Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

18 марта 2023 г.

Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на вопросы наших зрителей.

– Первый вопрос: «Можно ли подавать на литургию записку за человека, который отрекся от веры и хочет вернуться в православие? Он никак не может прийти на исповедь, но очень хочет».

Не поняла, что значит отрекся от веры. Перешел в другую?

– Отрекается от веры половина христиан своим безбожным житием, особенно блудным и развратным. Это тоже своего рода отречение. Но здесь, скорее всего, речь о том, что человек примкнул либо к католикам, либо к мусульманам. Таким людям мы протягиваем руку братской помощи, сопереживаем. Близкие могут молиться о таком человеке в домашней молитве. Записок в Церковь о нем не подаем. Вернее, в храме о нем молиться можно, не подавая записки на проскомидию.

– Даже на ектенье нельзя о нем молиться?

– Нет. Возможно только наше сочувствие и участие в его жизни. Кто-то из мудрых людей сказал: «Там, где нужно соучастие, недостаточно одного сочувствия». Порой не столько какие-то умные разговоры, доказательства играют роль, как сердечные переживания за человека.

Мы сегодня до передачи говорили о Федоре Михайловиче Достоевском. У него была ситуация: он в Баден-Бадене проигрался, заложил все, что только можно было. У Анны Григорьевны, его любимой жены, был свадебный гарнитур: серьги, браслет и кулон. Он, ничего не сказав, посмотрел на этот гарнитур, а она его мысль уловила и потянулась снимать серьги. Не было с ее стороны ни укора, ни эмоций, она просто покорно начала снимать серьги, понимая, что его не остановишь. Но когда Федор Михайлович увидел, как жена снимает серьги, он воскликнул: «Аня, не до такой же степени я подлец. Нет!.. Поверь мне, я исправлюсь». И он на самом деле бросил играть в рулетку и почувствовал, как упали оковы. Накапливались ее молитвы о нем. И в один прекрасный момент его страсть к игре ушла.

– Удивительная женщина была!

– Там, где нужно соучастие, недостаточно одного сочувствия. Поэтому очень многое можно сделать. Дай Бог этому человеку встать на путь истины.

– Почему и притягательны книги Достоевского – он многое прошел и прочувствовал сам. Он никогда не осуждал людей; в его произведениях нет моралистики, назидания и осуждения.

– Он ищет выход из ситуации, поднимает вопросы. Вспомните, как в романе «Братья Карамазовы» Федор Павлович задает вопрос Ивану: «Скажи, есть Бог или нет?» Иван только приехал из-за границы, но он его не спрашивал, какая там жизнь, новости; он задает вопрос, который должен беспокоить любого ищущего человека. Достоевский, конечно, не на все вопросы давал ответы в своих произведениях, но такие вопросы поднимал.

Кто-то сказал: Бог не даст нам уснуть в нашем сытом благополучии. И Достоевский всегда был против сытого благополучия. Он так и говорил: русскому человеку надо не просто жить, но знать, для чего жить; и если он не дознается, для чего ему жить, он и жить-то не захочет и скорее истребит себя, даже если кругом будут одни только хлебы... Нельзя жить только в одну утробу. Не материальное определяет счастье человека...

– Следующий вопрос: «Получился очень большой список грехов. Нельзя ли исповедоваться не за один раз, чтобы не загрузить батюшку и не создавать очередь, а исповедать сначала часть грехов, потом остальные?»

– Такому вопросу можно только удивиться. Я считаю, что половину грехов Господь ему уже простил, как тому мытарю из евангельской притчи, который бил себя в грудь и стоял возле входа, считая себя недостойным пройти вперед. Человек думает о других, о священнике, как бы его не загрузить; это большое исключение в наше время.

Я думаю, надо заранее предупредить священника, что грехов много, и батюшка подскажет, что сделать; он может сначала пропустить причастников, а потом окажет вам внимание. Мысль правильная: можно и частями исповедоваться.

