Известно, что он, будучи подростком, оказался в эмиграции. Русский мальчик, который воспитывался среди своих сверстников с идеей освобождения России от большевистского ига, при этом мальчик нецерковный, однажды оказался на лекции известного священника отца Сергия Булгакова. То есть даже в эмиграции жили две параллельные России – Россия церковная и Россия светская, сбежавшая из чуждой, неприемлемой реальности. Так вот, в парижских эмигрантских кругах значительное число молодых людей не имело никакого отношения к Церкви. Тем не менее педагог заставил молодых людей, среди которых был и митрополит Антоний Сурожский (тогда еще просто Андрей, нецерковный подросток), присутствовать на лекции батюшки. И сейчас часто такое бывает, когда приглашают священника в светские вузы или школы, обеспечивают наполняемость; чтобы не обидеть священника, провести мероприятие, сгоняют молодых людей слушать батюшку.
Возмущенный Андрей (будущий митрополит Антоний) сел на последнем ряду, пытаясь погрузиться в свои думы. Но голос священника – отца Сергия Булгакова, выдающегося мыслителя и богослова своего времени, был таким громким, резким, всепроникающим, что он никак не мог отделаться от тех идей, которые озвучивал батюшка, ему поневоле пришлось его слушать. И то, что говорил отец Сергий, так возмутило мальчика, что, вернувшись домой, он потребовал у родителей Евангелие, чтобы проверить, правда ли то, что говорил священник. Он хотел раз и навсегда решить вопрос с религией: или следовать путем, который указывает Евангелие (если, конечно, это правда), или же раз и навсегда закрыть для себя этот вопрос.
То, что дальше произошло, знают практически все православные люди Русской Церкви. Этот подросток начал читать Евангелие от Марка, самое короткое, всего 16 глав, и в момент чтения он вдруг пережил опыт присутствия Господа; в этой комнате он понял, что Господь есть, что Он здесь, всегда рядом с ним, и это Господь воскресший. Митрополит Антоний всю свою жизнь, в общем-то, рассказывал об этой встрече, об этом удивительном переживании, с которого начинается жизнь христианина.
Вслед за митрополитом Антонием его слушатели, последователи, духовные дети, то есть люди, которые были затронуты этой историей и словами этого великого апостола нашего времени, стали искать в своем опыте воцерковления это событие встречи. Это важный и правильный шаг – вспомнить, почему ты стал христианином, что с тобой произошло такого, что ты стал верующим человеком.
И здесь случается сложный поворот, который не всякому человеку по силам осознать и пережить. Потому что не у каждого из нас, а лучше сказать, у большинства из нас, опыт встречи, опыт воцерковления не был таким ярким, как у митрополита Антония Сурожского. В этом нет ничего ужасного, вызывающего, потому что существуют разные степени религиозной одаренности. Когда мы говорим о митрополите Антонии Сурожском, мы имеем дело с историей настоящего религиозного гения, я даже думаю, одаренного святого Русской Церкви, настоящего апостола. Его гениальность подчеркнута и интенсивностью того религиозного события, о котором он так ярко говорил, затрагивая сердца своих слушателей.
Мы – люди попроще, у нас все достаточно банально. Поэтому не нужно выдумывать встречу. Это важно сказать, потому что желание непременно следовать в русле богословия встречи подталкивает некоторых людей (их число не так уж и мало) к тому, чтобы придумать себе какой-то интенсивный религиозный опыт.
Кроме того, есть второй капкан или тупик, о котором нужно помнить, всячески благословляя опыт встречи, который, конечно же, у каждого из нас был: это отношение к встрече как к событию, ни к чему не обязывающему.
У отца Сергия Булгакова, который произвел такое неизгладимое впечатление на подростка Андрея Блума (будущего митрополита Антония Сурожского), в «Автобиографических заметках» есть глава, которая называется «Зовы и встречи». Те люди, которые читали отца Сергея Булгакова и слушали митрополита Антония Сурожского, вдруг начинают понимать, что богословие митрополита Антония – это в каком-то смысле смягченная, несколько даже упрощенная версия богословия отца Сергия Булгакова. Причем митрополит Антоний неоднократно критиковал отца Сергия Булгакова, который послужил путем, призывом к его воцерковлению.
Важно заметить, что не случайно Господь свел этих двух, казалось бы, разных людей в одной точке истории. Эти два человека принадлежали двум разным поколениям русских христиан. Отец Сергий Булгаков – старшее поколение, которое пришло к вере путем борения, но в то же время и путем встречи. Когда мы читаем «Автобиографические заметки» отца Сергия, мы видим, что у него тоже был опыт встречи. Это произошло при посещении Дрезденской галереи, где он, атеист, марксист, убежденный скептик, который отдавал всю свою научную энергию изучению политэкономии, стоя перед картиной «Сикстинская Мадонна», вдруг начал рыдать и не мог остановиться несколько часов. Он не мог понять, что происходит, что случилось. Может быть, многим это понятно, особенно тем людям, которые, перешагнув однажды порог церкви ввиду какой-то нужды, вдруг начинают рыдать. Это тоже опыт встречи.
Так вот, будущий отец Сергий перед «Сикстинской Мадонной» пережил опыт присутствия Господа и Божией Матери в жизни. Этот опыт потом у него неоднократно в жизни повторялся с разной степенью интенсивности. Но, обратите внимание, отец Сергий предпочел не слово «встреча», а другое название этого опыта – зов, призыв. И мне оно кажется более точным и корректным, потому что встреча – это как ни к чему не обязывающее событие, когда встретились хорошие люди: Бог – очень хороший, Человеколюбивый, Он есть Любовь; я сам по себе человек неплохой. Но это всегда призыв. Если Господь нас настигает в нашей биографии, в нашей истории, то это не просто так, это не просто некое свидетельство о том, что Бог есть, это призыв на служение. У отца Сергия Булгакова именно так расставлены акценты.
Я думаю, что и у митрополита Антония именно так стоят акценты. То есть это не выдуманная встреча, не некоторая эмоциональная взволнованность, а именно призыв, который обращен к конкретному человеку, призыв на служение. И к нему нужно относиться с серьезностью, понимая, что Господь позвал нас не просто для того, чтобы убедить в верности евангельского благовестия, а позвал на работу, на службу. Именно нас Он выбрал для Своего труда. Как митрополит Антоний Сурожский был апостолом встречи; Господь призвал его для того, чтобы он нес апостольское служение для Церкви, для благовестия евангельской истины.
И когда мы осмысляем наследие этих великих подвижников, великих благовестников нашего времени, нужно помнить, что каждый из нас не случайно в Церкви. Пусть Господь нас позвал не так ярко, как митрополита Антония или отца Сергия Булгакова; может быть, наше вхождение в Церковь было даже несколько комичным (такое тоже бывает), но это был призыв, который оказывает нам великую честь. Это знак доверия. И это всегда призыв на труд, а не на праздное времяпрепровождение или интеллектуальные упражнения, ни к чему не обязывающие. Это ответственное служение и призыв на благородный труд благовестия Христовой истины.
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
У книжной полки. Протоиерей Борис Балашов. Христос и мы
Всенощное бдение 14 февраля 2025 года
Всенощное бдение 14 февраля 2025 года
Божественная литургия 14 февраля 2025 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!