Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

25 февраля 2023 г.

Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на вопросы наших зрителей.

– Вопрос: «Подскажите, как правильно на исповеди говорить о своих грехах, если их очень много?»

– Есть разная практика. Я служу в храмах, где много священников и много мирян. Чаще всего люди исповедуются в возможное для них время – в субботу и воскресенье. Получается, что все стекаются одновременно. Если вы хотите, чтобы священник уделил вам чуть больше времени, нужно договориться с батюшкой, подойти в другое время, например, в субботу утром или в пятницу вечером. Или предупредить священника, что вы не будете причащаться, что у вас исповедь требует больше времени, и после службы, когда будут исповеданы все причастники, священник уже не будет торопиться и сможет уделить вам время.

Например, когда мы записываемся на МРТ или КТ, мы знаем, что это исследование идет 20–40 минут; за 5–10 минут это не делается. Так и здесь: нужно подойти к батюшке и сказать, что вам требуется духовная томография. Батюшка все поймет и назначит вам персональное время. Если речь идет о повседневных грехах и у вас исповедь проходит периодически, раз в месяц, тогда можно исповедоваться в любое время. Когда возникают какие-то серьезные обстоятельства, все должно делаться с чувством, толком, расстановкой.

– А если человек напишет свои грехи на бумаге?

– Так делается. Когда будет договоренность с батюшкой по времени, тогда можно или своими словами все рассказать, или заранее написать на листочке. Когда мы приходим к врачу в поликлинику, ведь существует какая-то запись, какой-то порядок. Если человеку требуется скорая помощь, тогда врачи действуют мгновенно. Так и на исповедь можно подойти к священнику в любой момент, но если это не горит, тогда надо договориться о конкретном времени.

– Следующий вопрос очень длинный, постараюсь сформулировать его короче. Человек пишет, что ходит в храм, читает Евангелие, причащается, но никак не может найти свой храм, ходит по разным храмам. И потому не чувствует себя полноценным христианином. Он спрашивает, продолжать искать свой храм или пересилить себя, ходить в ближайший и начать участвовать в делах общины.

– Я расскажу о своем опыте. Я счастливый человек, потому что жил в окружении трех храмов: это храм Воскресения Христова в Сокольниках, храм Илии Пророка в Черкизово и храм Тихвинской иконы Божией Матери в Богородском. До любого из этих храмов можно было дойти пешком за 20 минут или доехать на трамвае. Когда я только пришел к вере, мне было абсолютно не важно, какой храм. Я не понимал богослужение, священники для меня были все одинаково святы, хор – одинаково громок, богослужение – одинаково непонятно, народу во всех храмах всегда огромное количество. Я воспринимал молитву и богослужение как беседу человека с Богом; в храме особое присутствие Божие и особая возможность для диалога. Я всегда проходил вперед, вставал перед иконами, чтобы ни на кого не отвлекаться. Я не смотрел по сторонам, кто как одет, есть ли знакомые, кричат ли дети. У меня был алгоритм молитвы святого Василия Великого: сначала благодарность Богу, потом исповедь, потом прошение. Сначала я благодарил Бога за все, что было, за большие и маленькие события, потом исповедовался, а потом уже были просьбы, от маленьких до больших. Не поверите, время пролетало абсолютно незаметно. Когда ты на самом деле молишься, время летит.

Что касается детей, Антония Сурожского однажды спросили, что делать, если дети мешают молиться. Он сказал: «Если бы вы по-настоящему молились, дети вам не мешали бы».

Со временем мне захотелось помогать храму. Я начал вникать в богослужение, и в храме пророка Илии мне впервые дали читать часы: сначала третий час, потом шестой, потом 50-й псалом. Потом, когда мне стало мало одного чтения, появилась возможность помогать в алтаре в храме Тихвинской иконы Божией Матери, и я стал алтарником. Это было по мере желания служить храму с наиболее полной отдачей. Так нашлось свое место.

Если ты по-настоящему молишься, то совершенно не имеет значения место, хор, священники. Все это, конечно, чрезвычайно важно, но не определяет твоей духовной жизни. Если ты научился молиться в храме, тогда любой храм будет для тебя родным домом.

Поэтому можно не тратить время на дорогу, ближайший храм может стать родным. Надо всегда думать не о том, чем храм может помочь мне, а чем я могу быть полезен храму. Есть русская пословица: где родился, там и пригодился. Нет ничего случайного в нашей жизни.