Кстати, в пост многие будут собороваться. Ходит такое поверье среди православных, что в таинстве Соборования прощаются забытые неисповеданные грехи. Ничего подобного; никакой забытый грех не прощается. Никакой грех, не оплаканный в покаянии, не прощается. Но в таинстве Соборования, как говорят святые отцы, подается благодать увидеть свою внутреннюю болезнь: грехи, ошибки, страсти. Потом через исповедь это исправляется, и тогда только получается телесное исцеление. Сначала исправляются грехи души, потом болезни тела...

В Церкви нет ничего автоматического. Даже Причастие может пройти мимо тебя. Кстати, по поводу причастия. Я служил в одном храме, на службе было примерно человек тридцать, но причащались два человека. Спросил, почему не причащаются. Отвечают: «Мы недостойны». А если вы будете на службе, на исповеди, соблюдете пост, прочитаете правило ко Святому Причащению с тремя канонами, тогда будете достойны?.. Потому что многие говорят, что не успели правило прочитать. Когда спрашиваешь, что мешало прочитать, отвечают: «Вроде ничего не мешало, просто мы недостойны».

Священник на службе возглашает: «Святая святым». А Церковь в лице хора отвечает: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». И с осознанием своего недостоинства мы идем причащаться. Даже если мы всё прочитаем, исполним все пункты святого благочестия (и это правильно, надо исполнять и надо так готовиться), мы понимаем, что мы рабы неключимые и сделали то, что должны были сделать. Все равно мы недостойны, мы причащаемся только по милосердию Божьему. Что возможно со своей стороны, делай, остальное оставляй на милость Божию.

Благодать постного времени дает человеку возможность заглянуть внутрь себя. Во время Великого поста мы можем хоть немножечко подумать о душе. Одна женщина пришла и говорит: «Батюшка, слава Богу, скоро Великий пост – весна для души. Такая на душе благодать и радость! Будет время подумать о душе».

– Батюшка, Вы заговорили о соборовании. Есть вопрос, в котором спрашивают, когда все-таки исповедоваться и причащаться – до соборования или после? Как правильно? И что делать с освященным маслом?

– Относительно исповеди – не так принципиально. Иногда люди сначала соборуются, потом причащаются. И наоборот. Во время таинства Соборования семь раз читаются отрывки из Апостола и семь раз – из Евангелия; человеку дается благодать, и он может вспомнить забытые грехи. И надо об этом просить. Потому что та или иная наша болезнь – это следствие болезни душевной. У Бога надо спросить: «Господи, что не так?»

Кто-то сказал: мы в храм приходим не для того, чтобы Богу напомнить, что Он забыл в отношении нас что-то сделать; мы приходим для того, чтобы услышать, что нам хочет сказать Бог о том, что мы забыли сделать. И как раз это таинство для того, чтобы мы услышали Бога, услышали свою душу и свою совесть. Поэтому отцы советуют после соборования исповедоваться и в ближайшее время причаститься.

Что делать со святым маслом после соборования? Можно дома прочитать молитву «Отче наш» и крестообразно помазать болящее место. Лучше начинать со лба, потому что все наши болезни – из-за головы. Голова поправится – и все остальное тоже поправится.

– Вопрос: «Есть желание бросить курить. Если я буду принимать жвачки или никотиновый пластырь, чтобы меньше хотелось курить, будет ли это считаться грехом?»

– Много раз встречался с людьми, которые бросали курить. Небольшая публичная исповедь: я, например, за свою жизнь выкурил семь сигарет...

– В армии, наверное.

– Нет, это было еще до принятия веры, лет в 14–15, когда мне просто хотелось понять, что это такое. Я ничего не понял. Тогда я занимался спортом, легкой атлетикой и вообще не мог понять, зачем надо курить, отравлять себя. Наверное, чтобы казаться старше, взрослее. Но я занимался спортом, и мне было абсолютно все равно, что про меня говорят.

Я много раз беседовал с людьми, которые бросали курить. Слышал о поэтапном бросании, когда уменьшают количество сигарет в день. Обычно средний курильщик выкуривает пачку сигарет в день. Некоторые бросают курить постепенно.

