– Очень интересный вопрос, который мне весьма понравился: где граница юмора для православных христиан?
– В свое время преподобный Серафим Саровский сказал: «Веселость – не грех, она прогоняет уныние». Он приходил на клирос и видел уставшую братию. Потому что одно из самых тяжелых послушаний – богослужение и клиросный труд, труд певчих. Чаще всего такой талант имеют процентов тридцать из всего количества братии, и получается, что всё на них. Готовить, стирать, убирать, сажать, строить, сторожить могут многие, а петь умеют далеко не все. Так вот, Серафим Саровский, видя уставшую братию, поддерживал их, и у них появлялись и усердие, и внимание, а усталость проходила. Серафим Саровский пользовался этим для пользы братии.
Старец Амвросий Оптинский говорил: «От ласки у людей бывают другие глазки». Он тоже в шутливой форме передавал наставления, которые заходили как вода в сухую почву. Например, он говорил: «Сестра Минодора, держись среднего тона! Возьмешь высоко – будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко. А ты, Минодора, держись среднего тона».
Где граница? Юмор не должен касаться личностей, переходить в насмешки над каким-то человеком. Это может быть какая-то абстрактная веселая история или какой-то христианский православный анекдот, который не касается конкретной личности, находящейся рядом. Тем более стоит обходить юмор на церковные темы, когда он граничит с кощунством. Надо всё фильтровать, потому что много чего сочиняется людьми, далекими от веры.
Вспомнился сейчас один из анекдотов:
– Слушай, а что это у тебя муж под кроватью сидит?
– А он у нас в доме хозяин – где хочет, там и сидит.
Кстати, из этого анекдота можно вывести назидательную мысль. Старец Паисий сказал: когда женщина пытается в семье встать на место мужа, она этим оскорбляет Бога, потому что место жены – за мужем. Мужчине присвоен знак единицы, женщине – нуля. Когда жена стоит за мужем, оценка семьи – 10. А когда хитростью и уловками жена становится впереди мужа во всех семейных вопросах, тогда оценка семьи 01, а это в сто раз меньше, чем 10. Поэтому, если жена хочет, чтобы исполнилось желание, – только совет, согласие, уговоры, но никак не ультиматумы.
Вспоминается одно средневековое четверостишие:
Добро и ласку обнаружа,
Вы переделаете мужа.
Юмор, конечно же, разгоняет уныние. Но когда мы собираемся какой-то компанией, не дай Бог скатиться в сплетни и осуждения, а вот добрые, светлые, с юмором истории должны быть наготове. Потому что в компании надо быть не ведомым, а ведущим, особенно если вокруг люди полуцерковные; не надо быть в их облаке, они должны находиться в нашем облаке.
Вспомнилась одна история. Старцу надо было добраться до Александрии (в Египте). Надо было как-то запрыгнуть на осла. Он разбежался, но сил не хватило – и он ударился ослу в бок. Тогда взмолился: «Все святые, молите Бога обо мне». Разогнался и так прыгнул, что через осла перелетел. Встал, отряхнулся и сказал: «Все святые, помогайте, но не все сразу-то».
– Батюшка, Вы вообще отличаетесь очень хорошим и добрым юмором. Мне кажется, это просто замечательное качество. Я очень люблю Ваши проповеди. Иногда их пересылают, иногда я имею счастливую возможность быть на службе, где Вы проповедуете. Ваши проповеди всегда очень оптимистичны. Я вижу, как у людей лица светлеют. Потому что хочется пребывать не только в унынии, но и в радости...
Следующий вопрос: «С детства ездил с отцом на Афон и в последнее время начал замечать, что Бога ощущаю только там. А когда захожу в наши храмы, не чувствую там ничего, все обыденно. Нормально ли это?»
– Открываем Священное Писание и читаем слова Господа: Дух дышит, где хочет (Ин. 3, 8). И не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Самарянка говорила Христу: отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. И Христос ей сказал: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4, 23).