Конечно, можно ездить в центр Москвы в выдающиеся храмы, где служат выдающиеся священники. В самом начале моего воцерковления (это был 1980 год) было 42 храма на всю столицу. Прихожане старались посещать престольные праздники. Народ, архиерейская служба, иногда патриаршая служба, несколько хоров, на проповедь ставили великих проповедников. Это было целое событие. На чтение Канона Андрея Критского я ездил в Елоховский собор молиться вместе с патриархом Пименом, которого я застал.

Поэтому повседневная жизнь – в своем храме, на большие праздники можно ездить в другие храмы. Но вообще надо придерживаться принципа: где родился, там и пригодился.

– Помню свой первый храм, в который я пришла, тоже абсолютно ничего не понимая. Это храм святителя Николая Чудотворца на Троекуровском кладбище. Помню, был пост, февраль. Пола в храме не было, была щебенка, окна чем-то забиты. И было ужасно холодно. Я, конечно же, не понимала ничего, что происходило в храме, но мне было так хорошо! Благодать Божия привела меня в этот храм...

– Вспоминаются слова из Евангелия, они очень благодатны, укрепляют, вдохновляют: не мерою дает Бог Духа. Дух дышит, где хочет. При разговоре с Христом самарянка говорила: отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. И Господь говорит ей: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. В любом храме есть благодать Божия. А можно пустым в храм войти и пустым выйти.

– Следующий вопрос немножко странный: «Хочу сделать себе тату в виде распятия. Кто-то говорит, что нельзя; кто-то говорит, что нужно благословение священника. Решила с Вами посоветоваться».

– Никаких тату ни в виде распятия, ни в виде креста или иконы. Этим человек только уподобляется уголовникам. Сейчас это просто всемирная катастрофа: артисты, футболисты делают тату. Христианин не должен делать никаких тату, никаких наколок. У нас есть возможность носить на себе нательный крест. И никакого уродования своего тела и своей кожи быть не должно.

Однажды прочитал, что наколка – это повреждение целомудрия кожи. Человек свое тело коверкает даже под предлогом какой-то благовидности.

– Мы говорили в одной из передач, что копты делают татуировку креста...

– Это совсем другое, это исключение. Они на запястье делают татуировку креста. Если при каких-то обстоятельствах мусульмане сорвали с человека нательный крест, останется эта татуировка креста на запястье.

– Это свидетельство о глубочайшей вере. Это совсем другое.

– Это, наоборот, своего рода эпатаж: крест под одеждой никто не видит, наколка на запястье всем видна. Мне близкая знакомая рассказывала историю. Ей нужно было вылетать из Александрии, и она стала договариваться с таксистом, чтобы доехать до аэропорта. Подошла к одному таксисту и спросила цену, он сказал: 10 долларов. Она говорит: «Когда я сюда ехала, мне тоже сказали 10 долларов, а содрали 20». Тогда он показал ей крест на запястье и сказал: «Слово христианина». То есть не надо никакой полемики, слово он сдержит.

– Вопрос от молодого человека, подростка: «Списывание на экзамене – это грех?» Он пишет, что старается жить по заповедям Божиим, ходит в храм. Не хочется грешить.

– Однажды перед экзаменом девушка приходит к священнику и говорит: «Батюшка, я прочитала все, что нужно: акафист Сергию Радонежскому, святителю Николаю, Спасителю, Богородице перед иконой «Прибавление ума». Батюшка, что мне еще прочитать, чтобы сдать экзамен?» Он ей сказал: «Деточка, ты хоть билетики-то почитай».

Если человек добросовестно, насколько возможно, учил уроки, экзаменационные билеты, но вдруг так произошло, что не знает ответа на вопрос, в виде исключения списать можно, но только при условии, что добросовестно учил. Например, из сорока билетов тридцать выучил, а десять не смог...

– У меня так бывало: выучишь все билеты, кроме одного, и обязательно достанется тот, который не выучила. И приходилось фантазировать на экзамене.

– А мне всегда везло.

– Мне однажды очень помогла молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Прибавление ума». Это было очень давно. Моему сыну не давалась физика, он все время получал тройки. Я думала: что ж такое, по всем предметам хорошо, а физика не дается. И я очень усердно молилась перед этой иконой, просила Богородицу помочь. Ведь сын же учит. И не поверите, он получил пятерку за контрольную работу по физике.

