– Хотелось бы начать с чего-то хорошего, радостного, но ситуация сейчас такова, что приходится начинать с грустного. Я специально выбрала очень серьезные вопросы. Потом я хотела поделиться своими впечатлениями от поездки на Байкал, где была совсем недавно, и попросить Вас ответить на мои недоумения.
Итак, первый вопрос: «Можно ли носить красную нить (каббала) из Израиля? Не противоречит ли это православной вере?»
– Зачем нам что-то носить, кроме креста? Вот Вы, Любовь Сергеевна, носите часы, какой-то браслетик. Это является украшением. Красной нити приписывают какие-то свойства; понятно, что в эти свойства никто не верит (потому что, как говорит апостол, идол в мире ничто), но человек надевает ее с надеждой, что она в чем-то поможет. Это уже какой-то оберег. Христианство и обереги – вещи несовместимые. Ты или в Бога веришь, или в оберег. Не знаю, кто раскрутил красную нить и для чего ее раскрутили, но в конце концов за всем стоит бизнес. Нам, простым христианам, это, конечно, никак не идет. На что ты надеешься: на Бога, на крест свой или на какую-то нитку, к чему-то приложенную?
Не надо носить никаких красных нитей, это просто искушение. И это не наш путь. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 8). Господь сказал: «Я вам открыл все, что сказал Мне Отец Мой Небесный». Нам достаточно Евангелия и нашего нательного креста. Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва.
– Можно ли носить образки святых и ангелов вместе с крестиком? Они же продаются в церковных лавках.
– Достаточно одного креста. Если вдруг у человека возникло непреодолимое желание носить медальон с образом святого, это допустимо. Но 95% православных христиан носят только нательный крест.
– Следующий вопрос: «Батюшка, подскажите, можно ли водить детей на занятия спортом к тренеру, который увлекается нумерологией и эзотерикой?»
Я недавно по телевидению посмотрела программу с участием известных людей эстрады, которые, оказывается, живут по нумерологии, у них есть специальные астрологи, которые им всё высчитывают.
– Недавно я посетил близких людей, они квартиру купили. Представляете, у них в доме нет 13-го этажа; 12-й и сразу 14-й. Я такого нигде и никогда не встречал. Просто бред какой-то. Вот до чего доводит нумерология.
Что касается вопроса, если мама знает, что тренер – эзотерик, значит, он это транслирует. Обычно ребенок ходит на бокс, гимнастику, шахматы, и нам неизвестно, чем живет тренер, что у него внутри. А здесь мама знает, значит, тренер это популяризирует, объясняет, с кем-то беседует. Если для ребенка эта группа важна, надо для начала с тренером поговорить. Если он убежден в этом направлении и всем это транслирует, тогда душа дороже.
– Сейчас много спортивных секций, можно найти другую.
– Конечно. Было замечено, что у детей не столько родители в авторитете, сколько тренер, учитель, педагог. Юное поколение тянется за старшими. Это правильно и верно, потому что кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Ребенок волей-неволей будет тянуться за тренером и воспринимать все за чистую монету. Поэтому надо думать о маленькой душе.
– Почему я попросила Вас ответить на эти вопросы? Дело в том, что я была в поездке по Байкалу, семь дней плавала на небольшом теплоходе по островам, мысам. «Славное море – священный Байкал»: все знают эту песню. Но, знаете, я вернулась оттуда абсолютно разбитой, и не только физически. Это было достаточно тяжело, потому что это был не круиз, а экспедиция: лазание по горам, тропы, тяжелые подъемы, жара. Конечно, надо прикладывать серьезные физические усилия. И, признаться, я ожидала большего от Байкала. Но дело не в этом, а в том, что все эти семь дней был сплошной шаманизм и буддизм.
Не успели мы войти на теплоход, наш гид, который с нами был все семь дней, сказал, что начнем мы с того, что побурханим. Всем разносят вино, надо три пальца опустить, плюнуть, дунуть, повернуться. Я, естественно, этого делать не стала: во-первых, я непьющая; во-вторых, конечно, опускать пальцы я не собиралась. Небольшой теплоходик, переделанный из буксира, 47 человек на борту, из них не бурханили только я и еще один человек.
