ. Народное почитание. Чистая душевность
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: противодействие неоязыческой угрозе
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!