– Замечательные вопросы пришли в этот раз, мне очень нравятся. Первый вопрос: «Как правильно воспитывать троих сыновей, чтобы они были друзьями и опорой друг другу?» Мне кажется, сейчас мы очень мало задумываемся о том, чтобы внутри семьи были замечательные, хорошие отношения, чтобы все жили в дружбе, мире и гармонии.
– Многие родители жалуются. Я тоже знаю семью, где растут три мальчика, которым 5, 7 и 9 лет. И они уже что-то делят. Я помню, мы со старшим братом ничего не делили, все было тихо, спокойно. Большая разница, правда, между нами была – семь лет, поэтому я все время был в подчиненном положении. Никаких драк не было; когда разница в семь лет, особо не подерешься.
Начинается все с родителей. Апостол Павел говорит: кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Благо, еже жити братии вкупе (см. Пс. 132, 1). Поэтому дома родителям надо следить за тем, чтобы не было эгоизма; если что-то делаем, то вместе. Накрываем на стол вместе, каждый в меру своих возможностей. Если ребенку три года, он может блюдце пустое на стол принести или хлеб, который старший порезал.
Часто родители руководствуются поговоркой: хочешь сделать хорошо – сделай сам. И, получается, дети как бы в стороне. Спрашиваю у девочки, у которой день рождения, ей исполнилось 14 лет: «А ты что маме не помогаешь?» Она говорит: «Я помогаю». – «Каким образом?» – «Я маме не мешаю». Вот такая интересная логика.
Поэтому, конечно, важна жизнь вне квартиры: какие-то поездки, паломничества, совместные труды. Когда нет Интернета, начинается общая беседа, рассказы, игра, то есть дети начинают искать самодостаточности внутри семьи, а не на стороне.
– Вы рассказывали, что у Достоевских было принято один час проводить за совместным чтением. Это же тоже сближает.
– Это идеально. С восьми до девяти вечера ежедневно сначала его родители читали детям, а потом Достоевский читал уже своим детям. Потом, естественно, было обсуждение. Это в идеале. Хорошо, когда люди умеют находить сами для себя занятость и время. Кто-то сказал, что сейчас огромная проблема в том, что человек не знает, что делать со свободным временем. Человек не может побыть один; если появляется свободное время, ему надо выйти в мир или уткнуться в телефон, а там – переписка или новости. Какое-то клиповое мышление. Человек не может себя занять, все время в телефоне. А тогда уже никто и не нужен.
Надо выбирать время и создавать условия для совместного общения, игры. Вы правильно сказали про чтение. Но кто сейчас читает книги? Родители сами ничего не читают. А потом удивляемся. Но если ты ничего не посеял, что пожнешь? Если ты ничего не вложил в ребенка, что получишь?
Воспитание и образование – это чрезвычайно важно. Я все время говорю, что в огороде лопух, борщевик и крапива растут сами, а чтобы выросли картошка, клубника, огурцы с помидорами, за ними надо постоянно ухаживать. Если не будешь воспитывать, получишь дикий лопух, а не сына.
– Вспоминаю нашу древнюю историю, в частности замечательное завещание великой княгини Владимирской Марии Ясыни. Ясыня – это ее прозвище, некоторые историки полагают, что она была осетинкой. Ясы – это предки осетин. Так вот, Мария Ясыня была матерью 12 детей, за что ее мужа прозвали Всеволод Большое Гнездо. Когда она умирала, оставила завещание своим детям, что, кстати, большая редкость. В истории сохранилось, мне кажется, единственное женское завещание, которое дошло до нас. Она в нем пишет, чтобы дети были обязательно вместе, чтобы они друг друга уважали, чтобы младшие слушали старших, а старшие не обижали младших. И еще я обратила внимание, что она завещала уважать священство, паче монахов, опекать храмы, монастыри. То есть она для них создавала, как Вы сказали, общее дело, причем дело благородное, благодатное: помощь храмам, монастырям, совместное посещение служб. Представляете, как замечательно! Еще мы помним «Поучение Владимира Мономаха детям»; потрясающая книга, не потерявшая своей актуальности и сейчас. Он завещает детям быть милостивыми. Говорит: да не застанет вас солнце в постели (то есть надо трудиться). Не давайте сильным избивать слабых, вдов и сирот не обижайте. И так далее. По-моему, это надо напечатать в колоссальном количестве экземпляров и всем раздать. И он тоже пишет: дети, будьте вместе, слушайте и не обижайте друг друга, любите.
– Это чрезвычайно важно. Если бы мы все и всегда об этом помнили! Нет ничего дороже мира в семье. Часто родные братья и сестры находятся в каком-то раздоре; в основном причина – зависть, деньги, финансы. Или кому-то кажется, что другого больше любят, что кто-то любимый сыночек или дочка. У родителей должна быть определенная мудрость, чтобы не было любимчиков и была справедливость, особенно если ребенок на это болезненно реагирует. Надо погладить и одного, и другого, и третьего. Иметь такт, мудрость, педагогическое чутье, интуицию.