На следующий день мы пристали к одному совершенно безлюдному острову, на нем нет растительности, никто не живет. Надо было подняться на достаточно высокую и очень каменистую гору. Мы туда взошли, и я спросила, зачем нас туда привели. На что гид ответила: «Мы вас ведем к ступе просветления». Ступа просветления – это буддизм. На этом необитаемом острове явно для туристов построили ступу просветления. Вокруг нее надо было обойти три раза с хорошими мыслями, воздеть руки. И что Вы думаете? Всего два человека не ходили вокруг этой ступы просветления. Остальные ходили.
Остров Ольхон – наверное, самый разрекламированный из островов. Мы туда приехали, но я тоже не поняла зачем: жуткий поселок, грязный, необустроенный, ничего нет. Оказалось, там шаман живет. Была встреча с шаманом. Рядом стояли палки – это их родовые деревья, и надо было подойти их задобрить: положить к каждой палке рис. И только два человека не клали этот рис и не пошли к шаману. Мы пошли гулять, есть мороженое. Что происходит?
– Печально.
– Я не выдержала, сказала: «Товарищи дорогие, зачем вам это надо?» Мне ответили: мол, зачем все так серьезно воспринимать, это же шутка... Дескать, это же так интересно: подойти к дереву, прикоснуться к нему, потом тебе скажут, что за дерево ты себе выбрал – любви, добра, богатства или славы. Я спросила, что им рассказал шаман, что им запомнилось. Что шаманов среди женщин больше, чем среди мужчин. Так это можно и в литературе прочитать.
Батюшка, что с людьми происходит? И вообще насколько дозволительно православному человеку даже в шутку (понятно, что для них это не было серьезным ритуалом) заниматься такими вещами? Лично я очень расстроилась.
– Тут никакой шутки не может быть, это просто какое-то идолопоклонство. Апостол говорит, что идол в мире ничто (см. 1 Кор. 8, 4), и далее говорит: если брат соблазняется, не буду этого делать (см. 1 Кор. 8, 13). Вы правильно делали, что отказывались от всего этого. Показывайте тропы, красивые места, где можно сделать красивую фотографию. А это бизнес с окраской духовности.
– Но это безобидно – ходить вокруг ступы?
– Я думаю, что все это было без какого-то религиозного поклонения.
– Безусловно. Но это было.
– Делать этого не надо. У апостола Павла есть такие слова: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15, 1). Апостол Петр говорит, что мы должны заграждать уста невежественных людей (см. 1 Петр. 2, 15). Поэтому надо было гида поправить.
– Я поправила, меня назвали агрессивно настроенным человеком по отношению к шаманизму. Хотя я никакой агрессии не проявляла.
– Это честь – постоять и пострадать за святое православие.
– Высказать свою точку зрения я же могу и должна.
– Вот если бы все делали так, как Вы, тогда групп таких было бы все меньше и меньше; и поняли бы, что это не востребовано. Помню, была какая-то передача полгода назад, где приводились цифры, что люди тратят на гадателей суммы, соответствующие сумме на лекарства.
– Так много?
– Просто какой-то невероятный бизнес. И люди готовы дуриться. Казалось бы, материалисты. Христа, Евангелие, христианство не принимают, зато готовы дуплу поклоняться. Примитивизм.
Интересно, если бы им православный экскурсовод сказал: мол, вот перед вами икона святителя Николая, давайте прочитаем молитву и приложимся к иконе... Уверяю, два человека приложились бы, а остальным сорока пяти лукавый бы не дал.
Я был на Валааме. Завели группу православных, экскурсовод все рассказал об иконе, все приложились к иконе. Другая группа зашла, то же самое экскурсовод рассказал – реакции нет. На какую-то чушь и бесовщину люди откликаются, а к иконе приложиться бес не пускает. Какой-то парадокс.
– Еще любопытство, мне кажется, в какой-то степени играет роль.
– И стадность.
– Собственно, Вы правы: на многих островах или мысах рассказывать не о чем, поэтому что-то надо выдумывать, развлекать туристов. Я думаю, нам надо быть осмотрительнее, осторожнее и не бежать вешать ленточки, если все побежали. Причем экскурсовод говорила, что лучше ленточки не вешать, потому что это вредит природе.
– В общем, кто поедет на Байкал, заранее узнавайте об экскурсии...
