Свет невечерний. Как выжить в эпоху перемен

1 апреля 2025 г.

Так получается, что какому-то из поколений непременно приходится жить в эпоху перемен, причем перемен глобальных. Иногда обрушение, казалось бы, вечных устоев бывает настолько пугающим, что люди начинают принимать эпоху перемен за конец света. Как это пережить? Как не потерять надежду, самообладание, веру в Господа и просто волю к жизни в эпоху перемен, когда вокруг все рушится? Рушится не только личная жизнь, но меняется страна, меняются люди, меняется все вокруг, и эти перемены не могут не затронуть тебя, не могут не ранить, не могут не внушать ужас от того, что созерцаешь вокруг.

В эту минуту очень полезно вспомнить, что эти обрушения, эти неожиданные руины, которые мы видим вокруг, не новость для нашего мира. Таких эпох перемен было великое множество, и нам есть у кого поучиться, как вести себя в эпоху перемен. Для нас такими учителями являются святые люди, которые всем сердцем, всем своим существом, всеми своими мыслями прикипали к Господу и с достоинством переносили те катастрофы и катаклизмы, внутри которых они находились и через которые Господь доверял им пройти.

В конце VI века на свет появился великий молитвенник и подвижник – блаженный Иоанн Мосх, написавший книгу «Луг духовный». Эту книгу многие знают. Для многих монахов, особенно подвижников прошлых поколений, это была настольная книга. Я встречал людей (монахов и монахинь), которые читали ее постоянно. И для меня эта книга стала важнейшей опорой и вехой, к которой снова и снова возвращаешься.

«Луг духовный» это собрание историй, повествований из житий святых, что Иоанн Мосх лично слышал от подвижников благочестия, которых ему довелось видеть собственными глазами. Этот сборник удивительных историй писался на протяжении 22 лет. Иоанн Мосх появился на свет и прожил свою жизнь как раз в эпоху глобальных перемен, которые накрыли дымной тучей Византийскую империю и привели к появлению абсолютно нового мира.

Конец VI – начало VII века. Место, где жил блаженный Иоанн Мосх, – это ойкуменаобитаемая вселенная»). Мы понимаем, что географически это был мир довольно небольшой, очень хрупкий. Это мир, в котором еще нет ни Северной, ни Южной Америки, потому что они будут открыты спустя почти тысячу лет. Еще нет Австралии и Новой Зеландии. Это ойкумена, для которой нет большей части Африки, есть только часть Северной Африки, обитаемый ареал Латинской Африки, Греческой Африки, которая была хранилищем античной греческой и латинской культуры. Это мир, когда Европа только-только начинает заявлять о себе, особенно южная Европа. Например, Британия или Ирландия являются такой деревней, такой окраиной, дальше которой просто невозможно помыслить. Это мир, в котором нет России, она еще не появилась, на месте этих территорий густой лес. И нет никакой государственности, никакой культуры, никакой идентичности. Это мир, который не знает Китая, почти не знает Индии, Японии.

Тем не менее это уже довольно старый мир, в котором были Египет, Древний Рим, были традиции Греции. Той самой Греции, которая на протяжении тысячи лет соперничала в военных конфликтах с Персидской империей. Этот конфликт начался за тысячу лет до тех событий, которые застал блаженный Иоанн Мосх. Все это время греки воевали с персами, и в тот период, на который пришлось деятельное путешествие Иоанна Мосха, как раз произошла одна из решающих схваток между Византийской империей и империей персов. С одной стороны – император Ираклий, у которого сильное войско, которым можно разгромить персов. С другой стороны – Персидская империя, которая собрала последние силы, чтобы расквитаться с греками. Царь Хозрой совершает неожиданные, но очень успешные вылазки, захватывая новые земли, отнимая их у императора Ираклия. Это чревато страшными катастрофами: миллионы беженцев, резня. Персы вырезают целые города, захватывают окрестности Константинополя. Именно тогда появляется «неседален» тот самый Акафист, который мы поем Божией Матери: он вызрел именно в этот период, когда Византийская империя висела на волоске.

Хозрою удается захватить Иерусалим, пленить патриарха, пленить древо Господне. Для той эпохи это был символический жест, который должен был сломить волю христианского воинства к сопротивлению. Потому что Иерусалим пал, патриарх в плену, древо Господне в плену у персов. А тут еще Византийскую Церковь сотрясают внутренние конфликты, спорят по поводу ереси монофизитов, ереси монофелитов. Какая-то бесконечная катастрофа! Друг друга ссылают, проклинают, предают анафеме. Какой-то водоворот событий; бесконечная Хиросима, но только в раннем Средневековье.

И в этом котле событий жил монах Иоанн Мосх. Он поселился в палестинском монастыре, по послушанию отправился в египетские монастыри, потом обошел все монастыри Древней Палестины, начиная с монастыря святого Феодосия, где нашел молодого послушника по имени Софроний, будущего патриарха Иерусалима. Вместе с этим послушником Иоанн Мосх обходит все монастыри, находит старцев, записывает древнейшие предания. Потом он приходит в Египет. В Египте в это время случается страшная катастрофа: персидские войска вторгаются в Египет и сжигают все на своем пути. Но Иоанн Мосх успел поработать в знаменитой Александрийской библиотеке. Дальше он отправился в Рим. Это длинное путешествие старца и послушника длилось больше 20 лет.

Ключевой момент всех этих событий заключается в том, что пока византийский император и персидский царь сражались, на Аравийском полуострове пришел в возраст человек по имени Мухаммед. Пока греки и персы делили «обитаемую вселенную», сила нового исламского мира, никем не замеченная, настолько окрепла, что уже в 638 году тот самый Иерусалим, который захватили персы, был захвачен халифом Омаром, и тысячелетняя Персидская империя рухнула под ударами новой силы. Весь мир полностью, кардинально и навсегда изменился.

Но в это время Иоанн Мосх и его послушник Софроний обходят монастыри и записывают вечное предание. Предание, которое сейчас лежит у нас на столе, с которым мы проходим свой духовный путь и к которому постоянно возвращаемся. Потому что в этом мире среди круговерти событий, дел, может быть, очень ярких, трагических, есть вечные мотивы. И даже в эпоху перемен можно оставаться верным Господу, быть внутри этого вечного смысла, который никогда не изменится. Рушатся империи, уходят со сцены великие владыки, на смену им приходят какие-то другие силы, непредсказуемые, неожиданные. Но человек, который навсегда с Господом, смотрит на эту суету совсем другими глазами.

Иоанн Мосх и его ученик святой Софроний, оказавшись в такой страшной круговерти событий, тем не менее своим обликом, своей речью сообщают нам такую удивительную тишину, такое благодатное молитвенное состояние, что не верится, что эти два святых человека вызрели в такую сложную эпоху перемен.

Для нас это отличный пример, потому что мы тоже находимся внутри круговорота страшных событий, которые стремительно меняют наш мир. И очень важно не увлечься этим водоворотом, а всем сердцем, всей мыслью остаться рядом с вечным смыслом, рядом с Господом и все свои помыслы, все свои надежды связать с Евангелием Божиим. То есть идти тем путем, который показали святой Иоанн Мосх и его ученик Софроний Иерусалимский.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X