Свет невечерний. Болотный проповедник

14 января 2025 г.

Каждый проповедник, будь то сельский батюшка, у которого на литургии в церкви стоит 20 человек, или яркий проповедник, которого слушают миллионы, знает, что благовестие слова Божия, разговоры о Боге, о Евангелии сродни юродству. Потому что всякий слушатель имеет полное моральное право задать вопрос проповеднику: «А сам-то ты что?» Мол, говоришь такие высокие слова, призываешь к святой жизни, а сам-то попытался жить так, как говоришь?

Глядя на проповедников, на публичных личностей (а в Церкви их сейчас достаточно много), может сложиться впечатление, что это люди довольно благополучные, влиятельные и пользующиеся огромной честью. Но на самом деле это путь юродства, и всякий проповедник рано или поздно осознает, что это путь самообличения. Ведь что бы ты ни сказал, все это обращается к тебе.

По большому счету это касается не только известных проповедников, но и любого христианина. Каждый из нас, признавшись, что он христианин, уже ставит себя в положение уязвимого человека, в состояние цели, в которую позволено стрелять любому неленивому. Всякий может предъявить нам счет. Начиная от каких-то юродивых вопросов и заканчивая вполне резонными замечаниями, касающимися нашей обыденной жизни.

Вспомните, как часто наши домочадцы нам с упреком говорят, что мы ведем себя не как христиане, что мы далеко не пример, что мы оказались не на высоте. Например, на работе, когда нужно было защитить несчастного человека, мы побоялись. Когда появилась возможность сжульничать, зная, что никто не заметит, мы разрешили это себе. И масса таких историй, касающихся нетерпимости, обидчивости, даже жестокости. А ведь это должно быть совершенно чуждо христианину, потому что Евангелие – это проповедь человеколюбия. Откуда в нас жестокость? Откуда эти жесткие слова, которыми оцарапываешь человека, который находится рядом?

Поэтому одно из самых серьезных испытаний для совестливого христианина (говорю так потому, что бывают и бессовестные, наверное; во всяком случае, в разные периоды своей жизни мы бываем разными) – это испытание примером. И оно настолько невыносимое, что люди иногда просто надрываются от этого, особенно родители. В каждой святой книге мы читаем, что должны быть примером для своих детей (кстати, и даже для своих родителей, если мы единственные христиане в своей семье). «Ты должен быть для них примером! Ты же святой человек! Как ты себя ведешь?» Это невыносимо, это очень тяжело.

Открываешь любую книгу по православной педагогике, и там сказано, что дети больше внимают не тому, что мы говорим, а тому, как мы себя ведем. Вот что важно. А ведем мы себя так, что все становится ясно. Совершенно естественно, что из-за этого надрыва просто опускаются руки. Думаешь: «Ничего не получается. Может, мне и не надо лишний раз упоминать о том, что я христианин? Может, не надо демонстрировать крестное знамение при свидетелях? Может, мне иногда и крестик не надо носить? Все равно толку никакого нет».

Это пораженческие настроения, которые нужно с решительностью от себя отстранить. Слова поддержки, как это ни странно, можно найти в одной из самых «опасных» книг в православной литературе – у преподобного Иоанна Лествичника. Он говорит о том, что не нужно смущаться от того, что ты призываешь к чему-то святому, подлинному, рассказываешь о Христе, когда сам еще находишься в скверной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник различал два состояния. Он говорил, что можно научать, а можно претендовать на начальствование, на руководство, когда, зная, что сам еще не одолел этих высот, вдруг становишься в позу великого руководителя. Так вот, он говорил, что научать можно и нужно: если ты знаешь, как правильно, нужно об этом прямо говорить. Даже если у тебя самого не получается так жить, так молиться, так поступать, но ты знаешь, как правильно, не нужно бояться об этом свидетельствовать. Потому что люди иногда просто не знают, как правильно.

Мы сейчас оказались в ситуации настолько выросшего градуса секулярности современного мира, что появилось поколение, которое не знает элементарных вещей о законе Божием, которые даже для советского школьника были самоочевидны. И нужно говорить!

Преподобный Иоанн Лествичник так пишет об этом в своей гениальной книге: «Если некоторые, мучимые прежде приобретенными привычками, могут хотя простым словом учить других, да научат…» Допустим, человека мучают прежде приобретенные привычки. Бывают такие привычки, с которыми никак не справишься. На что только люди не идут, но не получается. Видимо, решимости не хватает. Или, может быть, Господь, чтобы спасти нас от чего-то худшего, попускает меньшее зло. И об этом тоже Иоанн Лествичник говорит, что гордыня – это бесовская скверна; и она гораздо хуже скверны человеческой. Может быть, иногда Господь тем, кто особенно склонен к высокомерию, попускает подобные вещи, не вытаскивает из этого болота.

Так вот, Иоанн Лествичник далее говорит: «…да научат, только да не начальствуют…» Не надо с претензией заявлять: мол, я есть критерий истины, судья и мерило вашей жизни и поступков; я вам сейчас все расскажу. Иоанн Лествичник пишет: «Может быть, они когда-нибудь, хотя собственных слов устыдившись, начнут деятельную добродетель».

Вот я вам говорю многие годы с экрана о каких-то вещах, и, может быть, Господь попускает мне произносить эту речь до сих пор, на протяжении более десятка лет, только потому, что, говоря о святых вещах, когда-нибудь я сам устыжусь того, о чем говорю, и исправлюсь. Может быть, и сам себе пользу принесу.

Иоанн Лествичник продолжает: «Таким образом, и на них сбудется то, что, как я видел, случалось с некоторыми погрязшими в тине: испытавши нечистоту ее, они рассказывали мимоходящим, каким образом попали в тину; и делали сие в предохранение их, чтобы и они не погрязли, идя тем же путем; и за спасение иных Всесильный избавил и их от тины греха».

Подумайте, как точно сказано! То есть человек знает, что он и сам находится в болоте, но, не стыдясь, говорит об этом, понимая, что кого-то может остановить. Он знает, что его будут упрекать: «Ты учитель, что ли? Молчал бы лучше!» Но он не будет молчать, все равно скажет, как правильно. Потому что так жить нельзя. Мол, посмотрите, до какого скотского состояния я сам себя довел; не поступайте так, как я, этим путем идти нельзя, но есть путь правильный.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что есть люди, которые не устыдились этого юродивого состояния, но из милосердия, человеколюбия, а самое главное – из любви к истине, к правде Царства Божьего, принимая свое постыдное юродивое положение, когда любой может запустить в тебя ботинком, все равно говорят правду. И для них это становится путем спасения. По-моему, это настолько глубокая и утешительная мысль, что после таких слов преподобного мы должны отбросить все пораженческие, депрессивные настроения, не изводить себя комплексом образцового христианина. Нужно быть проще, зная, что мы спасаемся не своими делами, не своими выдающимися поступками, а только милосердием Божиим.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X