– Следующий вопрос: «Грех ли иногда участвовать в лотерее типа ˮРусское лотоˮ? И можно ли просить у Бога и святых помочь выиграть?»
– У святых отцов нет по этому поводу суждений. Это все как азартная игра. Если что-то удалось выиграть, значит, потом человек сотню билетов купит. Все, что даром приходит, улетает непонятно как.
– Где-то я прочитала интересное наблюдение. В благополучной Швейцарии провели опрос среди населения, согласны ли они не работать, а просто получать пособие около двух тысяч евро. И, по-моему, около семидесяти процентов людей ответили, что не хотят. Все-таки человек хочет ощущать себя созидателем.
– Достоевский говорил: счастье не в том, чтобы иметь социальную возможность сидеть сложа руки и иногда для разнообразия побогатырствовать, а в постоянной деятельности и развитии своих добрых, светлых способностей... Так и здесь: людям предложили сидеть сложа руки и ничего не делать, но они не согласились...
– Долго думала, задавать следующий вопрос или нет, тем не менее задам. «В свободное время люблю слушать ваши беседы. Из-за этого почти не остается времени читать Священное Писание и другую серьезную литературу. Что делать?»
– У меня есть книги, и прихожанки меня благодарят, говорят: «Батюшка, книги начали читать и экономим на снотворных. Читаем книги – и через 15 минут засыпаем». Я говорю: слава Богу, хоть чем-то пригодились книги. Так и наши передачи: пусть на ночь смотрят и под них засыпают. Конечно, Священное Писание должно быть на первом месте.
– Следующий вопрос: «Является ли грехом работа в праздники?»
– Надо тут дифференцировать. Если это круглосуточное дежурство на скорой помощи, у мартеновской печи, в полиции, аэропорту и так далее, то это работа. Когда есть два выходных дня – суббота и воскресенье, но начинаешь в воскресенье что-то делать для себя, тогда это совсем другое.
– Свечницы же работают в воскресенье в храме.
– Они помогают обеспечивать работу храма. Это разные вещи. Одно дело – обеспечение того или иного процесса, другое дело – обеспечение самого себя, собственных интересов. В народе ходила такая поговорка: что делается на праздники, то на буднях два раза переделывается.
Лет тридцать назад, в 1989 году, была такая ситуация. Родную сестру своей бабушки я пригласил в поездку в Дивеево дней на десять. Был конец мая. Кстати, мы потом в Печоры заехали, отца Иоанна (Крестьянкина) застали, она живым его видела. Но сначала она мне сказала: «Как же поехать-то? Я же еще картошку не посадила. Что соседи скажут?..» Но решила поехать, потом картошку посадить. В конце сентября она мне прислала письмо (тогда сотовых телефонов не было): мол, я приехала и только в начале июля картошку посадила, но она уродилась такой, как никогда: больше, чем у соседей. Она понимала, что это милость Божия.
Это пример: ради Бога человек поступился чем-то, от чего-то отказался – и все вернулось сторицей. Есть мудрые, хорошие слова: лучше что-то потерять ради Бога, чем потерять Бога из-за чего-то. Вот она отложила картошку, хотя для людей это основной продукт питания, все-таки деревня. Но Господь не посрамляет. Оптинские старцы говорили: кто на Бога уповает, тому Бог во всем помогает.
– Следующий вопрос актуальный для современного времени: «Как Церковь смотрит на браки с большой разницей в возрасте между супругами?»
– Мы знаем эти истории, когда мужчины ищут молоденьких. Есть поговорка: седина в бороду, бес в ребро. Дескать, подруга жизни вдруг располнела, поседела и так далее. Во все времена была верность на всю жизнь. Спрашивается: если тебя парализует (или под машину попадешь, инфаркт, инсульт), эта молодая с тобой сидеть будет?.. Нет ничего дороже первой супруги. В основном, конечно, мужчины уходят из семьи.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что допустимая разница – 5 лет. Все, что сверх этого, – через духовника. Но сейчас, конечно, такие разлеты: и у старых женщин молодые ребята, и у молодых ребят старухи. Все смешалось. Есть традиция: мужчина должен быть старше женщины...
– Но тоже должен быть какой-то предел.
– Ну конечно…
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Всенощное бдение 20 сентября 2024 года
Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!