Важно единство в семье. Кто-то из мудрых людей сказал, что любовь должна начинаться с собственной семьи, но она не должна ограничиваться ею. Семья – это место, где ты можешь себя проявить. Если ты научился любить, уступать и быть внимательным в семье, то будешь внимательным и к другим людям.
Кто-то говорит: «У меня не складываются личные отношения, не складывается личная жизнь». Спрашиваю, какие отношения с мамой, папой, – и сразу недоуменный вопрос: при чем здесь родители? Но если ты маму не слушаешь, не уважаешь, считаешь себя во всем правым, не умеешь находить компромисс, так же ведешь себя с папой, с братьями и сестрами, которые родные люди, то как же ты научишься терпению, снисходительности, уступчивости с другими? Если ты в семье этого не выработал, то вдруг, в одночасье это не появится. Сошлись два эгоиста – и хотят, чтобы все получилось. Как получится? Ты сейчас внутри семьи уже умей находить ключик к каждому.
– Как сейчас находить ключик, если вокруг пропагандируется эгоизм? Смотреть телевизор невозможно.
– Увы, самомнение, самоутверждение, в центре мира «я». Как говорил Достоевский, ставят свое «я» на место Бога.
– Сейчас уступки воспринимаются почему-то как слабость. Если уступил – значит, слабый, ботаник, как сейчас принято говорить.
– Это абсолютно неправильно.
– Я сейчас вспомнила книгу. Мама одного из наших весьма известных священников пишет…
– Соколова?
– Да, Соколова. Они жили в коммуналке; две маленькие комнатки... Наверное, это уже было после войны, когда начинали возвращать священников из ссылок. Но им все равно надо было жить за сотым километром, и они останавливались у них. Всех принимали в этой маленькой коммуналке, где самим было тесно. Причем мама всех обстирывала. Жили тяжело, трудно. Представляете, сколько было любви к совершенно незнакомым людям!
– Ради Христа.
– Когда я это читала, было недоумение. Сейчас, когда мы живем более-менее благоустроенно, в хороших квартирах, не знаю, как мы приняли бы вернувшегося из ссылки.
– Как говорил старец Зосима в романе «Братья Карамазовы», вещей все больше, а любви все меньше. Это середина XIX века, хотя и про наше время это можно сказать.
– Я рада этому вопросу, что сейчас люди задумываются об этом. По-моему, Дмитрий Сергеевич Лихачев (который, собственно, воспринимался как совесть нации, был очень уважаем всеми) говорил, что из жизни нашей уходит такое понятие, как доброта. Люди не мыслят категориями доброты. Если спросить родителей, какими они хотели бы видеть своих детей, они назовут что угодно…
– А доброта будет на 8–9-м месте. Хотят, чтобы дети были успешными и умными. Но особенно успешные и умные сдают родителей в дом престарелых, потому что те мешают успешности.
– В продолжение темы следующий вопрос: «Грешно ли делать добрые дела только для того, чтобы увеличить шанс попасть в рай? Мол, эти поступки зачтутся». Естественный вопрос; я думаю, многие об этом думают.
– Доброта для человека должна быть так же естественна, как мы дышим, как мыслим. Добрые дела, дела милосердия делать надо как угодно: с этой мыслью, без этой мысли.
– Лучше делать, пусть даже с этой мыслью. Спрашивают: это грех?
– Конечно, не грех. Это говорит о том, находится человек в состоянии раба, наемника или сына. Состояние раба или наемника, когда делаешь ради награды. Но надо делать из состояния сына. Старец Паисий сказал потрясающую мысль. Если праведника спросят, зачем он подвизается, живет по-христиански, если в раю все места уже заняты, праведник скажет: «Ну и что? Я так живу и буду жить ради моего любимого Господа».
– Достоевский пишет: «Если бы мне сказали, что истина вне Христа, я бы остался со Христом, нежели с истиной».
– Потому что в жизни не нашел ничего премудрее, разумнее, добрее, светлее, жертвеннее, искреннее Христа. Он пишет это в одном из своих писем.
– Следующий вопрос: «Есть огромное желание прийти в церковь, но не имею понятия, как себя вести в храме. Боюсь осуждения. Что делать?»
– Есть такие люди, которые дожили до 35 лет, но ни разу не были в больнице. Но потом приходит какая-то болезнь, и человек понимает, что без больницы уже не обойдется. И, поверьте, там расскажут: к какому врачу зайти, где заплатить. Врач посмотрит анализы. И так далее. Главное – оказаться в том месте, в котором делают здоровым тело. А храм – для здоровья души. Поэтому стоит только оказаться в храме – и все встанет на свои места.
– Конечно. Вообще в храме нужно обычное поведение нормального человека. А уж где свечку поставить – всегда объяснят.
– Кто хочет – ищет средства; кто не хочет – ищет причины. Надо вести себя по-человечески, ничего не надо выдумывать.
– Мне кажется, что злобные бабушки, о которых все время пишут, – это какой-то анахронизм.
– Это выдумки людей, которые не хотят ничего в своей жизни менять. Это все равно что сказать: «Я в больницу не пойду, потому что охранник на входе мне показался угрюмым». Но при чем здесь охранник? Они могут всякие быть. Ты пришел в больницу, и твое дело – не по сторонам смотреть, а установить правильный диагноз и получить правильное лечение, делая все возможное для своего здоровья.