– Это было разово?

– Он потом вдохновился физикой.

– В конце концов, нужна оценка или знания? Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: мы, христиане, всё должны делать на пятерку. Христианин должен быть отличным токарем, отличным поваром, отличным айтишником, отличным врачом, отличным шофером. То есть в своей специальности нужно совершенствоваться, проходить курсы. Христианин все должен делать на «отлично». Эта добросовестность потом приводит и к материальному достатку.

У старца Паисия есть выражение, которое я запомнил: когда человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это получает двойную благодать... Потому что это чуть-чуть свидетельствует о том, что ты сделал от души. Апостол Павел так и говорит: и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. Вот если бы все так относились к своему делу, все у нас было бы совсем по-другому.

Раньше мебель так мебель, фарфор так фарфор. И так далее. А сейчас предметы одноразового использования. Раньше всё делали от души. Часы передавали по наследству, пальто донашивали... А сейчас многое одноразового использования. Но мы не должны жить как однодневки, мы должны жить для вечности.

– Вопрос от молодой женщины. Она спрашивает, как ей ходить на литургию и участвовать в таинствах, если ее мучает токсикоз – она ждет ребеночка. На голодный желудок ей трудно выстоять даже четверть службы. А ходить на богослужение она хочет.

– Если она не причащается, то богослужение никак не связано с едой. Обычно мы завтракаем после службы, конечно, но если у нее токсикоз и она не причащается, то пусть подкрепится. Если говорить не только о ней, а о любом человеке в возрасте, например, можно позавтракать, если у человека какая-то немощь. В некоторых храмах поздняя литургия начинается в 10 часов утра, а заканчивается в 12 часов, и не всякий человек сможет голодать до этого времени.

Что касается Причастия, то правило остается неизменным – натощак. Таблеток это не касается. Если у человека сахарный диабет, давление, какие-то сердечные болезни, то принятая перед службой таблетка не является препятствием ко Святому Причащению.

– Может быть, ей можно просфорочку вкусить, если она хочет причаститься, но ей плохо от голода?

– Это сложный вопрос, его надо обсуждать с духовником. Вообще так не делается. В конце концов, можно батюшку и на дом приглашать пораньше.

– Вопрос: «Купила другой крестик. Куда деть старый?»

– Обычно крест не меняют и носят один постоянно. Но если вдруг отвалилась дужка, нужно купить новый, освятить, а тот крест, который носили, положить в божничку, но с ним не расставаться. Так просто кресты не меняют: сегодня поносила один, завтра понравился другой...

– Должны быть веские причины.

– Крест старый никуда не деваем, он хранится в святом углу.

– Некоторые приносят в храм.

– Не надо. Это личный крест, нужно держать его дома, в святом углу, не надо никуда отдавать.

– Батюшка, наша программа выходит перед началом Великого поста. Прошу Вас сказать какие-то добрые слова для подкрепления, напутствие на Великий пост...

– Василий Великий однажды сказал: мы не телоубийцы, мы страстоубийцы. Важно не то, что в тебя входит, а то, что из тебя выходит. Безусловно, мы соблюдаем пост и придерживаемся всех уставов Русской Православной Церкви. Епископ Игнатий однажды сказал, что пост – это не цель, а средство. Мы вспахиваем землю и должны засеять ее семенами. Какими? Семенами доброжелательности, милосердия, любви. Мы должны стать добрее, снисходительнее, молчаливее. Например, мы все психуем (особенно я), поэтому нужно постараться, чтобы пост стал лекарством от недостатков.

Но мало избавиться от недостатков. Сказано: уклонись от зла и сотвори благо. Поэтому подумай, кому и чем Великим постом ты можешь быть полезен: Русской Православной Церкви, родным и близким, раненым, людям, оказавшимся в беде. Потому что пост – время для добрых дел. Отцы называют пост весной души. Весной происходит завязь плодов. У всякого дерева должны быть плоды.

Поэтому всем желаю, братья и сестры, чтобы пост и сопровождался плодами, и завершился плодами. Желаю хотя бы маленького изменения к лучшему.

– Большое спасибо! До следующих встреч!

– Всех благ, здравия и спасения всем желаю от всей души!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 июня: 09:05
  • Суббота, 22 июня: 03:00
  • Суббота, 22 июня: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать