Свет невечерний. Отключи комментарий

8 апреля 2025 г.

В дни Великого поста или в такие периоды особенных духовных упражнений, как Рождественский пост, Успенский, Петров, на каждого христианина непременно нападает дух уныния или, может быть, даже растерянности. Изобилие книг, наставлений, проповедей настраивает нас на то, что в это особое время мы должны как-то по-особенному напрячься, собраться с мыслями. Когда тебе так часто говорят о том, что необходимо определенное напряжение, ты невольно стараешься избежать этого агрессивного проповеднического слова, которое в определенный момент начинает тебя пугать.

Вспоминается замечательный фильм Шукшина «Калина красная». Удивительный эпизод, который я люблю больше всего, когда главный герой, увлекшись риторическим похмельем, начинает проповедовать старичкам о том, что в то время как страна напрягается, производит электричество, паровозы и люди от напряжения даже вынуждены вставлять себе золотые зубы, найдутся такие, которые ограничиваются тем, что ставят себе уютную печку. Замечательный эпизод, отлично сыгранный нашим гениальным актером и писателем.

Вставлять золотые зубы от напряжения это, наверное, уже чересчур, тут главный герой увлекся. Но нечто подобное происходит и с человеком, что сталкивается с изобилием текстов и призывов к духовной жизни, которые вызывают совершенно естественное напряжение, напряженность. Как с этим напряжением быть? Нужно ли специально напрягаться, вставлять себе какие-то «духовные золотые зубы» от этого напряжения? Это первый вопрос, на который нужно ответить. И я отвечу на него сразу: ни в коем случае не напрягайтесь. Вы скажете: «Легко сказать – не напрягайся, когда тебе со всех толстых богомольных книжек говорят, что нужно собраться».

Особенно люди напрягаются, когда готовятся к причастию. Если говорить про пост, то там, по крайней мере, много дней, и можно где-то разогнаться, остановиться, набрать правильную скорость. А тут причастие. Одни говорят, что нужно причащаться каждое воскресенье. Как все вычитать? Как не есть? Для меня, например, главный вопрос как есть постное? Это вызывает страшное напряжение. Боишься поругаться, слово сказать, совершить грех. И как подготовить себя к исповеди? То есть масса моментов, которые действительно напрягают.

Не надо напрягаться. Дело в том, что в нашей обычной светской жизни действительно складываются такие ненормальные, нездоровые привычки, когда человек, путая эпизод с событием, вырабатывает неправильную стратегию постоянного напряжения. Если у вас есть водительские права, вы знаете, что для того, чтобы машина начала двигаться, вы включаете первую передачу, потом немного разгоняетесь – переключаетесь на вторую, потом на третью, четвертую. В конце концов, когда вы мчитесь по трассе, у вас работает пятая передача. Но теоретически можно все время ехать на первой передаче, чтобы не заморачиваться. Будет трясти машину, она будет очень быстро изнашиваться, в конце концов подведет вас в самый ответственный момент, но вы будете ехать. Вот это и есть ненужное напряжение, которого следует избегать, от которого следует избавляться.

Когда я говорю, что не нужно напрягаться, имеется в виду, нужно обходиться без ненужного напряжения. Потому что там, где необходимо напрячься, это происходит совершенно естественно, человек собирается с мыслями, с настроением. А когда мы берем на себя ненужные нагромождения, это действительно разрушает, очень сильно изнашивает изнутри, в конце концов доводит иногда до отчаяния и попытки бегства из этого райского места, которое некоторые называют церковной жизнью.

В своей жизни я руководствуюсь простыми правилами, которые мне тоже пришлось вырабатывать как человеку впечатлительному и склонному к ненужному напряжению. Одна из таких находок, которую я однажды обнаружил, – отключить комментарии. Например, вы пользуетесь социальными сетями и публикуете определенный пост. Он может быть конфликтным, может вызвать у кого-то неприятие, например, или восторг. Но вам не хочется это читать, и вы отключаете комментарии под этой публикацией. Нечто подобное можно практиковать и в своей духовной жизни.

Например, вы понимаете, что в воскресный день нужно идти на литургию, потому что православный человек по воскресеньям ходит в церковь, причем не в какую-то церковь вообще, а именно в свою церковь, где свой батюшка, свои друзья-прихожане, где все одна церковная семья. Вы просыпаетесь утром и думаете: «Я так устал! Была очень тяжелая неделя, не выспался, поздно лег. Пост. Голодный. Почему бы мне не полежать?» В этот момент было бы хорошо отключить комментарии. То есть это никак не комментируется, нужно просто идти в церковь.

Или на вас напал хмурый бес, вы чувствуете, что вошли в полосу угрюмого настроения, все плохо; и у вас как будто повредилось зрение: вас окружают какие-то некрасивые люди, безответственные, с которыми невозможно иметь дело, невозможно дружить. Но вы понимаете, что это уже было, что вы просто вошли в неправильную полосу и сейчас вас окучивает этот самый хмурый бес; вы узнаёте его почерк во всех своих мыслях, во всех жестах, в своем поведении. Отключите комментарии! Это период, который просто нужно пережить.

Не надо грузить себя бесконечно мыслями. Как лошадка, которая в цирке бегает по кругу без конца и края и никак не может остановиться, мы так же гоняем свои мысли. Особенно бессонными ночами никак не можем выключить свои бесконечные размышления, переливая из пустого в порожнее, как будто не человек вырабатывает эти строчки, эти тексты, а компьютерный бот выдает автоматной очередью эти мысли и помышления. Отключите комментарии! Не надо напрягаться по этому поводу.

Кроме того, одна из стратегий этого хмурого беса заключается в том, чтобы смутить человека церковного, человека с чуткой совестью. Например, в житии преподобного Ефрема Сирина мы читаем, что он отличался удивительным качеством: он никогда не смущался, что бы ни произошло, что бы ни случилось. Мы смущаемся в силу своей мнительности: неправильно сказали слово, неправильно ступили, неправильно взяли благословение, что-то не так сказали, попали в двусмысленную ситуацию. И это начинает нас разрушать, напрягать. Это как раз и есть путешествие со скоростью 120 км/час на первой передаче. Вы изнашиваете себя, это совершенно не нужно. Отключите комментарии! Иногда это помогает.

Да, бывает, что в своей мнительности человек заходит очень далеко и уже не может не напрягаться. Это разрушительная стратегия, от нее нужно отвыкать. И отвыкают обычно долго, годами. Так же, как она годами усваивается, так годами потом постепенно выпрямляется. Но это можно выпрямить.

Господь не требует от нас этого ненужного напряжения, Он не хочет этого. Он не хочет, чтобы мы мучились от церковных постов, церковных правил. Это не тот путь, не та цена, которую мы должны заплатить за радость быть в Церкви. Поэтому начать нужно с того, что остановиться, осмотреться и с предельной внимательностью осмыслить этот простой тезис – не напрягаться. И для начала, как первый шаг,отключить комментарии.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X