Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

27 июля 2024 г.

Сегодня отец Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Очень интересный вопрос, который мне весьма понравился: где граница юмора для православных христиан?

– В свое время преподобный Серафим Саровский сказал: «Веселость – не грех, она прогоняет уныние». Он приходил на клирос и видел уставшую братию. Потому что одно из самых тяжелых послушаний – богослужение и клиросный труд, труд певчих. Чаще всего такой талант имеют процентов тридцать из всего количества братии, и получается, что всё на них. Готовить, стирать, убирать, сажать, строить, сторожить могут многие, а петь умеют далеко не все. Так вот, Серафим Саровский, видя уставшую братию, поддерживал их, и у них появлялись и усердие, и внимание, а усталость проходила. Серафим Саровский пользовался этим для пользы братии.

Старец Амвросий Оптинский говорил: «От ласки у людей бывают другие глазки». Он тоже в шутливой форме передавал наставления, которые заходили как вода в сухую почву. Например, он говорил: «Сестра Минодора, держись среднего тона! Возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко. А ты, Минодора, держись среднего тона».

Где граница? Юмор не должен касаться личностей, переходить в насмешки над каким-то человеком. Это может быть какая-то абстрактная веселая история или какой-то христианский православный анекдот, который не касается конкретной личности, находящейся рядом. Тем более стоит обходить юмор на церковные темы, когда он граничит с кощунством. Надо всё фильтровать, потому что много чего сочиняется людьми, далекими от веры.

Вспомнился сейчас один из анекдотов:

– Слушай, а что это у тебя муж под кроватью сидит?

– А он у нас в доме хозяин – где хочет, там и сидит.

Кстати, из этого анекдота можно вывести назидательную мысль. Старец Паисий сказал: когда женщина пытается в семье встать на место мужа, она этим оскорбляет Бога, потому что место жены – за мужем. Мужчине присвоен знак единицы, женщине – нуля. Когда жена стоит за мужем, оценка семьи – 10. А когда хитростью и уловками жена становится впереди мужа во всех семейных вопросах, тогда оценка семьи 01, а это в сто раз меньше, чем 10. Поэтому, если жена хочет, чтобы исполнилось желание, – только совет, согласие, уговоры, но никак не ультиматумы.

Вспоминается одно средневековое четверостишие:

Добро и ласку обнаружа,

Вы переделаете мужа.

Юмор, конечно же, разгоняет уныние. Но когда мы собираемся какой-то компанией, не дай Бог скатиться в сплетни и осуждения, а вот добрые, светлые, с юмором истории должны быть наготове. Потому что в компании надо быть не ведомым, а ведущим, особенно если вокруг люди полуцерковные; не надо быть в их облаке, они должны находиться в нашем облаке.

Вспомнилась одна история. Старцу надо было добраться до Александрии (в Египте). Надо было как-то запрыгнуть на осла. Он разбежался, но сил не хватило – и он ударился ослу в бок. Тогда взмолился: «Все святые, молите Бога обо мне». Разогнался и так прыгнул, что через осла перелетел. Встал, отряхнулся и сказал: «Все святые, помогайте, но не все сразу-то».

– Батюшка, Вы вообще отличаетесь очень хорошим и добрым юмором. Мне кажется, это просто замечательное качество. Я очень люблю Ваши проповеди. Иногда их пересылают, иногда я имею счастливую возможность быть на службе, где Вы проповедуете. Ваши проповеди всегда очень оптимистичны. Я вижу, как у людей лица светлеют. Потому что хочется пребывать не только в унынии, но и в радости...

Следующий вопрос: «С детства ездил с отцом на Афон и в последнее время начал замечать, что Бога ощущаю только там. А когда захожу в наши храмы, не чувствую там ничего, все обыденно. Нормально ли это?»

– Открываем Священное Писание и читаем слова Господа: Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8). И не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Самарянка говорила Христу: отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. И Христос ей сказал: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 23).

Я расскажу секрет, почему на Афоне особое присутствие благодати Божией. Скажу простую причину. В 3–4 часа утра начинается богослужение на Афоне (где то – в 3, где-то – в 4). Паломники не привыкли к такому подвигу. Их будит гостиничный и приглашает на богослужение. Они приходят, спят в стасидиях, борются с собой. Богослужение идет в среднем 3–4 часа, примерно в 8 утра заканчивается. И потом у людей наступает такое состояние, о котором говорил кто-то из наших святых отцов, – обвеселение. Исаак Сирин говорит, что если положить ночные труды монаха и его дневные труды, то ночные предстояния в молитвах перевесят все дневные труды. И вот за этот подвиг, за эти маленькие понуждения Бог дает огромную радость и благодать. Человек, который испытал это на Афоне, потом тоскует по этой радости. А здесь человек спит до девяти часов утра, перед этим до ночи смотрит телевизор, потом приходит на позднюю литургию, ища той радости, которую когда-то вкусил и испытал.

Афон – это особая духовная радость. Те, кто побывал на Афоне, испытывают ностальгию по тому труду и по той благодати за труд. У нас таких всенощных бдений нет. Они есть на Рождество и на Пасху, и многие вкушают это обвеселение, духовную радость за свой труд. Потому что ночные службы – это очень сложно, очень тяжело. Человек это состояние в духовной памяти потом держит и помнит, а здесь, в повседневной жизни, этого не находит.

Старец Силуан говорил так: петух ничего не знает, кроме своего двора, своего курятника, а орел с высоты видит большие пространства, города. Так и человек, побывавший на Афоне: он видел целый город, а в своем дворе этого не находит.

– Как можно не ощущать благодать в наших православных храмах? Ведь мы причащаемся – это же такая благодать!..

– Конечно. Все зависит от человека, его труда… Обязательно надо потрудиться. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Благодать, конечно, дается не столько за труд, сколько за смирение. Везде можно Господа найти. В Писании сказано: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша (Пс. 68, 33).

– Вопрос: «Как жертвовать в храме, если нет денег?»

– Старцу Амвросию однажды задали такой прямой вопрос, и он ответил: «Сказано: жертва хвалы прославит Меня» (см. Пс. 49, 23). Жертва Богу – это и твое богослужение, и твои добрые дела ради Бога. Если нет трудовой копейки, прими участие в жизни храма, в трудах социального служения Церкви, делах милосердия. Например, какой-то ремонт в храме, субботник – всегда нужны рабочие руки. Или висит объявление в храме: дорогие братья и сестры, летняя пора, сажаем цветы. Или субботник к празднику Пасхи, дню Святой Троицы. Своими руками что-то для церкви сделай; руки есть – можно что-то сделать.

С другой стороны, старец Амвросий переводит это в духовный план. Жертва хвалы прославит Меня. То есть прославляй Бога жизнью и своей молитвой – вот это и будет настоящая жертва для Бога. Надо жить по-христиански, а не так, как все в мире живут. Жизнь по-христиански – это самая главная наша жертва.

Следующий вопрос чисто семейный: «Мои родители постоянно выказывают свое недовольство по поводу нашей с мужем жизни и наших решений. Родители привыкли все контролировать. Как быть в такой ситуации?»

– Дело в том, что родители в данной ситуации могут только давать совет, но не лезть. Для жены дороже по жизни должен быть муж, а для мужа – жена. Муж и жена – две половинки одного целого. Поэтому жизнь, настрой, желания, общая воля с мужем – на первом месте, совет родителей – на втором. Можно (и лучше) к советам родителей прислушаться, но можно не прислушиваться, если это противоречит вашему общему с мужем решению, общему настрою, общему делу, общему знаменателю, к которому вы пришли. Поэтому пусть немножко обидится мама или папа, чем муж. Жене надо стоять горой за мужа, а мужу – за жену.

У Достоевского есть потрясающая фраза: родной матери не скажи, что творится у вас в семье... И самое главное – все должно строиться на уважении. А если сказал что-то против мужа или против жены, какое же здесь уважение? Мало того, нельзя судить чужую жизнь. У всех всегда по-своему. Мать хочет видеть в зяте проекцию своего мужа. Дочка ищет в своем муже, какой был отец. Но отец – одно, а муж – другое. Нельзя проецировать своего отца на мужа. И мать не может проецировать образ своей семьи, свои отношения с мужем на отношения дочери. Конечно, хочется, чтобы то, что было положительно в твоей семье, было и там, но может быть только добрый, светлый и ненавязчивый совет. Не надо показывать негатива, если у них другое правило в жизни или другой образ жизни.

Например, родители рано вставали, рано ложились и многое успевали сделать. А дети оба ночью что-то делают, потом спят. Хотя это вредно, надо жить по солнцу: раньше вставать и раньше ложиться. Есть такая поговорка: кто рано встает, тому Бог подает. Но если у тебя такое устроение, нельзя требовать от других того же. Старец Нектарий говорил: «Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы».

Поэтому родителям лучше молиться, издалека наблюдать и по-доброму советовать. И никогда нельзя критиковать зятя. Дочь сама разберется; у нее, может быть, тоже есть свой взгляд на недостатки. Но когда еще мама «по любви» (в кавычках) подливает масла в огонь, стать одним целым очень сложно. Зато надорвать и разорвать злой язык сможет.

– Злые языки страшнее пистолета.

– В Писании сказано: «Многие пали от острия меча, но еще больше тех, что пали от острия языка» (см. Сир. 28, 21). Поэтому оставьте на волю Божию своих детей. А к родителям мы прислушиваемся, но поступаем так, как решили в семье.

– Вопрос: «Подали с мужем документы на развод по моей инициативе. Чувствую, что это был правильный выбор, но почему-то на душе больно. Как так?»

– Душа – создание Божие. Есть выражение: кошки на душе скребут. Это как раз тот самый голос совести. Ум говорит одно, а совесть подсказывает другое.

Например, у нас 32 зуба. Когда вдруг по каким-то обстоятельствам нам говорят, что придется зуб удалять, мы начинаем сомневаться, искать другого стоматолога, который попытается зуб спасти, хотя у нас их 32. Или, например, если палец или ноготь загноился, никто не предлагает сразу палец ампутировать; будут лечить. А чуть-чуть отношения пошли не так – мы сразу режем. Как будто легче станет. Нет, это большая беда. Надо строить отношения один раз и на всю жизнь. И пытаться сделать все возможное, чтобы отношения спасти. Тем более она пишет, что развод по ее инициативе.

Развод возможен только в случае, если это угрожает жизни твоей или детей. Или есть диагноз, который несовместим дальше с семейной жизнью (психическая болезнь какая-то). А так, у каждого свои недостатки. Апостол Павел говорит: друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Опытные люди говорят, что в семейной жизни тяжело первые 15 лет, а потом ничего.

– Следующий вопрос: «Как бороться с агрессией коллег по работе? Все сказанное мною переворачивается и доносится руководителю. Как работать с такими людьми, не потеряв любовь к ближним?»

– Хотя бы не злиться, не мстить и не становиться таким же. Но, к сожалению, должен сказать, что то, что говорят о нас люди, на 70% правда. На ровном месте такого не бывает. Значит, надо обратить на себя внимание: значит, есть какая-то нелюдимость, вычурность, эпатаж, эгоизм. Начать с этого.

Во-вторых, если дело касается веры, то лучше промолчать. Молчание – золото. Есть три безобидных темы для разговора (правило трех «п»): погода, политика, птички. Надо общаться...

– Англичане всегда говорят о погоде. Беспроигрышный вариант.

– Когда человек на работе молчит, это подозрительно. Даже если ты верующий человек, а коллектив неверующий, все равно надо уметь поддержать разговор, чтобы не быть белой вороной. Апостол Павел говорит: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13, 16). Что значит «жертвами»? Потому что разговор ерундовый, пустой, и жалко тратить на это время. Но ты должен время потратить, потому что находишься в коллективе, это твоя работа, твои коллеги. Пусть они увидят в тебе доброго, рассудительного, порядочного человека. Пройдет время – и они что-то спросят о вере. Например, спросят: «А ты была в Дивеево?» – «Да, была». – «А я так в Дивеево хочу съездить!» Другая скажет: «А я в Оптину пустынь хотела…»

Ты просто сопроводишь человека – а его коснется благодать. И он будет благодарен, что ты составила ему добрую, светлую компанию. Лишь бы люди знали, что ты человек Церкви и к тебе в нужную минуту можно обратиться. А дальше Господь все устроит. Поэтому надо искать мира, общительности и простой человечности.

– Батюшка, благодарю сердечно за Ваши очень интересные ответы. Всегда получаю колоссальное удовольствие от общения с Вами. Спасибо, что Вы уже столько лет с нами!..

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 21 сентября: 03:00
  • Суббота, 21 сентября: 13:00
  • Среда, 25 сентября: 10:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 26 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть

  • 24 сентября 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ

  • 23 сентября 2024 г. «У книжной полки» (Екатеринбург)

    У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский

  • 20 сентября 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 сентября 2024 года

  • 20 сентября 2024 г. Прочее

    Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове

Вопросы и ответы

X