Я расскажу секрет, почему на Афоне особое присутствие благодати Божией. Скажу простую причину. В 3–4 часа утра начинается богослужение на Афоне (где то – в 3, где-то – в 4). Паломники не привыкли к такому подвигу. Их будит гостиничный и приглашает на богослужение. Они приходят, спят в стасидиях, борются с собой. Богослужение идет в среднем 3–4 часа, примерно в 8 утра заканчивается. И потом у людей наступает такое состояние, о котором говорил кто-то из наших святых отцов, – обвеселение. Исаак Сирин говорит, что если положить ночные труды монаха и его дневные труды, то ночные предстояния в молитвах перевесят все дневные труды. И вот за этот подвиг, за эти маленькие понуждения Бог дает огромную радость и благодать. Человек, который испытал это на Афоне, потом тоскует по этой радости. А здесь человек спит до девяти часов утра, перед этим до ночи смотрит телевизор, потом приходит на позднюю литургию, ища той радости, которую когда-то вкусил и испытал.
Афон – это особая духовная радость. Те, кто побывал на Афоне, испытывают ностальгию по тому труду и по той благодати за труд. У нас таких всенощных бдений нет. Они есть на Рождество и на Пасху, и многие вкушают это обвеселение, духовную радость за свой труд. Потому что ночные службы – это очень сложно, очень тяжело. Человек это состояние в духовной памяти потом держит и помнит, а здесь, в повседневной жизни, этого не находит.
Старец Силуан говорил так: петух ничего не знает, кроме своего двора, своего курятника, а орел с высоты видит большие пространства, города. Так и человек, побывавший на Афоне: он видел целый город, а в своем дворе этого не находит.
– Как можно не ощущать благодать в наших православных храмах? Ведь мы причащаемся – это же такая благодать!..
– Конечно. Все зависит от человека, его труда… Обязательно надо потрудиться. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Благодать, конечно, дается не столько за труд, сколько за смирение. Везде можно Господа найти. В Писании сказано: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша (Пс. 68, 33).
– Вопрос: «Как жертвовать в храме, если нет денег?»
– Старцу Амвросию однажды задали такой прямой вопрос, и он ответил: «Сказано: жертва хвалы прославит Меня» (см. Пс. 49, 23). Жертва Богу – это и твое богослужение, и твои добрые дела ради Бога. Если нет трудовой копейки, прими участие в жизни храма, в трудах социального служения Церкви, делах милосердия. Например, какой-то ремонт в храме, субботник – всегда нужны рабочие руки. Или висит объявление в храме: дорогие братья и сестры, летняя пора, сажаем цветы. Или субботник к празднику Пасхи, дню Святой Троицы. Своими руками что-то для церкви сделай; руки есть – можно что-то сделать.
С другой стороны, старец Амвросий переводит это в духовный план. Жертва хвалы прославит Меня. То есть прославляй Бога жизнью и своей молитвой – вот это и будет настоящая жертва для Бога. Надо жить по-христиански, а не так, как все в мире живут. Жизнь по-христиански – это самая главная наша жертва.
– Следующий вопрос чисто семейный: «Мои родители постоянно выказывают свое недовольство по поводу нашей с мужем жизни и наших решений. Родители привыкли все контролировать. Как быть в такой ситуации?»
– Дело в том, что родители в данной ситуации могут только давать совет, но не лезть. Для жены дороже по жизни должен быть муж, а для мужа – жена. Муж и жена – две половинки одного целого. Поэтому жизнь, настрой, желания, общая воля с мужем – на первом месте, совет родителей – на втором. Можно (и лучше) к советам родителей прислушаться, но можно не прислушиваться, если это противоречит вашему общему с мужем решению, общему настрою, общему делу, общему знаменателю, к которому вы пришли. Поэтому пусть немножко обидится мама или папа, чем муж. Жене надо стоять горой за мужа, а мужу – за жену.
У Достоевского есть потрясающая фраза: родной матери не скажи, что творится у вас в семье... И самое главное – все должно строиться на уважении. А если сказал что-то против мужа или против жены, какое же здесь уважение? Мало того, нельзя судить чужую жизнь. У всех всегда по-своему. Мать хочет видеть в зяте проекцию своего мужа. Дочка ищет в своем муже, какой был отец. Но отец – одно, а муж – другое. Нельзя проецировать своего отца на мужа. И мать не может проецировать образ своей семьи, свои отношения с мужем на отношения дочери. Конечно, хочется, чтобы то, что было положительно в твоей семье, было и там, но может быть только добрый, светлый и ненавязчивый совет. Не надо показывать негатива, если у них другое правило в жизни или другой образ жизни.
Например, родители рано вставали, рано ложились и многое успевали сделать. А дети оба ночью что-то делают, потом спят. Хотя это вредно, надо жить по солнцу: раньше вставать и раньше ложиться. Есть такая поговорка: кто рано встает, тому Бог подает. Но если у тебя такое устроение, нельзя требовать от других того же. Старец Нектарий говорил: «Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы».
Поэтому родителям лучше молиться, издалека наблюдать и по-доброму советовать. И никогда нельзя критиковать зятя. Дочь сама разберется; у нее, может быть, тоже есть свой взгляд на недостатки. Но когда еще мама «по любви» (в кавычках) подливает масла в огонь, стать одним целым очень сложно. Зато надорвать и разорвать злой язык сможет.
– Злые языки страшнее пистолета.
– В Писании сказано: «Многие пали от острия меча, но еще больше тех, что пали от острия языка» (см. Сир. 28, 21). Поэтому оставьте на волю Божию своих детей. А к родителям мы прислушиваемся, но поступаем так, как решили в семье.
– Вопрос: «Подали с мужем документы на развод по моей инициативе. Чувствую, что это был правильный выбор, но почему-то на душе больно. Как так?»
– Душа – создание Божие. Есть выражение: кошки на душе скребут. Это как раз тот самый голос совести. Ум говорит одно, а совесть подсказывает другое.
Например, у нас 32 зуба. Когда вдруг по каким-то обстоятельствам нам говорят, что придется зуб удалять, мы начинаем сомневаться, искать другого стоматолога, который попытается зуб спасти, хотя у нас их 32. Или, например, если палец или ноготь загноился, никто не предлагает сразу палец ампутировать; будут лечить. А чуть-чуть отношения пошли не так – мы сразу режем. Как будто легче станет. Нет, это большая беда. Надо строить отношения один раз и на всю жизнь. И пытаться сделать все возможное, чтобы отношения спасти. Тем более она пишет, что развод по ее инициативе.
Развод возможен только в случае, если это угрожает жизни твоей или детей. Или есть диагноз, который несовместим дальше с семейной жизнью (психическая болезнь какая-то). А так, у каждого свои недостатки. Апостол Павел говорит: друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Опытные люди говорят, что в семейной жизни тяжело первые 15 лет, а потом ничего.
– Следующий вопрос: «Как бороться с агрессией коллег по работе? Все сказанное мною переворачивается и доносится руководителю. Как работать с такими людьми, не потеряв любовь к ближним?»
– Хотя бы не злиться, не мстить и не становиться таким же. Но, к сожалению, должен сказать, что то, что говорят о нас люди, на 70% правда. На ровном месте такого не бывает. Значит, надо обратить на себя внимание: значит, есть какая-то нелюдимость, вычурность, эпатаж, эгоизм. Начать с этого.
Во-вторых, если дело касается веры, то лучше промолчать. Молчание – золото. Есть три безобидных темы для разговора (правило трех «п»): погода, политика, птички. Надо общаться...
– Англичане всегда говорят о погоде. Беспроигрышный вариант.
– Когда человек на работе молчит, это подозрительно. Даже если ты верующий человек, а коллектив неверующий, все равно надо уметь поддержать разговор, чтобы не быть белой вороной. Апостол Павел говорит: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковыми жертвами благоугождается Бог» (Евр. 13, 16). Что значит «жертвами»? Потому что разговор ерундовый, пустой, и жалко тратить на это время. Но ты должен время потратить, потому что находишься в коллективе, это твоя работа, твои коллеги. Пусть они увидят в тебе доброго, рассудительного, порядочного человека. Пройдет время – и они что-то спросят о вере. Например, спросят: «А ты была в Дивеево?» – «Да, была». – «А я так в Дивеево хочу съездить!» Другая скажет: «А я в Оптину пустынь хотела…»
Ты просто сопроводишь человека – а его коснется благодать. И он будет благодарен, что ты составила ему добрую, светлую компанию. Лишь бы люди знали, что ты человек Церкви и к тебе в нужную минуту можно обратиться. А дальше Господь все устроит. Поэтому надо искать мира, общительности и простой человечности.
– Батюшка, благодарю сердечно за Ваши очень интересные ответы. Всегда получаю колоссальное удовольствие от общения с Вами. Спасибо, что Вы уже столько лет с нами!..
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Всенощное бдение 20 сентября 2024 года
Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!