Очень часто, когда священников приглашают пообщаться со студентами, школьниками, педагогами, наиболее прогрессивные батюшки говорят: мы не собираемся обращать вас в веру Христову или звать в Церковь, просто хотим повысить ваш образовательный уровень, рассказать о культурной ценности христианской Церкви, о том историческом вкладе, который внесла Русская Церковь в историю нашего государства. На самом деле эти батюшки врут, говорят неправду. Потому что последняя цель, ради которой священник обращается к своей аудитории, какой бы она ни была, – привести других к Господу Иисусу Христу.
Тем не менее мы видим, что наша Церковь в светском обществе находится в довольно странном положении. С одной стороны, кажется, государство всячески способствует тому, чтобы слово Божие звучало, чтобы священник присутствовал в общественной жизни и даже в государственной, чтобы всячески оказывался почет Церкви. С другой стороны, общество и государство как будто бы умышленно пытаются ограничить воздействие церковного слова, евангельского слова на слушателей.
Я неоднократно сталкивался с тем, что, приглашая священника в школу или университет, преподаватели или чиновники от образования говорили: «Вы, батюшка, расскажите о патриотизме, например. Или чтобы дети не курили. Больше ничего не надо». Это выдает определенную позицию попустительства и ограничения по отношению к Церкви. Если нужно патриотическое воспитание, если нужно рассказать о том, что следует любить Родину, пусть батюшка говорит, это очень важно. Профилактика суицидов – тоже очень хорошая тема, когда священник необходим. Пригласим психолога, терапевта; сотрудник милиции тоже придет и расскажет о том, как это плохо. И священник для полноты убеждения тоже необходим. То есть патриотизм, здоровый образ жизни, но только про Христа не надо говорить.
Такая позиция встречается даже у людей, которые не занимаются общественной деятельностью. Я встречал таких товарищей, которые обращаются в церковь, к священнику с просьбой помочь больному ребенку, например, или разрешить какую-то жизненную ситуацию, но о Боге не хотят говорить. Одна женщина так мне и говорила: «Я не хочу ничего об этом знать. Вы мне скажите, что нужно сделать, но только не говорите мне, что Бог есть. Я не хочу, не надо». Есть четкая «красная линия», которую нам прочерчивают.
Кажется, что это анекдот, что так не может быть, но действительно есть такая проблема, такой конфликт. И даже церковные люди иногда ограничиваются в своей внутрицерковной жизни областью терапии. То есть Церковь, священник нужны для того, чтобы разрешить какие-то житейские невзгоды, конфликты. Было бы кому выговориться. Потому что священник выслушает, даст какое-то наставление. То есть священник выступает в роли психолога, иногда даже психотерапевта.
Эта тенденция распространяется настолько широко, что священники иногда сами оставляют священный сан (в последнее время это приобрело массовый характер, к сожалению), чтобы полностью сосредоточиться на работе психолога, коуча, психотерапевта, оказывать терапию. Только не про Христа.
В этой позиции, в этом странном двоемыслии мы должны все-таки проявлять определенное евангельское постоянство, крепость и оставаться верными Господу. Апостол Павел говорит, что то, что мы говорим, – для иудеев соблазн, а для еллинов безумие. Но мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию Премудрость. О патриотизме, психологии и так далее могут сказать и кроме нас; мы говорим про Христа распятого, умершего и воскресшего. Мы приводим к Господу нашему. Это самое важное.
Будут ли они курить, будут ли любить Родину, примкнут ли к партии коммунистов, монархистов, либералов – это вещи не принципиальные, не важные. И Церковь не об этом. Церковь о Христе, она приводит ко Христу. Вот это самое главное. Мы собираемся не вокруг политической программы, не вокруг здорового образа жизни и даже не вокруг нравственности. Хотя, казалось бы, Церковь – это про нравственность. Нет, даже не про нравственность. Все это – вещи периферийные. Мы должны ясно и четко понимать, что все это сопутствует, идет вслед за жизнью во Христе.
Наша самая главная ценность, то, ради чего мы существуем, ради чего нужен священник, ради чего стоит Церковь, – это Господь, Божия Премудрость, Бог Воплощенный. Но мир не вмещает эту истину и всегда ей сопротивлялся.
У Андрея Платонова есть рассказ про одну замечательную девочку, который заканчивается грустной, но очень мудрой фразой. Платонов пишет, что со временем девочка подросла, но люди постепенно забыли о ней, потому что она была лучше, чем им было нужно. По отношению к Церкви эта фраза тоже справедлива. Потому что получается так: мы откроем двери для Церкви, если вы ограничитесь только патриотическим воспитанием, здоровым образом жизни, насаждением нравственности, традиционных ценностей, борьбой с вредными привычками. Если бы Церковь ограничивалась только этим, было бы просто идеально. Но вы все время протаскиваете своего Христа. Зачем-то вам нужно еще и про Христа говорить. Почему вы не можете ограничиться набором этих прекрасных вещей?
Мы не можем этим ограничиться. Не можем и не должны. Более того, иногда эти разговоры, которые кажутся правильными, необходимыми, мешают проповеди слова Божьего, даже вредят проповеди Евангелия. Именно поэтому нам, церковным людям, особенно священникам и проповедникам, нужно помнить об этом удивительном, косном, инертном состоянии мира, в котором мы живем. Мир не хочет принимать Христа.
Ничего страшного, что не хочет. А мы должны проповедовать Христа, Божию силу и Божию Премудрость до пределов земли, как завещал Господь Своим апостолам перед вознесением. Имеются в виду не просто географические пределы обитаемой вселенной, но еще и пределы человеческого сердца. Ведь люди склонны к тому, чтобы себя максимально зауживать, делать максимально простыми, понятными, отказываясь от той глубины, на которой с нами разговаривает Господь.
И что бы ни было, как бы юродиво ни выглядел христианин, особенно священник, говоря о Христе, Который всегда лишний для этого мира, мы должны держаться Евангелия. И с чего бы мы ни начинали, о чем бы ни говорили, мы должны всегда вести людей именно к Господу, а не к абстрактным ценностям, не к повестке, которую диктует государство или общество, выполняя некий социальный заказ. Только Евангелие – наш главный закон, единственный критерий и самый главный и первый судья.
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Новые чудеса преподобного Сергия
Божественная литургия 15 мая 2025 года
У книжной полки. Как воспитать счастливого человека
По святым местам. Храм Святого Александра Невского в Термезе
«Православный на всю голову!». Нечаянная радость, или Как Богородица верным помогает
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!