– В Страстную седмицу в храме вряд ли можно встретить особо радостные лица. Всему свое время. Но можно прийти в родительскую субботу, например. В целом, мне кажется, надо идти и не бояться спрашивать. Я, например, в незнакомом городе никогда не стесняюсь подойти спросить, как пройти куда-то. Люди всегда говорят, а особо добрые еще и доведут.
– Я в 1979 году впервые переступил порог храма. Тогда не было ни книг, ничего. Я просто зашел в храм с пониманием, что здесь Живой Бог, что я могу что-то сказать и что-то услышать. Надо просто понаблюдать, как люди себя ведут в храме, что делают. Храм – дом молитвы. Я считаю, когда человек говорит, что не знает, как вести себя в храме, – это выдумки...
– Следующий вопрос: «Есть ли литература о православной этике, в частности о правильном поведении на клиросе?»
– Это, наверное, написал человек, который стал ходить на клирос и вдруг заметил, что во время пауз люди болтают, сидят в телефонах. В храме надо себя вести как в доме Божием. Если вы заняты каким-то делом, будьте заняты им до конца. Тяжело себе представить, чтобы во время концерта скрипач в оркестре свою партию отыграл и, пока отдыхает, достал телефон, чтобы что-то там смотреть. Нет; он спокойно сидит, дожидается своей партии. Молитва, богослужение – это общее дело. Мы должны делать свое дело со страхом Божиим, потому что находимся в храме.
– Знаете, у староверов какая православная этика на клиросе? Длинная-длинная указка. Я была на концерте в Доме музыки и была ошеломлена. Вышел регент с длинной указкой, метра полтора, если не больше. Я сначала не поняла, зачем ему такая длинная указка, но потом поняла: наверное, когда поют что-то не то, очень легко достать этой указкой до певчего.
– Вот и вся этика… Вообще проклят всякий творящий дело Господне с небрежением (см. Иер. 48, 10). Благоговейны сотворите сыны Израилевы (Лев. 15, 31). Все начинается со страха Божия. Как мне однажды сказал отец Иоанн (Крестьянкин): не забывай первого дня, когда переступил порог храма, как себя вел. Потому что проходит какое-то время, и люди в храм Божий не входят, а вваливаются, как завсегдатаи. Не забывайте своего первого дня в храме: сколько было благоговения, трепета, робости, благоговейного страха.
– Батюшка, Вы правы. Этому надо учиться и себя воспитывать. Мы, христиане, должны сами себя воспитывать.
– Как сказано в Писании: ты оставил первую любовь твою. Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся (Откр. 2, 4–5). Поэтому этот совет отца Иоанна надо всем нам запомнить.
– Следующий вопрос: «Муж против того, чтобы я ходила в храм, но я все больше и больше хожу в церковь, думаю о том, чтобы уйти в монахини. Какую литературу можно до этого почитать?»
Иулиания Муромская как-то собиралась в монахини. И муж ей сказал: «И не спасут нас одежды черные, как и не посрамят нас одежды белые». Это сын ее оставил такие очень интересные воспоминания, я читала. У них была большая семья, но Иулиания очень хотела стать монахиней. И муж ей сказал, что надо все-таки детей воспитывать.
– Как старец Амвросий говорил, сиди лягушка в своей луже – а то будет хуже. Для людей семейных это уже крайности: будучи в браке, мечтать о монашестве. Если только под конец жизни... Муж с женой – как нитка и иголка. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: если вы пришли к вере, постарайтесь ничего резко не менять во внешнем. Погибали вместе, а спасаться так одна? Вы две лошади в одной упряжке. Не может одна резко повернуть в сторону, не перевернув общую повозку. Постарайтесь ничего резко не менять во внешнем, меняйтесь внутренне и своей тихой обходительностью, послушанием, смирением, добротой, сердечностью и мужа приведете к Церкви. И постарайтесь сделать так, чтобы он в вас видел ту же привлекательную женщину, а не монахиню, на которой он вовсе не женился.
– Замечательный совет. Знаете, меня иногда приглашают выступить на православном радио, и я обращаю внимание на то, как некоторые православные женщины одеваются. Все-таки светские женщины должны одеваться, естественно, опрятно, скромно, но, простите, ходить не в монашеской юбке, не в монашеских ботинках.
– А потом женщины начинают задаваться вопросом, почему вдруг муж стал смотреть на сторону. Потому, что вы начали себя менять во внешнем.
– Батюшка, спасибо огромное! А сейчас – Ваше пожелание...
– Желаю мира в семье, помощи Божией. Кстати, старец Амвросий говорил: тот, кто уступает в семье, приобретает. Хорошо бы, чтобы мы все это запомнили. Ради любимого человека надо, так сказать, свою волю, свое хотение оставить на втором плане. Апостол Петр сказал: служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1 Петр. 4, 10). Даром любви и доброты, который есть у всех, мы должны служить внутри семьи своей, но не ограничиваться только ею...
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Всенощное бдение 20 сентября 2024 года
Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!