У Рэя Брэдбери, одного из моих любимых писателей, есть замечательный рассказ: «Призраки нового замка». Он написан в цикле дублинских, ирландских историй, пропитанных мистикой Изумрудного острова, которые читаются с большим интересом, как, собственно, и все, что написал этот великий американский писатель. Этот рассказ интересен нам не только как любителям литературы, но прежде всего как христианам, стоящим перед вопросом, который иногда волнует нас очень живо, поскольку касается нас самих, судьбы нашего рода, нашего дома.
Повествование ведется от лица молодого писателя, который едет в гости к своей приятельнице, богатейшей наследнице старинного ирландского аристократического рода, владелице старинного двухсотлетнего замка, который находится в чудесном, почти магическом месте. По дороге молодой писатель вспоминает, как он познакомился с этой герцогиней, какие были встречи. И этот древний старинный замок, который он собирается посетить, связан у него с воспоминаниями о бесконечных оргиях, которые устраивала богатая наследница.
Читать это человеку осторожному, может быть, даже несколько неприятно. Потому что образ жизни сильных мира сего, особенно богатых людей, не скованных ни стыдом, ни совестью (а именно об этом говорит молодой писатель), – почти скотский: бесконечные попойки, какие-то дикие выходки, мерзость случайных знакомств, встреч, тяжелое похмелье после того безобразия, которое позволяли себе молодые богатые люди, не связанные никакими нравственными нормами. И все это творилось в этом замке каждые субботу и воскресенье. Это превратилось в какой-то бесконечный обряд.
Так вот, спустя много лет после всех этих молодецких похождений этот писатель возвращается в замок и прямо на лужайке, перед входом в этот старинный дворец готической архитектуры, встречает наследницу. Она говорит ему, что не может войти в замок, потому что этот дом изгнал ее навсегда. И она просит, чтобы ее друг, ее верный товарищ взял себе этот старинный дом.
Писатель заходит в замок, с восторгом его осматривает. Хозяйка не смеет войти в дом и просит его понять, что произошло, что поменялось. Он видит старинный гобелен, древнюю посуду, старинную библиотеку, в которой более пяти тысяч томов, отливающих разными оттенками старинных кожаных переплетов: вишневые, малиновые, коричневые, с золотыми тиснениями... И все это изобилие снова волнует его, волны воспоминаний накрывают его. Он видит роскошь этого старинного замка, это богатство, которое было собрано несколькими поколениями ирландских аристократов.
И тут хозяйка говорит ему, что тот самый замок, который так любил этот писатель, сгорел четыре года назад. Сгорел внезапно. Она говорит, что он сгорел потому, что сам так решил, устав от той мерзости, которой его запятнали несколько поколений беспутных аристократов. Особенно последняя наследница, которая ни в чем не знала удержу. Она это очень хорошо почувствовала. Она стала рассказывать, как они с прислугой сидели на лужайке, допивали шампанское с бисквитами, которые остались где-то в сторожке, и смотрели на пылающий замок. Она, будучи богатой герцогиней, подкупила полицию, прессу, и никто не узнал о пожаре в замке. За четыре года, потратив огромные деньги, она восстановила все в точности так, как было в том старинном дворце, вплоть до того, что все книги были найдены, куплены, выполнены с тем же тиснением, что и когда-то. Старинную картину и гобелен сделали самые лучшие профессионалы, а замок отделали каменщики, привезенные из Флоренции.
Как только дом был закончен, она снова собрала компанию лихих пьяниц и гуляк. Но как только они приступили к первой трапезе, они вдруг почувствовали какой-то дикий ужас и выбежали из дома, разбежались. И она говорит, что с тех пор не может зайти внутрь. Потому что дом устал от мерзости, он изгнал их.
Знаете, в этом рассказе очень много правды, которую почувствовал тонкий и глубокий писатель и мыслитель Рэй Брэдбери. Мы ведь и сами с этим сталкиваемся, когда понимаем, что «ничто на земле не проходит бесследно». Мы своим развратом, неправдой, завистью, обидой, ложью не только пятнаем свою совесть, но оставляем следы на стенах наших домов, жилищ. Это следы и раны, которые остаются на всем роде. И когда говорят о доме, не случайно в словоупотреблении это слово очень часто ассоциируется с родом. Говорят: дом Меншиковых, дом Пушкиных. Это род.
Есть пятна, которые изводят, мучают все живое вокруг. От этого страдают даже растения. Даже сады в тех усадьбах, где творилось беззаконие, болеют какой-то особой болезнью, пытаясь выболеть то нечестие, которым люди пятнают все живое и неживое вокруг себя.
Но в рассказе Рэя Брэдбери не произошло искупления. Дом изгнал богатую наследницу, как не принял и писателя, который пытался провести в нем хотя бы одну ночь. Они были изгнаны. Они оставили дверь этого великого дворца открытой, чтобы дом принял какого-то хорошего человека, а сами разбежались по каким-то берлогам, не покаявшись в своих поступках.
А вот Евангелие говорит нам, что есть путь искупления. Есть путь исцеления, которое исходит из сердца человека. Как осквернение всего вокруг идет из сердца человека, точно так же исцеление, искупление, покаяние, врачевание тоже идут из сердца человека.
В Евангелии от Луки есть знаменитая сцена с покаянием мытаря Закхея, который был известным мздоимцем и обидчиком, многолетним осквернителем всего вокруг. Но, увидев Господа, он сказал: половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8). То есть он не потратил эти средства на реставрацию сгоревшего дома, но попытался всеми силами, всем остатком своей жизни залечить раны, нанесенные буйной, грешной, скверной молодостью.
И для нас это путь спасения дома. Слава Богу, многие люди приходят в себя, понимают, что знаки, которые посылает Господь, в том числе и такие жестокие пожары, которые происходят внутри семей, родов, призывают покаяться. Надо успеть загладить раны, смыть ту скверну, которую мы нанесли всему, что нас окружает. Это путь евангельского покаяния. И это ответ на вопрос, как спасти погибающий дом.
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Новые чудеса преподобного Сергия
Божественная литургия 15 мая 2025 года
У книжной полки. Как воспитать счастливого человека
По святым местам. Храм Святого Александра Невского в Термезе
«Православный на всю голову!». Нечаянная радость, или Как Богородица верным помогает
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!