Мне запомнилась исповедь одной женщины, которая рассказывала, как бросила курить. Стаж курения у нее был 25 лет. Она сказала: «Я пришла к вере и задумалась: я раба пачки сигарет или раба нашего Господа? Порвала пачку – и сразу бросила». Я ее переспросил: «Вот так сразу? Без поэтапного снижения количества выкуренных сигарет?» Она ответила: да. Я спросил ее: «И что было?» Она говорит: «Ничего особенного. Неделю уши опухали, а потом все отошло». Что такое опухшие уши – не знаю...

В Евангелии сказано: всякий, делающий грех, есть раб греха. К кому мы привязаны? Мы должны быть привязаны к небу, а не к земле.

Лучше не использовать всякие никотиновые пластыри. Просто прими решение раз и навсегда.

– Тем не менее среди верующих людей есть курящие, которые никак не могут преодолеть эту страсть.

– Понятно. Но надо решиться один раз и навсегда.

– Но будет ли считаться грехом, если использовать эти жвачки, пластыри и прочее? Человек так ставит вопрос.

– Пусть все пробует. Для сильных (женщины в основном сильные) – вот так, как я выше рассказал, а слабые пусть бросают поэтапно, уменьшая количество сигарет: 20, 18, потом 14, потом две. Надо все пробовать, лишь бы избавиться от греха.

– Вопрос: «Услышала на утренней службе первой недели Великого поста следующий возглас диакона: приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли. Как это понять? Что означают эти слова?»

– Меня тоже много лет это беспокоило. Люди привыкли слышать эту молитву и не задумываются. Но важно разобраться, о чем идет речь.

Что подразумевается под злом? Под злом мы подразумеваем грех. Грех – самое большое зло, как бы первопричина всего зла на земле. Личные грехи людей потом выливаются вовне. Болезни, войны, неприятности, раздоры, бедствия – как следствие наших грехов...

О каком зле идет речь в молитве? И кто такие славные земли? В Библии есть параллельное место, где сказано, что были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди (Быт. 6, 4). Они славные своими грехами и беззакониями. И апостол Павел говорит: их бог – чрево, и слава их – в сраме (Флп. 3, 19).

Поэтому славные – это все те люди, которые считают себя самодостаточными, они славные в своих собственных глазах. Но это не те на самом деле славные герои, которые есть в нашей повседневной жизни.

К разговору о славных. Когда мы строили Покровский храм, в котором мы сейчас находимся, моя помощница пришла в один банк (это было десять лет назад), и человек этого банка нам помог. Помощница его спросила: «Вы молитесь Богу?» Он говорит: «Нет. А зачем? У меня все есть». Вот это «славные» земли в кавычках. И молитва Церкви – о них.

«Приложи им зла» – говорится дважды. Используется глагол «приложи». Например, когда мы порежемся, прикладываем повязку. Если рана загноится, прикладывается замечательная мазь Вишневского, которая вытягивает гной. И в этой молитве мы как бы просим: «Господи, сделай с ними все, что хочешь, лишь бы только спаслась их душа. Приложи им зла, то есть какие-то внешние неблагоприятные обстоятельства жизни, через которые они, эти славные в своих глазах люди, придут к вере».

Кто-то сказал, что Бог разговаривает с нами тремя языками: языком любви, языком страданий и языком болезни. Язык любви понимают единицы, язык страданий – большинство, а язык болезни понимают многие. Если ты не хочешь слышать шепот неба, то услышишь раскаты грома с неба. Чтобы этого не случилось, мы просим Бога: приложи им зла как лекарство, чтобы они через это спаслись.

Богу не нужно наше сытое благополучие, Ему нужна наша вера и бессмертная душа. Если человек обретет веру через неблагополучие, то Бог пошлет это неблагополучие, лишь бы спаслась душа.

Узнал, что у одной учительницы на войне убили единственного сына. И она стала в субботние и воскресные дни ходить в храм Божий. Погиб единственный сын. Это зло? Зло. Сложно сказать, где сейчас его душа, но он погиб на войне. Как говорил Достоевский, на войну идут не убивать; на войну идут отдавать свою жизнь, а это совсем другое. Будем надеяться, что душа сына на небе. А его мама – в храме Божием. До этого человек в храме не был. На чаше весов благополучие, но без Бога, и неблагополучие, которое приводит человека к Богу, а это самое дорогое для человека...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать